Правовое положение должника в процедуре банкротства
Характеризуя правовое положение должника, необходимо отметить, что само понятие «должник» при употреблении в нормах права о несостоятельности существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, применяемого в гражданском праве. Обычно этим термином обозначается сторона гражданско-правового обязательства, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как- то: передать товар, выполнить работу, уплатить деньги и т.д. (п. 1 ст. 288 ГК). Применительно к правовому регулированию несостоятельности под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. В то же время, когда речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, т.е. публично-правовая обязанность.
Правовое положение должника зависит от того, к какой категории он относится и на какой стадии находится дело о банкротстве, и значительно отличается от его положения как платежеспособного участника экономического оборота. В последнем случае организация или индивидуальный предприниматель обладают правоспособностью и дееспособностью.
После возбуждения дела о банкротстве их дееспособность ограничивается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника — организации с ликвидацией его правосубъектность прекращается. При этом ограниченные дееспособность и правоспособность должника восполняются действиями управляющего.
В соответствии с предписаниями ст. 61 ГК и ст. 1 Закона о несостоятельности положения нормативных правовых актов о несостоятельности (банкротстве) распространяются: на индивидуальных предпринимателей, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением деятельности предпринимателей; коммерческие организации, за исключением казенных предприятий; некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов.
Нормы законодательства об экономической несостоятельности не применяются, за исключением норм подп. 1.6 — 1.8 п. 1 и подп. 6.1 п. 6 этого Указа, а также норм ст. 15, 16 и ч. 4 ст. 113 Закона о несостоятельности, в отношении: субъектов естественных монополий; организаций, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты; организаций, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности* (подп. 1.3 Указа № 508).
Подп. 1.5 Указа № 508 закрепляет запрет на применение ликвидационного производства в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы.
Правом на обращение в хозяйственный суд с заявлением о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) обладают лица, указанные в нормах ст. 6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 236, 247, 250 Закона о несостоятельности:
сам должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений),
прокурор,
орган государственного управления по делам о банкротстве,
иные уполномоченные на то государственные органы (например, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь),
а также организации и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных нормами права (далее - уполномоченный орган), — в связи с неисполнением денежных обязательств.
Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.
Форма и содержание заявления должника и заявления кредитора подробно определены правилами ст. 23 — 30 Закона о несостоятельности, ч. 3 подп. 1.11 и ч. 2 подп. 1.12 Указа № 508.
Одним из условий реализации должником права на обращение в хозяйственный суд является принятие решения органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации организации, либо органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия. В этой связи к заявлению должника следует приложить решение учредителей (участников) должника — организации или собственника имущества должника — унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копию, заверенную в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями ст. 8 Закона о несостоятельности подача заявления должника является обязательной. В этих случаях заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в хозяйственный суд с указанным заявлением. В случае неисполнения обязанности по подаче заявления должника в хозяйственный суд или нарушения срока виновные лица, уполномоченные принимать решение о подаче данного заявления, несут субсидиарную ответственность (разумеется, в случае недостаточности имущества должника) по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении установленного месячного срока.
В соответствии с нормой подп. 1.35 Указа № 508 если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — организации со статусом юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества должника возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего. В настоящее время судебная практика основывается на возможности применения субсидиарной ответственности, в том числе и без вины. Наступление субсидиарной ответственности по обязательствам должника собственника его имущества, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, связывается с наличием следующих обстоятельств: экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана указанными лицами; имущества должника недостаточно для погашения его задолженности перед кредиторами.
В соответствии с нормой подп. 1.6 Указа № 508 руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) организации, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) субъекта предпринимательской деятельности.
Для проведения так называемого досудебного оздоровления указанные лица наделены рядом полномочий, перечисленных в подп. 1.6 Указа № 508, а именно:
они могут изменять структуру и состав органов управления организаций;
взыскивать дебиторскую задолженность;
принимать меры по выделению организациям и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами,
заключению договоров займа (кредитных договоров),
погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
содействовать достижению соглашений между организациями и индивидуальными предпринимателями и кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий, и т.д. Неисполнение этой обязанности является бездействием, которое также может стать причиной экономической несостоятельности (банкротства).
К лицам, которые имеют право предъявить иск о привлечении к субсидиарной ответственности, отнесены кредитор (кредиторы) и его правопреемники, прокурор, государственные органы (подп. 1.35 Указа № 508). Иски о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются после открытия ликвидационного производства в хозяйственный суд в случае выявления недостаточности имущества должника. В период рассмотрения дела о банкротстве такие иски подаются в хозяйственный суд, рассматривающий это дело. Норма подп. 1.35 Указа № 508 предусматривает специальный срок исковой давности для привлечения к субсидиарной ответственности, равный 10 годам и исчисляемый с момента возбуждения дела о банкротстве.
Возвращаясь к условиям реализации должником права на обращение в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве), следует отметить, что должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве). Кроме того, должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами (ст. 7, 23 Закона о несостоятельности).