Автономная некоммерческая организация

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ

Одобрено: Решением Совета филиала Протокол № 10 От «15» июня 2016 г.   Утверждаю: Директор КИ МГЭУ _____________проф. А.А. Зайцев «___» ____________201__г.  

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

по направлениям подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль – гражданско-правовой

Квалификация (степень) «бакалавр»

Калуга 2017

Выпханова Г.В., Аксенова О.В., Родичева Г.М.

Программа государственной итоговой аттестации. – М. : КИ МГЭУ, 2017. – 77 с.

Одобрено кафедрой гражданско-правовых дисцип­лин. Протокол заседания кафедры от 21.09.2016 г. №7. Для студентов Калужского института Московского гуманитарно-экономического университета направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

© Московский гуманитарно-экономический университет Калужский институт, 2017

Итоговая государственная аттестация в Калужском институте МГЭУ в соответствии с ФГОС включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен (по решению Ученого совета МГЭИ).

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену определены Калужским институтом МГЭИУ на основании действующего положения об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, ФГОС ВПО по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в части требований к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата и отражаются в виде Положения о государственной итоговой аттестации выпускников Московского гуманитарно-экономического университета, Методических указаний студентам по подготовке к государственным аттестационным испытаниям по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня овладения компетенциями выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция», гражданско-правовой профиль.

Государственная итоговая аттестация оценивает следующие общекультурные и профессиональные компетенции выпускника:

общекультурные компетенции (ОК):

студент:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проб­лемы и процессы (ОК-9);

профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:

студент:

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в экспертно-консультационной деятельности:

студент:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Студент-выпускник в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен:

- знать теоретические основы и закономерности функционирования юридической науки;

- уметь использовать компьютерные технологии для обработки и анализа правовой информации;

- иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной юриспруденции;

- уметь квалифицированно анализировать современные правовые проблемы общества;

- владеть инновативными технологиями в практике юридической работы.

На междисциплинарном экзамене студент должен продемонстрировать:

- знание мировых и отечественных достижений в области теории и практики юридической науки;

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- умение свободно ориентироваться в проблемах гуманитарных, социально-экономических и естественных наук;

- умение четко и логично излагать свои научные представления, вести аргументированную научную дискуссию;

- умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных правовых явлений.

В число междисциплинарного экзамена входят:

1. Гражданское право

2. Гражданский процесс

3. Трудовое право

Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, также (с разрешения Государственной итоговой экзаменационной комиссии) справочной литературой и другими пособиями.

Критерии оценки уровня владения компетенциями студентов на междисциплинарном экзамене

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он показал высокий уровень овладения компетенциями: глубокие и всесторонние знания по выносимому на экзамен материалу в соответствии с учебной программой, владеет основной и дополнительной литературой и требованиями нормативных документов; логически стройно и последовательно излагает изученный материал, демонстрируя умение анализировать различные научные взгляды и аргументированно отстаивать собственную научную позицию; творчески увязывать теоретические положения с будущей практической деятельностью; обладает высокой культурой речи.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показал средний уровень овладения компетенциями: твердые и достаточно полные знания по выносимому на экзамен материалу в соответствии с учебной программой, уверенно ориентируется в основной литературе, знает требования нормативных документов; последовательно излагает изученный материал, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновать собственную теоретическую позицию, допуская при этом незначительные ошибки; умеет увязывать теоретические положения с будущей практической деятельностью; отличается развитой речью.

Оценка «удовлетворительно»выставляется студенту, если он показывает низкий уровень овладения компетенциями: твердые знания по выносимому на экзамен материалу в соответствии с учебной программой, ориентируется лишь в некоторых литературных источниках, знает отдельные требования нормативных документов; изученный материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки; предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, обосновать собственную научную позицию по требованию преподавателя; с трудом умеет установить связь теоретических положений с будущей практической деятельностью; речь не всегда логична и последовательна.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не владеет компетенциями, незнание основных положений выносимого на экзамен материала; не ориентируется в основных литературных источниках; не знает требований нормативных документов; не в состоянии дать самостоятельный ответ на вопросы, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с будущей практической деятельностью; речь слабо развита и маловыразительна.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» (академический бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, дисциплина «Теория государства и права» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла. Выпускники, прошедшие обучение по программе бакалавриата, сдают не менее двух государственных экзаменов, один из которых теория государства и права.

