Иные - отличные от права собственности.
Ограниченные - не обладающие всеми абсолютными правомочиями.
На чужие вещи - у этих вещей есть собственник, другое лицо.
2. Иные вещные права - это право не на чужие действия, а право на чужую вещь. Если схематично выразить юридическую конструкцию (в т.ч. ее правовую направленность) иного вещного права, то в упрощенном виде это вещное право выглядит следующим образом.
┌────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ Собственник │ │ Обладатель иного вещного права │
└───┬────────┬────────┬──┘ └──────────────┬─────────────────┘
│ │ │ │
Право собственности Иное вещное право
│ │ │ на чужую вещь
V V V │
┌──────┐ ┌──────┐ ┌──────┐ │
│Объект│ │Объект│ │Объект│< ────────────────┘
└──────┘ └──────┘ └──────┘
Иные (ограниченные) вещные права характеризуются следующими отличительными чертами.
Во-первых. Иные вещные права (как и право собственности) юридически опосредуют связь субъекта и вещи (пусть субъекту не принадлежащей). Это абсолютная связь: обладатель иного вещного права своими действиями реализует принадлежащие ему правомочия, и никто (даже собственник вещи) не вправе этому препятствовать.
Эта черта отличает ограниченные вещные права от обязательственных прав на чужую вещь, например, от обязательственных прав, возникающих из договора аренды.
Во-вторых, иные вещные права распространяются на вещи, у которых есть собственник - иное лицо.
В-третьих, иные вещные права возникают в случаях, прямо предусмотренных законом. Эта группа прав не может возникнуть из сделок или из иных, не предусмотренных законом оснований.
В-четвертых, перечень вещных прав определяется только законом и является закрытым, исчерпывающим.
Некоторые виды иных вещных прав (например, хозяйственное ведение) обеспечивают владение чужой вещью. Владение в широком, вещно-правовом значении, превосходящем одноименное правомочие собственника.
Для собственника вещи, на которую распространяется ограниченное вещное право иного лица, такое "чужое" вещное право является ограничением (стеснением) его права собственности.
Современные иные вещные права предоставляют их обладателям известное право пользования чужой вещью.
Авторитетное мнение: Именно в пользовании вещью и заключается смысл, существо всех вещных прав (Е.А. Баринова).
Таким образом, иные (ограниченные) вещные права - это связанные с правом собственности вещные (абсолютные) права пользования чужими вещами.
3. Вещные права в силу их абсолютного характера не могут быть приобретены иначе чем в силу закона. Закон (Гражданский кодекс, иные федеральные законы) содержит следующие основные виды иных вещных прав:
а) сервитут;
б) право хозяйственного ведения;
в) право оперативного управления;
г) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
д) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В цивилистической литературе к особым ограниченным вещным правам относят также:
- право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами, полученными от правомерной коммерческой деятельности и
- право члена семьи собственника жилого помещения.
В настоящей главе рассматриваются сервитут, право хозяйственного ведения и право оперативного управления (включая право учреждения на доходы).
Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком раскрываются в главе "Право собственности и иные вещные права на земельный участок". Право члена семьи собственника жилого помещения - в главе "Право собственности и иные вещные права на жилое помещение".
§ 2. Сервитут
Определение. Виды. Частный и публичный сервитут.
Государственная регистрация сервитута. Прекращение
сервитута
1. Сервитут (лат. servitus - служение вещи) - это ограниченное вещное право. Содержание сервитута - ограниченное законом или договором вещное право пользования чужим земельным участком.
Сервитут исторически складывался по поводу недвижимого имущества.
Из истории цивилистики: 994. Сервитут (право участия частного и право угодий) есть такое право в чужом имении, которое налагает на собственника этого имения обязанность что-либо терпеть или чего-либо не делать.
Сервитут, установленный в пользу определенного недвижимого имения, именуется поземельным сервитутом; установленный же в пользу определенного лица, физического или юридического, именуется личным сервитутом.
Собственник обремененного имения должен допускать лицо, коему принадлежит сервитут, к совершению всех действий, необходимых для пользования сервитутом (Проект Гражданского уложения Российской империи).
