Правовое положение антикризисного управляющего
Законодательство о несостоятельности преследует определенные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать правовые предписания соответствующим образом должен (призван) антикризисный управляющий. Институт управляющих является одним из основных элементов современной системы несостоятельности.
В современных условиях следует отдельно вести речь об антикризисных управляющих, правовой статус которых определен в нормах Закона о несостоятельности, и об антикризисных управляющих, правовой статус которых определен в нормах Указа № 508.
Антикризисный управляющий (далее — управляющий) назначается хозяйственным судом для реализации целей процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности.
Управляющим может быть физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, организация со статусом юридического лица.
Физическое лицо и руководитель организации — управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не иметь судимости.
Лицо осуществляет полномочия управляющего на основании лицензии, выдаваемой Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики в порядке, определенном Декретом № 17 и Положением о лицензировании деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным Постановлением Министерства экономики от 20 октября 2003 г. № 1364. Лицензия выдается физическому лицу, аттестованному Департаментом на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получившему соответствующий аттестат управляющего, или организации, руководитель которой также аттестован и получил аттестат.
Лицензии управляющих подразделяются на три категории в соответствии с категорией аттестата и действуют в течение пяти лет. Указанный срок по истечении может быть продлен по заявлению лицензиата на пять лет. Лицензия категории «А» дает право на осуществление деятельности в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до 100 человек, лицензия категории «В» — в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до 1000 человек, лицензия категории «С» — в производстве по делу о банкротстве должника без ограничения численности работников.
Закон о несостоятельности определяет права и обязанности управляющего (например, ст. 35, 36, 75, 76), которые зависят от конкретной процедуры банкротства.
В обязанности управляющего входит, в частности,
ведение дел должника,
обеспечение сохранности имущества должника и осуществление мер по его защите;
осуществление мер по защите прав и интересов трудового коллектива (коллектива работников организации) должника;
осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц, и т.д.
Для реализации своих обязанностей управляющий вправе:
осуществлять контроль за обеспечением сохранности имущества должника;
получать вознаграждение;
ходатайствовать перед хозяйственным судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено нормами права;
проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов и т.д.
Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, предусмотренном нормой ст. 77 Закона о несостоятельности, за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознаграждения устанавливается хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не предусмотрено в положениях Закона о несостоятельности. Минимальный размер этого вознаграждения и порядок его выплаты определяются в нормах Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)*.
Кроме основного вознаграждения, определяемого в соответствии с повременным подходом, управляющему может быть выплачено дополнительное вознаграждение, назначаемое хозяйственным судом по результатам деятельности управляющего.
Неисполнение, недобросовестное или ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей влечет различные правовые последствия, которые зависят в первую очередь от того, причинены ли этим убытки должнику или кредиторам. Отсутствие убытков может повлечь освобождение управляющего от исполнения обязанностей или его дисквалификацию. При этом дисквалификация влечет лишение управляющего лицензии (ст. 78, 82 Закона о несостоятельности). Наличие убытков является основанием для привлечения управляющего к гражданско- правовой ответственности. Кроме того, ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей влечет наложение штрафа на управляющего — физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на управляющего - организацию - в размере от 50 до 500 базовых величин (подп. 6.2 Указа № 508).
Процедуры банкротства
Термин «процедуры банкротства», которым оперируют нормы Закона о несостоятельности, носит условный характер, так как процедурой банкротства в собственном смысле является только конкурсное производство и его упрощенные разновидности: процедура банкротства ликвидируемого должника - организации со статусом юридического лица и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры в отличие от остальных применяются к должнику, признанному банкротом. Конкурсное производство является основной, но не единственной процедурой банкротства, т.е. нормы Закона о несостоятельности закрепляют так называемую множественность процедур.
В современной системе антикризисного управления значительное место заняли восстановительные процедуры.
В соответствии с нормой ст. 12 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника - организации со статусом юридического лица применяются такие процедуры банкротства,
как защитный период,
конкурсное производство,
мировое соглашение и иные, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, в частности процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т.е. упрощенные процедуры банкротства.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — индивидуального предпринимателя могут применяться
конкурсное производство,
мировое соглашение
и иные процедуры, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, например процедура банкротства отсутствующего должника.
Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации.
Процедуры банкротства могут быть судебные и внесудебные.
Последние представлены внесудебной процедурой добровольного банкротства (разд. 12 Закона о несостоятельности) и досудебным оздоровлением должника, которое представляет собой меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) организаций, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами (подп. 1.4 Указа № 508).
Как отмечалось, норма подп. 1.6 Указа № 508 обязывает руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) организации со статусом юридического лица, индивидуальных предпринимателей, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). При республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, в ведении или подчинении которых находятся неплатежеспособные организации, созданы комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), действующие в соответствии с нормами Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров от 4 февраля 2004 г. № 126.
Должник вправе принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) самостоятельно либо обращаться в государственный орган, в ведении или подчинении которого он находится.
Обращение должника в орган, в ведении либо подчинении которого он находится, для принятия последним решения о досудебном оздоровлении оформляется в виде заявления в произвольной форме. К заявлению прилагаются любые документы, свидетельствующие о том, что должник будет не способен удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Соответствующая информация может быть выявлена в результате проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности должника, при получении частного определения хозяйственного суда (подробнее об этом см. ниже). Любая информация, свидетельствующая, по мнению должника, о его неплатежеспособности, может быть приложена к заявлению о вынесении решения о досудебном оздоровлении. Однако каждый орган может устанавливать свои внутренние требования к оформлению заявления, перечню прилагаемых материалов, а при отсутствии необходимой информации может запрашивать ее в установленном порядке у соответствующих органов и организаций. Вопрос о принятии решения о досудебном оздоровлении должника решается в каждом случае индивидуально; в этих целях может быть проведен анализ финансового состояния и платежеспособности должника.
Решение о проведении досудебного оздоровления должника принимается в форме, определенной положением об органе, которым оно принимается, — приказа, решения и т.д. С принятием решения о досудебном оздоровлении должника соответствующим лицом или органом утверждается план мероприятий, направленных на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства). Меры по досудебному оздоровлению должника могут приниматься как до возбуждения производства по делу о банкротстве, так и после него.
Если до возбуждения производства по делу о банкротстве досудебное оздоровление не завершено, то перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, в целях завершения досудебного оздоровления может быть продлен сроком до трех лет (подп. 1.16 Указа № 508).
В соответствии с требованием подп. 1.10 Указа № 508 на хозяйственные суды возложена обязанность по своевременному информированию посредством вынесения и направления частных определений в адрес организаций, собственников имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) организации, индивидуальных предпринимателей, исполнительных и распорядительных органов, государственных органов (организаций), в ведении либо подчинении которых находится должник, о необходимости принятия мер по проведению досудебного оздоровления в случае, если взыскиваемая с должника сумма не позволит ему в дальнейшем осуществлять предпринимательскую деятельность. Организации или физические лица, руководители вышеперечисленных органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, либо принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.
При этом Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рекомендовал выносить частные определения одновременно в адрес должника, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) организации, исполнительного и распорядительного органа, государственного органа (организации), в ведении либо подчинении которого находится должник*. В случае оставления частных определений без ответа либо непринятия необходимых мер реагирования (в том числе формальных ответов) хозяйственный суд направляет информацию в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь для решения вопроса о привлечении соответствующих должностных лиц к ответственности согласно правилу подп. 6.1 Указа № 508.