Государственный экзамен по теории государства и права направлен на установление уровня подготовки выпускника для выполнения профессиональных задач и соответствия его подготовки квалификационным требованиям ФГОС ВПО.

Учитывая, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм и решение вопросов обеспечения законности и правопорядка, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» в рамках изучения дисциплины «Теория государства и права» готовится к следующим видам профессиональной деятельности, которые можно разделить на нижеследующие основные категории:

• нормотворческая,

• правоприменительная,

• правоохранительная,

• экспертно-консультационная,

• педагогическая.

Дисциплина «Теория государства и права» даёт обучающемуся необходимый багаж базисных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное овладение дисциплинами профессионального цикла, а также применение полученных знаний на практике.

При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов — будущих бакалавров.

В соответствии с п.4.4. ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 (030900) «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

• нормотворческая деятельность,

• участие в подготовке нормативно-правовых актов,

• правоприменительная деятельность,

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализацией правовых норм,

• составление юридических документов,

• правоохранительная деятельность,

• обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства,

• охрана общественного порядка,

• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений,

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм

собственности,

• консультирование по вопросам права,

• осуществление правовой экспертизы документов,

• педагогическая деятельность,

• преподавание правовых дисциплин,

• осуществление правового воспитания.

Знание теоретических основ и научных представлений о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права позволяет студентам приобрести и развить способности самостоятельно оценивать конкретные задачи и, используя теоретические навыки и умения, анализировать различные юридические ситуации, искать наиболее оптимальные пути их разрешения.

При прохождении дисциплины «Теория государства и права» комплексно формируются и достигаются три главные цели — общеобразовательная, правоведческая и практическая, раскрывающие вопросы о сущности содержания и форм государства и права, эволюции государственно-правовых институтов.

Программа является методическим документом, цель которого - помочь выпускникам юридического факультета в подготовке к государственному экзамену.

В ходе экзамена выпускник должен показать знание:

- природы и сущности государства и права,

- закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права,

- исторических типов и форм государства и права, их сущности и функций,

- механизма государства,

- системы права,

-механизма и средств правового регулирования,

- реализации права,

- роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни,

- особенностей государственного и правового развития России, а также государства и права зарубежных стран.

В ходе экзамена выпускник должен показать умение:

- оперировать юридическими понятиями и категориями,

- анализа юридических фактов и возникших в связи с ними правовых отношений.

В ходе экзамена выпускник должен показать владение:

- юридической терминологией,

- анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Последовательное освоение ключевых понятий и категорий, образующих теоретико-методологический фундамент отраслевых юридических дисциплин, дает понимание смысла политико-правовых процессов, в рамках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, формирует у слушателей ответственное гражданское отношение и профессиональные навыки работы в различных сферах государственно-правовой деятельности.

При подготовке к государственному экзамену студенту следует пользоваться представленным в Программе перечнем основной и дополнительной литературы, изучить необходимые нормативные акты. Следует обратить внимание на то, что нормативные акты необходимо использовать в последней редакции.

Экзамен сдается в устной форме, каждый билет содержит два вопроса.

Результаты сдачи государственного экзамена студентами определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

Оценка “ОТЛИЧНО” выставляется студенту, если он показывает глубокие и всесторонние знания по содержанию дисциплины «Теория государства и права» в соответствии с программой государственного экзамена, отлично ориентируется в обязательной и дополнительной литературе и требованиях соответствующих документов; самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает материал, демонстрируя умение анализировать различные научные взгляды, аргументировано отстаивать собственную научную позицию, творчески увязывать теоретические положения c юридической, экономической, политической и другими видами практики, обладает высокой культурой речи.

