Понятие и функции гражданско-правовой ответственности
Субъекты гражданского права нацелены на приобретение определенных имущественных благ, а также сохранение и преумножение уже принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав (благ), для чего они вступают в разнообразные правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Гражданское правонарушение не только затрудняет или делает невозможным достижение указанных целей, но зачастую сопровождается причинением имущественного, а иногда и неимущественного (морального) вреда участникам гражданских отношений, что требует предоставления последним адекватных средств правовой защиты. Традиционно такая защита достигается с помощью института гражданско-правовой ответственности, направленного на ликвидацию неблагоприятных последствий, возникших у потерпевшей от правонарушения стороны.
Гражданско-правовой ответственности присущи все признаки юридической ответственности: нормативная определенность, государственно-властный принудительный характер, реализация в установленном законодательством порядке.
Вместе с тем гражданско-правовая ответственность отличается следующими отраслевыми особенностями, предопределенными предметом и методом гражданско-правового регулирования:
носит имущественный характер, отрицательно воздействуя на имущественную сферу правонарушителя;
является дополнительным обременением для должника, т.е. таким обременением, которое не вытекает из ранее существующего правоотношения между сторонами, а обусловлено совершением правонарушения;
направлена на компенсацию имущественных потерь потерпевшей от правонарушения стороны и поэтому взыскивается в ее пользу, а не в доход государства;
как форма защиты потерпевшей стороны подлежит применению только по ее требованию;
выступая важнейшим инструментом урегулирования взаимоотношений сторон на стадии правонарушения, может быть согласована сторонами заранее, но лишь в той мере, в какой это не противоречит императивным предписаниям гражданского законодательства.
Меры гражданско-правовой ответственности необходимо отличать от других санкций, реализация которых гражданско-правовой ответственностью не является.
Так, не подпадают под признаки гражданско-правовой ответственности санкции неимущественного характера (например, опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию лица сведений; расторжение договора при существенном нарушении обязательства одной из сторон; перевод должника на иную форму расчетов и т.д.), а также имущественные санкции, взыскиваемые в доход государства (например, обращение в доход государства полученного сторонами по сделке, совершение которой запрещено законодательством, ст. 170 ГК).
Не создает дополнительных обременений для должника и потому не признается гражданско-правовой ответственностью понуждение должника к исполнению принятого на себя обязательства (например, отобрание индивидуально-определенной вещи и передача ее кредитору, ст. 369 ГК; устранение подрядчиком недостатков в выполненной работе). Напротив, всем признакам гражданско-правовой ответственности отвечает возмещение правонарушителем потерпевшему причиненных ему в результате правонарушения имущественных потерь (убытков), а также уплата определенной денежной суммы, установленной в акте законодательства или в договоре на случай правонарушения.
Привлечение правонарушителя к гражданско-правовой ответственности может сочетаться с применением других санкций, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. Например, если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 3 ст. 586 ГК). В случае поставки товара ненадлежащего качества, покупатель вправе требовать от поставщика безвозмездного устранения недостатков товара а разумный срок (п. 1 ст. 488 ГК), взыскания установленной в договоре неустойки за поставку некачественного товара и возмещения убытков, вызванных данным правонарушением.
В научной литературе можно встретить различные подходы к определению гражданско-правовой ответственности.
Наряду с традиционным ретроспективным (негативным) взглядом на ответственность как на последствие гражданского правонарушения существует перспективная (позитивная) точка зрения, согласно которой ответственность заключается в неуклонном, строгом исполнении субъектами права своих обязанностей. Большинство авторов критически оценивают концепцию «позитивной юридической ответственности», считая, что ее сторонники отождествляют ответственность с правомерным поведением, поощрением, правовым долгом и т.д.
К позитивной концепции примыкает определение ответственности как обязанности, необходимости дать отчет в своих действиях. Такое мнение радикально противоречит основным принципам и нормам ответственности по действующему праву, которое данной обязанности на привлеченного к ответственности не возлагает и категорически запрещает на него такую обязанность возлагать.
Согласно социально-психологической трактовке ответственность - это способность лица отдавать отчет в своих действиях . Однако, как справедливо отмечалось в литературе, способность лица отдавать отчет в своих действиях и отвечать за них составляет содержание деликтоспособности и представляет собой необходимую предпосылку ответственности.
Распространенной является точка зрения, согласно которой юридическая ответственность - это исполнение обязанности на основе государственного принуждения. Тот факт, что требования о гражданско-правовой ответственности зачастую удовлетворяются в добровольном порядке, не лишает гражданско-правовую ответственность государственно-властного принудительного характера. Но не всякое исполнение обязанности на основе государственного принуждения является ответственностью. Большинство авторов не считают ответственностью понуждение должника к реальному исполнению принятого на себя обязательства.
Согласно другому подходу гражданско-правовая ответственность состоит в государственном осуждении лица, ненадлежащим образом выполнившего принятую на себя обязанность, а потому ответственность наступает только за виновное совершение правонарушения. Отметим, что в условиях значительного расширения сферы применения гражданско-правовой ответственности независимо от вины, акцент на осуждающей оценке государства при определении гражданско-правовой ответственности едва ли оправдан.
