Правовое положение антикризисного управляющего

Законодательство о несостоятельности преследует опреде­ленные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать правовые предписания соответ­ствующим образом должен (призван) антикризисный управля­ющий. Институт управляющих является одним из основных элементов современной системы несостоятельности.

В современных условиях следует отдельно вести речь об ан­тикризисных управляющих, правовой статус которых опреде­лен в нормах Закона о несостоятельности, и об антикризисных управляющих, правовой статус которых определен в нормах Указа № 508.

Антикризисный управляющий (далее — управляющий) на­значается хозяйственным судом для реализации целей проце­дур банкротства и осуществления иных полномочий в соответ­ствии с нормами законодательства о несостоятельности.

Управляющим может быть физическое лицо, зарегистрирован­ное в качестве индивидуального предпринимателя, организация со статусом юридического лица.

Физическое лицо и руководитель организации — управляю­щего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяй­ственной (предпринимательской) деятельности и не иметь су­димости.

Лицо осуществляет полномочия управляющего на основа­нии лицензии, выдаваемой Департаментом по санации и банк­ротству Министерства экономики в порядке, определенном Де­кретом № 17 и Положением о лицензировании деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным Постановлением Министерства экономики от 20 октября 2003 г. № 1364. Лицензия выдается физическому лицу, аттестованному Департаментом на соответствие профес­сионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получившему соответствующий аттестат управляющего, или организации, руководитель которой также аттестован и получил аттестат.

Лицензии управляющих подразделяются на три категории в соответствии с категорией аттестата и действуют в течение пя­ти лет. Указанный срок по истечении может быть продлен по заявлению лицензиата на пять лет. Лицензия категории «А» да­ет право на осуществление деятельности в качестве управляю­щего в производстве по делу о банкротстве должника, имеюще­го численность работников до 100 человек, лицензия катего­рии «В» — в производстве по делу о банкротстве должника, име­ющего численность работников до 1000 человек, лицензия ка­тегории «С» — в производстве по делу о банкротстве должника без ограничения численности работников.

Закон о несостоятельности определяет права и обязанности управляющего (например, ст. 35, 36, 75, 76), которые зависят от конкретной процедуры банкротства.

В обязанности управляю­щего входит, в частности,

ведение дел должника,

обеспечение сохранности имущества должника и осуществление мер по его защите;

осуществление мер по защите прав и интересов трудо­вого коллектива (коллектива работников организации) долж­ника;

осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц, и т.д.

Для реализации своих обязанностей управляющий вправе:

осуществлять контроль за обеспечением сохранности имущес­тва должника;

получать вознаграждение;

ходатайствовать пе­ред хозяйственным судом о представлении и (или) истребова­нии у организаций необходимых документов, заключений, пред­ставлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материа­лами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено норма­ми права;

проводить экспертизу финансово-хозяйственной дея­тельности должника и анализ финансового состояния и плате­жеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов и т.д.

Управляющий получает вознаграждение за свою деятель­ность в порядке, предусмотренном нормой ст. 77 Закона о несо­стоятельности, за каждый месяц осуществления своих полно­мочий. Размер вознаграждения устанавливается хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не пре­дусмотрено в положениях Закона о несостоятельности. Мини­мальный размер этого вознаграждения и порядок его выплаты определяются в нормах Положения о порядке назначения и вы­платы вознаграждения временному (антикризисному) управля­ющему в производстве по делу об экономической несостоятель­ности (банкротстве)*.

Кроме основного вознаграждения, определяемого в соответ­ствии с повременным подходом, управляющему может быть вы­плачено дополнительное вознаграждение, назначаемое хозяй­ственным судом по результатам деятельности управляющего.

Неисполнение, недобросовестное или ненадлежащее испол­нение управляющим своих обязанностей влечет различные пра­вовые последствия, которые зависят в первую очередь от того, причинены ли этим убытки должнику или кредиторам. Отсут­ствие убытков может повлечь освобождение управляющего от исполнения обязанностей или его дисквалификацию. При этом дисквалификация влечет лишение управляющего лицензии (ст. 78, 82 Закона о несостоятельности). Наличие убытков явля­ется основанием для привлечения управляющего к гражданско- правовой ответственности. Кроме того, ненадлежащее исполне­ние управляющим своих обязанностей влечет наложение штра­фа на управляющего — физическое лицо в размере от 10 до 50 ба­зовых величин, на управляющего - организацию - в размере от 50 до 500 базовых величин (подп. 6.2 Указа № 508).

Процедуры банкротства

Термин «процедуры банкротства», которым оперируют нормы Закона о несостоятельности, носит условный характер, так как процедурой банкротства в собственном смысле являет­ся только конкурсное производство и его упрощенные разно­видности: процедура банкротства ликвидируемого должника - организации со статусом юридического лица и процедура бан­кротства отсутствующего должника. Эти процедуры в отличие от остальных применяются к должнику, признанному банкро­том. Конкурсное производство является основной, но не един­ственной процедурой банкротства, т.е. нормы Закона о несо­стоятельности закрепляют так называемую множественность процедур.