Оценка “ХОРОШО” выставляется студенту, если он показывает твердые знания отдельных положений дисциплины, включенных в состав государственного экзамена, в соответствии с программой, хорошо ориентируется в обязательной литературе, знает требования соответствующих документов; самостоятельно и последовательно излагает материал, умеет увязывать теоретические положения с юридической, политической и другими видами практики.

Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” выставляется студенту, если он в основном показывает знания вопросов дисциплины, включенных в программу государственного экзамена, ориентируется лишь в некоторых источниках и литературе; знает отдельные требования соответствующих документов, материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, обосновывает собственную научную позицию по требованию комиссии, с трудом умеет установить связь теоретических положений с практикой, речь не всегда логична и последовательна.

Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” выставляется студенту, если он демонстрирует незнание основных положений теории государства и права, включенных в состав государственного экзамена; не ориентируется в источниках и обязательной литературе; не знает требований соответствующих документов; не в состоянии ответить на вопросы комиссии, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой; речь слаборазвита и маловыразительна.

Указанные принципы оценки знаний выпускников на государственном экзамене довольно полно охватывают требования федерального государственного образовательного стандарта к итоговой аттестации юриста.

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 6. НОРМА ПРАВА

Тема 9. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 11. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Тема 19. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Перечень вопросов

к итоговому государственному экзамену по дисциплине

«Теория государства и права»

1. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

2. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

3. Гарантии законности: понятие, виды.

4. Государственные органы, их классификация, принципы организации и деятельности.

5. Государство и политическая система общества.

6. Закон: понятие и виды.

7. Законность: понятие, принципы, гарантии.

8. Законотворчество: понятие и принципы, виды и стадии.

9. Источники права: понятие и виды.

10. Методы и типы правового регулирования.

11. Механизм государства: понятие и структура.

12. Механизм правового регулирования.

13. Нормативный договор: понятие и виды.

14. Нормы права: понятие и виды.

15. Нормы права: понятие, признаки и структура. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

16. Объективное право и его соотношение с субъективным правом.

17. Объекты правоотношений.

18. Основные правовые системы современности.

19. Основные теории происхождения государства.

20. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды.

21. Понятие, виды и состав правонарушений.

22. Понятие, состав, виды правомерного поведения.

23. Понятие и основные признаки государства.

24. Понятие и признаки нормативных правовых актов.

25. Право в системе социального регулирования.

26. Правовая доктрина как источник права

27. Правовая культура: понятие, структура и виды.

28. Правовой идеализм, его признаки и формы проявления.

29. Правовой нигилизм, его признаки и формы проявления.

30. Правовой обычай как источник права.

31. Правовой прецедент как источник права.

32. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

33. Правовые отношения: понятие, структура и предпосылки возникновения.

34. Правопорядок: понятие, структура, соотношение с общественным порядком.

35. Правосознание: понятие, структура и виды.

36. Предмет и методология теории государства права.

37. Принципы права: понятие и виды

38. Причины и формы возникновения государства, общее и особенное в происхождение государства у различных народов.

39. Пробелы в праве, способы их преодоления и устранения.

40. Происхождение государства и права

41. Реализация права: понятие и формы, стадии процесса применения норм права.

42. Система права и система законодательства

43. Систематизация законодательства: понятие и способы систематизаций.

44. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

45. Понятие, сфера правового регулирования и способы его осуществления.

46. Субъекты правоотношений.

47. Сущность государства и его социальное назначение

48. Сущность и типы права.

49. Теория правового государства.

50. Типология государства: различные подходы.

51. Толкование норм права: понятие, виды и способы.

52. Форма государства и его структурная характеристика.

53. Форма государственного и межгосударственного устройства.

54. Форма государственного правления: понятие и виды.

55. Форма государственно-политического режима: понятие, разновидности.

56. Функции государства, формы и методы их реализации.

57. Функции теории государства и права.

58. Юридическая ответственность: понятие и виды.