"Сервитуты" - правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего - древнеримскими юристами, которые видели в них явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например, скандинавских, где они подчас имели характер "пользований"), они ограничивались, в основном, бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связываются с обязательственными отношениями.
2. В настоящее время сервитут - это ограниченное вещное право лица в отношении не принадлежащего ему земельного участка, а также ограниченные вещные права в отношении принадлежащих другим лицам зданий и сооружений.
Сервитут выражается, в частности, в следующих ограниченных вещных правах:
а) право прохода через чужой земельный участок или иную недвижимость;
б) право проезда;
в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.д.;
г) право доступа к источнику воды.
Не исключаются взаимные сервитуты в тех случаях, когда, например, собственники расположенных рядом земельных участков имеют "встречные" ограниченные вещные права (прохода, прокладки трубопровода и т.д.) в отношении участков друг друга.
Современное гражданское и земельное законодательство предусматривает два вида сервитута:
- частный сервитут и
- публичный сервитут.
Частный сервитут устанавливается в пользу конкретного субъекта. Установление частного сервитута происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут может быть установлен и решением суда. Следует иметь в виду, что сервитут устанавливается по требованию не только собственника, но и лица, владеющего земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Публичный сервитут предусмотрен земельным законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иными правовыми актами различного уровня (федерального, субъекта Федерации, муниципального образования). Круг лиц, в интересах которых устанавливается публичный сервитут, не определяется.
3. Сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость и их ограничений (обременений).
Сервитут в соответствии с действующим законодательством не имеет самостоятельного правового значения (как имущественное право). Гражданский кодекс императивно запрещает сервитуту быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д.
Сервитуту присуще "право следования". В случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, сервитут сохраняется на основании права следования.
4. Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в следующих случаях:
а) ввиду отпадения основания, по которому он был установлен;
б) ввиду того, что земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).
Публичный сервитут, кроме того, может быть прекращен при отсутствии общественных нужд, в интересах которых он устанавливался.
§ 3. Право хозяйственного ведения
Понятие и история становления. Определение. Субъекты.
Объекты. Приобретение. Содержание. Защита. Прекращение.
1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - особенные вещные права, истоки которых находятся не в загадочном древнеримском времени, а в недавней истории государства Российского.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления известны только отечественному гражданскому законодательству.
Авторитетное мнение: Наличие права хозяйственного ведения и права оперативного управления в системе вещных прав является отличительной особенностью отечественной правовой системы, что обусловлено многолетним господством государственной собственности в советский период нашей истории. Необходимость в разработке юридической конструкции оперативного управления была обоснована А.В. Венедиктовым в 1940-х гг. Категория хозяйственного ведения была введена в законодательство на рубеже 1980 - 1990-х гг. с целью расширить права государственных предприятий (Д.В. Мурзин).
Рассматриваемые виды ограниченных вещных прав, возникшие в период государственно-плановой экономики, были ориентированы на участие в едином промышленном механизме, построенном не на рыночной, а на централизованной, "госплановой" экономике.
Преобразование российского политического и экономического устройства, ориентир на частную собственность и рыночные отношения поставили перед отечественной цивилистикой и законодателем весьма сложную задачу: решить правовую судьбу государственных предприятий, обеспечивающих, в том числе, и общенациональные функции (оборона, природные ресурсы, атомная энергетика и т.п.).
Значительная часть бывших госпредприятий была приватизирована. Те же предприятия, передача имущества которых в частную собственность была неоправданна, включились в гражданские правоотношения в качестве государственных и муниципальных унитарных предприятий с сохранением прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Такое решение законодателя оценивалось гражданско-правовой наукой неоднозначно.
Авторитетное мнение: Не всеми современными учеными признается характер вещных прав за правами хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Имущественная обособленность, которую представляют указанные вещные права, недостаточна для полноценного участия в гражданском обороте, основанном на принципах организации рыночного хозяйства, в котором должны действовать собственники (В.А. Дозорцев).
Наделение имуществом унитарных предприятий на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть всего лишь способ осуществления права собственности публичных образований (Е.А. Суханов).
Указанные институты (право хозяйственного ведения и право оперативного управления) могут быть сохранены в ограниченных пределах в определенных областях деятельности государства, в частности, в сфере обороны, образования, здравоохранения и т.д. (И.П. Грешников, В.Д. Петров).
