Правовое положение должника в процедуре банкротства

Характеризуя правовое положение должника, необходимо отметить, что само понятие «должник» при употреблении в нормах права о несостоятельности существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, применяемого в гражданском праве. Обычно этим термином обозначается сторона гражданско-правового обязательства, обязанная совер­шить определенные действия по требованию кредитора, как- то: передать товар, выполнить работу, уплатить деньги и т.д. (п. 1 ст. 288 ГК). Применительно к правовому регулированию несостоятельности под должником понимается обязанная сто­рона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. В то же время, когда речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обя­зательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государствен­ные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сбо­ров, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, т.е. публич­но-правовая обязанность.

Правовое положение должника зависит от того, к какой ка­тегории он относится и на какой стадии находится дело о бан­кротстве, и значительно отличается от его положения как пла­тежеспособного участника экономического оборота. В послед­нем случае организация или индивидуальный предпринима­тель обладают правоспособностью и дееспособностью.

После возбуждения дела о банкротстве их дееспособность ограничи­вается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника — организации с ликвидацией его право­субъектность прекращается. При этом ограниченные дееспо­собность и правоспособность должника восполняются дей­ствиями управляющего.

В соответствии с предписаниями ст. 61 ГК и ст. 1 Закона о несостоятельности положения нормативных правовых актов о несостоятельности (банкротстве) распространяются: на инди­видуальных предпринимателей, которые не в состоянии удов­летворить требования кредиторов, связанные с осуществлени­ем деятельности предпринимателей; коммерческие организа­ции, за исключением казенных предприятий; некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов либо бла­готворительных или иных фондов.

Нормы законодательства об экономической несостоятель­ности не применяются, за исключением норм подп. 1.6 — 1.8 п. 1 и подп. 6.1 п. 6 этого Указа, а также норм ст. 15, 16 и ч. 4 ст. 113 Закона о несостоятельности, в отношении: субъектов ес­тественных монополий; организаций, являющихся режимны­ми и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объ­екты; организаций, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание не­обходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важ­ные государственные потребности* (подп. 1.3 Указа № 508).

Подп. 1.5 Указа № 508 закрепляет запрет на применение ликвидационного производства в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих государствен­ные и международные заказы.

Правом на обращение в хозяйственный суд с заявлением о признании должника экономически несостоятельным (банк­ротом) обладают лица, указанные в нормах ст. 6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 236, 247, 250 Закона о несостоятельности:

сам должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и свя­занных с ними отношений),

прокурор,

орган государственного управления по делам о банкротстве,

иные уполномоченные на то государственные органы (например, Фонд социальной за­щиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь),

а также организации и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных нормами права (далее - уполномоченный орган), — в связи с неисполнением денежных обязательств.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, проку­рор, орган государственного управления по делам о банкрот­стве, налоговые и иные уполномоченные органы.

Форма и содержание заявления должника и заявления креди­тора подробно определены правилами ст. 23 — 30 Закона о несо­стоятельности, ч. 3 подп. 1.11 и ч. 2 подп. 1.12 Указа № 508.

Одним из условий реализации должником права на обраще­ние в хозяйственный суд является принятие решения органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документа­ми на принятие решения о ликвидации организации, либо ор­ганом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия. В этой связи к заявлению должника следует приложить решение учредителей (участников) долж­ника — организации или собственника имущества должника — унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявле­ния должника или его копию, заверенную в нотариальном по­рядке, за исключением случаев, когда в соответствии с требова­ниями ст. 8 Закона о несостоятельности подача заявления должника является обязательной. В этих случаях заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения обстоятельств, кото­рые признаются основаниями для обязательного обращения в хозяйственный суд с указанным заявлением. В случае неиспол­нения обязанности по подаче заявления должника в хозяй­ственный суд или нарушения срока виновные лица, уполномо­ченные принимать решение о подаче данного заявления, несут субсидиарную ответственность (разумеется, в случае недоста­точности имущества должника) по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении установленного месячного срока.

В соответствии с нормой подп. 1.35 Указа № 508 если эко­номическая несостоятельность (банкротство) должника — ор­ганизации со статусом юридического лица вызвана собствен­ником его имущества, учредителями (участниками) или други­ми лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имею­щими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества должника возла­гается субсидиарная ответственность по обязательствам по­следнего. В настоящее время судебная практика основывается на возможности применения субсидиарной ответственности, в том числе и без вины. Наступление субсидиарной ответствен­ности по обязательствам должника собственника его имущест­ва, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руко­водителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным обра­зом определять его действия, связывается с наличием следую­щих обстоятельств: экономическая несостоятельность (банк­ротство) вызвана указанными лицами; имущества должника недостаточно для погашения его задолженности перед креди­торами.

В соответствии с нормой подп. 1.6 Указа № 508 руково­дители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) организации, индиви­дуальные предприниматели, государственные органы и орга­низации, местные исполнительные и распорядительные ор­ганы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несо­стоятельности (банкротства) субъекта предприниматель­ской деятельности.

Для проведения так называемого досу­дебного оздоровления указанные лица наделены рядом пол­номочий, перечисленных в подп. 1.6 Указа № 508, а именно:

они могут изменять структуру и состав органов управления организаций;

взыскивать дебиторскую задолженность;

при­нимать меры по выделению организациям и индивидуаль­ным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами,

заключению договоров займа (кредитных договоров),

погашению кредиторской за­долженности за счет иных источников;

привлекать инвести­ции, в том числе иностранные;

содействовать достижению соглашений между организациями и индивидуальными предпринимателями и кредиторами о реструктуризации кре­диторской задолженности, в том числе путем предоставле­ния необходимых гарантий, и т.д. Неисполнение этой обя­занности является бездействием, которое также может стать причиной экономической несостоятельности (банкрот­ства).

К лицам, которые имеют право предъявить иск о при­влечении к субсидиарной ответственности, отнесены кредитор (кредиторы) и его правопреемники, прокурор, государствен­ные органы (подп. 1.35 Указа № 508). Иски о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются после открытия ликвидационного производства в хозяйственный суд в случае выявления недостаточности имущества должника. В период рассмотрения дела о банкротстве такие иски подаются в хозяйственный суд, рассматривающий это дело. Норма подп. 1.35 Указа № 508 предусматривает специальный срок исковой давности для привлечения к субсидиарной ответствен­ности, равный 10 годам и исчисляемый с момента возбуждения дела о банкротстве.

Возвращаясь к условиям реализации должником права на обращение в хозяйственный суд с заявлением о своей экономи­ческой несостоятельности (банкротстве), следует отметить, что должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоя­тельности (банкротстве). Кроме того, должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о по­даче в хозяйственный суд заявления должника или об извеще­нии его хозяйственным судом о подаче заявления о банкрот­стве этого должника другими лицами (ст. 7, 23 Закона о несо­стоятельности).

Наши рекомендации