Ряд авторов определяют гражданско-правовую ответственность как отрицательные имущественные последствия для нарушителя в виде лишения его субъективных гражданских прав либо возложения на него новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей. Сторонники данного подхода основное внимание уделяют содержательной стороне гражданско-правовой ответственности, а именно характеристике мер данной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность - это обеспеченное силой государственного принуждения возложение на правонарушителя неблагоприятных последствий совершенного им правонарушения в виде предусмотренных законодательством и (или) договором санкций имущественного характера, взыскиваемых по требованию потерпевшей стороны и направленных на восстановление ее имущественного положения.
Существенная отраслевая особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что, с одной стороны, она является способом защиты интересов потерпевшей от правонарушения стороны, с другой — выступает средством воздействия на правонарушителя с целью формирования у него правомерной установки на будущее.
Таким образом, гражданско-правовой ответственности присущи следующие функции: компенсационная, штрафная, воспитательная и стимулирующая.
Главенствующее значение компенсационной функции гражданско-правовой ответственности предопределено имущественным эквивалентно-возмездным характером гражданских отношений. В результате гражданского правонарушения имущественная сфера потерпевшего оказывается нарушенной и нуждается в восстановлении. Компенсационный эффект гражданско-правовой ответственности заключается в том, чтобы уравновесить, привести в соответствие имущественное положение лица после правонарушения с тем, какое имело бы место, если бы правонарушение не было совершено.
Компенсационная направленность гражданско-правовой ответственности определяет соразмерность применяемых к правонарушителю мер ответственности причиненному потерпевшей стороне имущественному ущербу. Осуществление гражданско-правовой ответственности по общему правилу не должно вести к обогащению потерпевшего за счет правонарушителя.
Наиболее полным выражением компенсационной природы гражданско-правовой ответственности является ответственность в форме возмещения убытков. Компенсационная функция присуща и иным, взыскиваемым независимо от наличия убытков формам ответственности (неустойке, процентам за неправомерное пользование чужими денежными средствами), но по размеру они могут составлять сумму, меньшую или большую по сравнению с причиненными убытками.
О преобладающем значении компенсационной функции гражданско-правовой ответственности свидетельствует независимость размера ответственности от степени вины правонарушителя, а также возможность привлечения правонарушителя к ответственности при отсутствии его вины в случаях, установленных законодательством и договором.
Штрафная функция ответственности состоит в наказании правонарушителя за содеянное с целью недопущения противоправного поведения в будущем. В отличие от других видов отраслевой ответственности штрафная функция гражданско-правовой ответственности не имеет самостоятельного значения (не является самоцелью) и проявляется как правило лишь постольку, поскольку связана с возложением на правонарушителя неблагоприятных последствий компенсационного характера. В тех же случаях, когда применение гражданско-правовой ответственности сопровождается чрезмерным штрафным эффектом, в действие может быть приведен особый правовой механизм, направленный на устранение такого эффекта (например, уменьшение суммы неустойки, чрезмерно превышающей последствия правонарушения).
Из сказанного, однако, не следует, что штрафную функцию гражданско-правовой ответственности можно недооценивать. Отрицательно воздействуя на имущественные интересы правонарушителя, гражданско-правовая ответственность является наиболее действенным средством, побуждающим правонарушителя к правомерному, добросовестному и разумному поведению в будущем.
Как справедливо отмечалось в литературе, ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, восполним лишь для потерпевшей стороны, но не для общества в целом. В связи с этим особое значение приобретают стимулирующая и превентивная функции гражданско-правовой ответственности.
На стадии нормального развития гражданского правоотношения ответственность стимулирует участников к надлежащему поведению, угрожая неблагоприятными имущественными последствиями в случае правонарушения.
Превентивная (предупредительно-воспитательная) функция гражданско-правовой ответственности проявляется при привлечении правонарушителя к ответственности и заключается в формировании у правонарушителя под воздействием применяемых к нему санкций стойкой установки на правомерное поведение в будущем. В результате применения гражданско-правовой ответственности воспитательному воздействию подвергается как сам правонарушитель, так и третьи лица. Соответственно осуществлением гражданско-правовой ответственности достигается частная и общая превенция.
Ответственность стимулирует участников гражданских отношений к принятию всех необходимых и зависящих от них мер к надлежащему исполнению имеющихся у них обязанностей, а в некоторых случаях (когда ответственность наступает независимо от вины) к принятию таких мер, которые способствуют снижению риска случайного нарушения обязательств или случайного причинения вреда. К примеру, профессиональный участник гражданского оборота обязан прогнозировать возможное негативное для него изменение рыночной конъюнктуры с целью разработки экономических и юридических механизмов, обеспечивающих надлежащее исполнение существующих обязательств. Владелец источника повышенной опасности стимулируется к постоянному поиску новых организационно-технических решений, направленных на минимизацию случайного причинения вреда деятельностью, связанной с источником повышенной опасности.