В современной системе антикризисного управления значи­тельное место заняли восстановительные процедуры.

В соот­ветствии с нормой ст. 12 Закона о несостоятельности при рас­смотрении дела о банкротстве должника - организации со ста­тусом юридического лица применяются такие процедуры бан­кротства,

как защитный период,

конкурсное производство,

ми­ровое соглашение и иные, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, в частности процедура банкротства ликви­дируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т.е. упрощенные процедуры банкротства.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — индиви­дуального предпринимателя могут применяться

конкурсное производство,

мировое соглашение

и иные процедуры, преду­смотренные нормами Закона о несостоятельности, например процедура банкротства отсутствующего должника.

Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуе­мую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации.

Процедуры банкротства могут быть судебные и внесудебные.

Последние представлены внесудебной процедурой добровольного банкротства (разд. 12 Закона о несостоятельности) и досудеб­ным оздоровлением должника, которое представляет собой ме­ры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности организаций и индивидуаль­ных предпринимателей, а также по восстановлению их плате­жеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредите­лями (участниками) организаций, индивидуальными предпри­нимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами (подп. 1.4 Указа № 508).

Как отмечалось, норма подп. 1.6 Ука­за № 508 обязывает руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участни­ков) организации со статусом юридического лица, индивиду­альных предпринимателей, государственные органы и органи­зации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банк­ротства). При республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, в ведении или подчинении которых находятся непла­тежеспособные организации, созданы комиссии по преду­преждению экономической несостоятельности (банкротства), действующие в соответствии с нормами Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятель­ности, утвержденного Постановлением Совета Министров от 4 февраля 2004 г. № 126.

Должник вправе принимать меры по предупреждению эко­номической несостоятельности (банкротства) самостоятельно либо обращаться в государственный орган, в ведении или под­чинении которого он находится.

Обращение должника в орган, в ведении либо подчинении которого он находится, для приня­тия последним решения о досудебном оздоровлении оформля­ется в виде заявления в произвольной форме. К заявлению при­лагаются любые документы, свидетельствующие о том, что должник будет не способен удовлетворить требования кредито­ра (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обя­зательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними от­ношений, исполнить обязанности по уплате обязательных пла­тежей. Соответствующая информация может быть выявлена в результате проверки (ревизии) финансово-хозяйственной дея­тельности должника, при получении частного определения хозяйственного суда (подробнее об этом см. ниже). Любая ин­формация, свидетельствующая, по мнению должника, о его не­платежеспособности, может быть приложена к заявлению о вы­несении решения о досудебном оздоровлении. Однако каждый орган может устанавливать свои внутренние требования к оформлению заявления, перечню прилагаемых материалов, а при отсутствии необходимой информации может запрашивать ее в установленном порядке у соответствующих органов и орга­низаций. Вопрос о принятии решения о досудебном оздоровле­нии должника решается в каждом случае индивидуально; в этих целях может быть проведен анализ финансового состоя­ния и платежеспособности должника.

Решение о проведении досудебного оздоровления должни­ка принимается в форме, определенной положением об органе, которым оно принимается, — приказа, решения и т.д. С приня­тием решения о досудебном оздоровлении должника соответ­ствующим лицом или органом утверждается план мероприя­тий, направленных на предупреждение экономической несо­стоятельности (банкротства). Меры по досудебному оздоровле­нию должника могут приниматься как до возбуждения произ­водства по делу о банкротстве, так и после него.

Если до возбуждения производства по делу о банкротстве досудебное оздоровление не завершено, то перечень необходи­мых мер по восстановлению платежеспособности должника включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который по ходатайству должника, орга­нов, принявших решение о проведении досудебного оздоровле­ния, в целях завершения досудебного оздоровления может быть продлен сроком до трех лет (подп. 1.16 Указа № 508).

В соответствии с требованием подп. 1.10 Указа № 508 на хо­зяйственные суды возложена обязанность по своевременному информированию посредством вынесения и направления част­ных определений в адрес организаций, собственников иму­щества унитарного предприятия, учредителей (участников) ор­ганизации, индивидуальных предпринимателей, исполнитель­ных и распорядительных органов, государственных органов (организаций), в ведении либо подчинении которых находится должник, о необходимости принятия мер по проведению досу­дебного оздоровления в случае, если взыскиваемая с должника сумма не позволит ему в дальнейшем осуществлять предприни­мательскую деятельность. Организации или физические лица, руководители вышеперечисленных органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, либо принять соот­ветствующие меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообраз­ности.

При этом Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рекомендовал выносить частные опреде­ления одновременно в адрес должника, собственника имущес­тва унитарного предприятия, учредителей (участников) орга­низации, исполнительного и распорядительного органа, госу­дарственного органа (организации), в ведении либо подчине­нии которого находится должник*. В случае оставления част­ных определений без ответа либо непринятия необходимых мер реагирования (в том числе формальных ответов) хозяй­ственный суд направляет информацию в органы Комитета го­сударственного контроля Республики Беларусь для решения вопроса о привлечении соответствующих должностных лиц к ответственности согласно правилу подп. 6.1 Указа № 508.

Наши рекомендации