Государственная регистрация субъектов хозяйствования

С правовой точки зрения, государственная регистрация субъек­тов хозяйствования является завершающей стадией создания субъ­екта хозяйствования. В литературе государственную регистрацию субъектов хозяйствования предлагают понимать как «совокуп­ность юридически значимых действий, совершаемых уполномо­ченным государственным органом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельно­сти) субъекта хозяйствования, осуществления государственного контроля в процессе создания, реорганизации и ликвидации (пре­кращения деятельности) и учета юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей».

Как правило, образование субъектов хозяйствования (в отно­шении юридических лиц) проходит в несколько стадий, которые условно можно подразделить на два этапа:

предрегистрационный (или предварительный), который со­стоит из следующей совокупности действий учредителей (соб­ственника имущества субъекта хозяйствования):

принятие решения о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовка ее устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учре­дительного договора, например, хозяйственное товарищество);

согласование с регистрирующим органом наименования органи­зации в соответствии с нормами Положения о порядке согласования;

определение предполагаемого места размещения субъекта хозяйствования - организации;

формирование уставного фонда организации;

регистрационный - осуществление процедуры государствен­ной регистрации субъекта хозяйствования.

Государственная пошлина за регистрацию коммерческой орга­низации составляет 5 БВ, индивидуального предпринимателя - 0,5 БВ, коммерческого банка - 2200 БВ, за госрегистрацию хол­динга госпошлина не уплачивается.

Для согласования наименования заявителю необходимо лич­но обратиться в регистрирующий орган (при этом согласование производится в присутствии заявителя в день обращения) или отравить необходимый пакет документов по почте (при этом согласование производится в течение 2 рабочих дней). При об­ращении заявитель может предложить для согласования одно или несколько наименований субъекта хозяйствования (макси­мальное количество наименований, которые могут быть провере­ны за одно обращение, - 10). По результатам согласования вы­дается справка, которая формально по нормам Декрета № 1 не входит в необходимый пакет документов для регистрации, но на практике данная справка предъявляется при подаче документов на регистрацию. Наименование согласовывается бесплатно.

Наименование не согласовывается, если:

оно противоречит требованиям по использованию наименова­ний, установленным Министерством юстиции Республики Беларусь;

в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) имеются запи­си о юридических лицах, имеющих наименования, тождественные наименованиям, предложенным для согласования в заявлении;

в базе данных согласованных наименований ЕГР согласованы (зарезервированы) наименования, тождественные предложенным, и срок их резервирования не истек;

не представлено заявление о согласовании либо не подтверж­дены полномочия представителя.

Согласованное регистрирующим органом наименование вносит­ся в базу данных согласованных наименований ЕГР и размещается в сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь. Согласованное наименование резервируется на 3 месяца со дня согласования.

В постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (в ред. от 14.05.2010 № 51) разъяснены ограничения в сфере согласования наименований юридических лиц. В частности, не со­гласовываются в качестве наименований официальные названия государств (за некоторыми исключениями), псевдонимы извест­ных лиц, наименования, состоящие из одних цифр или менее чем из 3 знаков и пр.

Государственная регистрация юридического лица производит­ся по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства.

Что касается места нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, то в качестве такового может выступать жилое помеще­ние (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом.

Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия (далее - жилое помещение) в одном из следующих случаев:

жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершен­нолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

он постоянно проживает в жилом помещении (за исключени­ем жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согла­сия собственника (всех собственников) жилого помещения част­ного жилищного фонда, а также проживающих в данном помеще­нии всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех соб­ственников).

Следует также отметить, что на основании абз. 2 п. 21 Положе­ния о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, в случае изменения местонахожде­ния коммерческой, некоммерческой организации такая организа­ция в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахожде­ния обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. Административная ответственность за неуведомление регистрирующего органа исключена.

В Республике Беларусь государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется следующими регистрирующими органами:

облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерче­ских организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, стра­ховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков) с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными ин­вестициями в свободных экономических зонах;

Национальным банком Республики Беларусь - банков и не­банковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с ино­странными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством финансов Республики Беларусь - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, включая страховые организации с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово- промышленных палат;

администрациями свободных экономических зон - коммер­ческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанков­ских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гроднен­ским, Минским, Могилевским горисполкомами - других субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующие органы:

принимают документы, представленные для государственной регистрации;

рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации;

при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа: ставит на уставе (учредительном договоре), изменениях и (ИЛИ) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении го­сударственной регистрации;

выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему;

вносит в ЕГР запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о го­сударственной регистрации индивидуального предпринимателя;

представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включе­ния их в ЕГР.

Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо- с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действу­ющей только на основании учредительного договора) и внесения за­писи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР;

индивидуальный предприниматель- со дня подачи докумен­ти, представленных для государственной регистрации, и внесе­ния записи о его государственной регистрации в ЕГР.

Дата государственной регистрации указывается в свидетель­стве о государственной регистрации юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осу­ществляет государственную регистрацию в случае:

непредставления в регистрирующий орган всех необходимых документов;

оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уста­вы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредитель­ных договоров), свидетельства о государственной регистрации ин­дивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на за­явлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государ­ственная регистрация.

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих днейсо дня внесе­ния записи о государственной регистрации выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, орга­нах государственной статистики, органах Фонда социальной за­щиты населения Министерства труда и социальной защиты, реги­страцию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная реги­страция которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, является незаконнойи запрещается. Их государствен­ная регистрация признается недействительной по решению хозяй­ственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взы­скиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Под предоставлением заведомо ложных сведенийпонимается:

сообщение не соответствующих действительности сведений (информации);

представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.

К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

Государственная регистрация холдингов осуществляется на основании норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». В частности, холдингподлежит государственной регистрации Министерством экономики Республики Беларусь в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации и внесения све­дений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Не позд­нее 2 рабочих дней, следующих за днем регистрации, Министерство экономики выдает свидетельство о госрегистрации холдинга. Холдинги регистрируются в разрешительном порядке, т.е. предва­рительно необходимо получить согласие антимонопольного орга­ни на их создание.

Наши рекомендации