59. Юридические коллизии: понятие, причины и способы разрешения

60. Юридические факты: понятие и виды.

Задачи к итоговому государственному экзамену по дисциплине

«Теория государства и права»

Задание 1

Какие источники права можно выделить в соответствии с данной статьей? Прокомментируйте ч. 3 предложенной статьи.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Задание 2

Сколько правовых норм содержится в предложенной статье? К какому виду их можно отнести, используя различные критерии классификации? Какие способы изложения правовых норм использованы в данной статье?

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Статья 454. Договор купли-продажи

1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2. К купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

4. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

5. К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Задание 3

Сколько правовых норм содержится в предложенной статье? К какому виду их можно отнести, используя различные критерии классификации? Какие способы изложения правовых норм использованы в данной статье?

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Задание 4

Определите текстуально санкции правовых норм, изложенных в данной статье. Охарактеризуйте эти санкции, используя различные классификационные ряды.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

Задание 5

Охарактеризуйте норму, приведенную в данной статье, используя различные критерии классификации правовых норм.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Задание 6

Проанализируйте текст предложенной статьи и ответьте, сколько правовых норм содержится в данной статье? Охарактеризуйте санкции правовых норм, используя различные критерии классификации этой части нормы права.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Задание 7

Проанализируйте тексты предложенных статей и ответьте, сколько правовых норм в них содержится? Дайте характеристику этих норм с учетом различных критериев классификации правовых норм и обозначьте используемые способы изложения правовых норм в приведенных статьях.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Задание 8

Охарактеризуйте предложенную норму права, используя различные критерии классификации правовых норм.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Задание 9

Проанализируйте текст предложенной статьи, текстуально выделите санкции и дайте их характеристику с учетом различных критериев классификации этих структурных элементов нормы права.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, -

наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Задание 10

Термин «санкционирование» при выделении путей формирования источников права означает:

1. принятие государственным органом официального документа;

2. утверждение парламентом международного договора;

3. одобрение государством определенных социальных норм;

4. введение в силу нормативного правового акта;

5. утверждение судебного решения по конкретному делу.

Приведите аргументы в пользу Вашего выбора.

Ответьте на вопрос, какие еще пути формирования источников права Вам известны?

Задание 11

В чем заключается конформистское поведение (выберите один из предложенных вариантов)?

1. следование усвоенным правовым ценностям;

2. следование праву лиц с низким уровнем правосознания;

3. противоправное действие или бездействие;

4. приспособление мнения к действиям окружающих;

5. активную жизненную позицию субъекта права.

Дайте характеристику выбранного вида правового поведения, а также приведите другие известные Вам виды противоправного поведения.

Задание 12

Какие из приведенных ниже категорий характеризуют формы государства?

- авторитаризм;

- налогообложение;

- регионализм;

- суверенитет;

- конституционализм.

Обоснуйте выбранные Вами ответы и дайте определения всем предложенным категориям.

Задание 13

Представителями договорной теории происхождения государства традиционно считаются:

- Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен;

- Аристотель, Конфуций, Фильмер;

- Маркс, Энгельс, Ленин;

- Петражицкий, Коркунов, Фрейд;

- Руссо, Локк, Гоббс.

Почему Вы остановили свой выбор на данной триаде?

Приведите аргументы в пользу выбранных ученых.

Представителями каких теорий происхождения государства являются другие группы ученых?

Задание 14

В иерархии источников российского права следующую за Конституцией ступень занимает:

- Указ Президента РФ;

- Закон РФ;

- Постановление Правительства РФ;

- Международный договор РФ;

- Постановление Конституционного Суда РФ.

Приведите аргументы в пользу выбранного Вами варианта.

Продолжите данный перечень, расположив все источники права по юридической силе.

Задание 15

Аналогия права является способом:

- восполнения пробелов в праве;

- преодоления пробелов в праве;

- разрешения юридических коллизий.

- толкования права;

Какие виды аналогии предусмотрены современным законодательством?

В каки<

Наши рекомендации