Государственная регистрация субъектов хозяйствования
С правовой точки зрения, государственная регистрация субъектов хозяйствования является завершающей стадией создания субъекта хозяйствования. В литературе государственную регистрацию субъектов хозяйствования предлагают понимать как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых уполномоченным государственным органом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования, осуществления государственного контроля в процессе создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельности) и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Как правило, образование субъектов хозяйствования (в отношении юридических лиц) проходит в несколько стадий, которые условно можно подразделить на два этапа:
предрегистрационный (или предварительный), который состоит из следующей совокупности действий учредителей (собственника имущества субъекта хозяйствования):
принятие решения о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовка ее устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора, например, хозяйственное товарищество);
согласование с регистрирующим органом наименования организации в соответствии с нормами Положения о порядке согласования;
определение предполагаемого места размещения субъекта хозяйствования - организации;
формирование уставного фонда организации;
регистрационный - осуществление процедуры государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Государственная пошлина за регистрацию коммерческой организации составляет 5 БВ, индивидуального предпринимателя - 0,5 БВ, коммерческого банка - 2200 БВ, за госрегистрацию холдинга госпошлина не уплачивается.
Для согласования наименования заявителю необходимо лично обратиться в регистрирующий орган (при этом согласование производится в присутствии заявителя в день обращения) или отравить необходимый пакет документов по почте (при этом согласование производится в течение 2 рабочих дней). При обращении заявитель может предложить для согласования одно или несколько наименований субъекта хозяйствования (максимальное количество наименований, которые могут быть проверены за одно обращение, - 10). По результатам согласования выдается справка, которая формально по нормам Декрета № 1 не входит в необходимый пакет документов для регистрации, но на практике данная справка предъявляется при подаче документов на регистрацию. Наименование согласовывается бесплатно.
Наименование не согласовывается, если:
оно противоречит требованиям по использованию наименований, установленным Министерством юстиции Республики Беларусь;
в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) имеются записи о юридических лицах, имеющих наименования, тождественные наименованиям, предложенным для согласования в заявлении;
в базе данных согласованных наименований ЕГР согласованы (зарезервированы) наименования, тождественные предложенным, и срок их резервирования не истек;
не представлено заявление о согласовании либо не подтверждены полномочия представителя.
Согласованное регистрирующим органом наименование вносится в базу данных согласованных наименований ЕГР и размещается в сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь. Согласованное наименование резервируется на 3 месяца со дня согласования.
В постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (в ред. от 14.05.2010 № 51) разъяснены ограничения в сфере согласования наименований юридических лиц. В частности, не согласовываются в качестве наименований официальные названия государств (за некоторыми исключениями), псевдонимы известных лиц, наименования, состоящие из одних цифр или менее чем из 3 знаков и пр.
Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства.
Что касается места нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, то в качестве такового может выступать жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом.
Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия (далее - жилое помещение) в одном из следующих случаев:
жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).
Следует также отметить, что на основании абз. 2 п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. Административная ответственность за неуведомление регистрирующего органа исключена.
В Республике Беларусь государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется следующими регистрирующими органами:
облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков) с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальным банком Республики Беларусь - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
Министерством финансов Республики Беларусь - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, включая страховые организации с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово- промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - других субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующие органы:
принимают документы, представленные для государственной регистрации;
рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации;
при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа: ставит на уставе (учредительном договоре), изменениях и (ИЛИ) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему;
вносит в ЕГР запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР.
Зарегистрированными считаются:
юридическое лицо- с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР;
индивидуальный предприниматель- со дня подачи документи, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в ЕГР.
Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию в случае:
непредставления в регистрирующий орган всех необходимых документов;
оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.
Регистрирующий орган в течение 5 рабочих днейсо дня внесения записи о государственной регистрации выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, является незаконнойи запрещается. Их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.
Под предоставлением заведомо ложных сведенийпонимается:
сообщение не соответствующих действительности сведений (информации);
представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.
К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.
Государственная регистрация холдингов осуществляется на основании норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». В частности, холдингподлежит государственной регистрации Министерством экономики Республики Беларусь в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем регистрации, Министерство экономики выдает свидетельство о госрегистрации холдинга. Холдинги регистрируются в разрешительном порядке, т.е. предварительно необходимо получить согласие антимонопольного органи на их создание.