Как бы то ни было, унитарные предприятия и в настоящее время участвуют в имущественных отношениях, занимая все большее и большее значение в экономике. И ограниченные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) позволяют унитарным предприятиям вступать в гражданские правоотношения и участвовать в них, являются по меньшей мере равными вещным правам других субъектов гражданских прав и обязанностей.
В Советском Союзе, когда с начала 1930-х гг. установилась суперцентрализованная плановая система хозяйствования (по В.И. Ленину - "одна фабрика"), для отдельных частиц этой "фабрики" - государственных предприятий - потребовалось юридическое решение некоторых оперативных хозяйственных вопросов. Тогда-то, в 1930-е гг., и была введена конструкция "права оперативного управления", которая позволяла государственным предприятиям совершать отдельные хозяйственные операции и оформлять плановые задания в виде договоров (такую конструкцию, как ни странно, заимствовали и некоторые крупные зарубежные фирмы и корпорации для организации внутриуправленческой работы).
Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла потребность заменить плановую систему хозяйствования товарно-рыночной системой экономики, оказалось, что отдельные предприятия, основанные на праве оперативного управления, даже после принятия новых законов о предприятиях не способны включиться в новые экономические отношения. В этой обстановке в СССР, а затем, после его распада, в России возникла необходимость расширить права предприятий, чтобы они смогли стать полноправными и эффективными участниками товарно-рыночных отношений. С этой целью была создана категория "хозяйственного ведения" (сначала - "полного хозяйственного ведения"), при этом в законодательных органах началась работа по выработке законов, которые бы наполнили указанную категорию необходимым ("рыночным") содержанием.
Эта работа, однако, не была доведена до конца, ибо в качестве общей политики приватизации в 1992 - 1993 гг. была принята программа общего (сплошного) акционирования, когда государственные предприятия "переоформлялись" в открытые и закрытые акционерные общества. И хотя акционерные общества не приспособлены для приватизации и в этой связи в хозяйстве и социальной жизни возникли, наряду с положительным эффектом, и серьезные отрицательные явления (громадное имущественное расслоение людей, доминирование олигархов, овладевших контрольным пакетом акций, и др.), сама идея существенного ("рыночного") расширения прав государственных предприятий была отодвинута в сторону. Она не нашла своей достаточной реализации и в последующем, когда 14 ноября 2002 г. был принят Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В этой связи получилось так, что в настоящее время категории "хозяйственного ведения" и "оперативного управления", закрепленные в ГК РФ и упомянутом Законе 2002 г., хотя и являются вещными правами, в чем-то близкими к праву собственности, не позволяют в связи с многочисленными, "госплановскими" ограничениями в полной мере и эффективно участвовать государственным (и муниципальным) предприятиям в современной товарно-рыночной экономике.
В литературе (Д.В. Мурзин) права хозяйственного ведения и оперативного управления определяются как ограниченные вещные права определенных юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности учредителю, но закрепленному учредителем за этими юридическими лицами.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления первоначально были упомянуты в главе "Юридические лица" при характеристике унитарных предприятий как субъектов гражданского права.
2. Приобретается (возникает) право хозяйственного ведения на основании решения публичного собственника: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Публичный собственник в лице компетентного органа в установленном порядке принимает решение о создании унитарного предприятия и о наделении его имуществом. С правовой точки зрения передача унитарному предприятию имущества означает изъятие этого имущества (вещей, имущественных прав и т.д.) из соответствующего бюджета и закрепление его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Общий правовой режим имущества не изменяется - оно остается в публичной собственности.
Право хозяйственного ведения приобретается унитарным предприятием с момента передачи ему имущества от публичного собственника. Плоды, продукция, доходы от использования унитарным предприятием находящегося у него на праве хозяйственного ведения имущества поступают в хозяйственное ведение этого предприятия (и, следовательно, одновременно становятся объектами соответствующего уровня публичной собственности).
3. Субъектами права хозяйственного ведения в силу прямого указания закона (ст. 294 ГК РФ) являются только государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Судебная практика: Государственное имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения только государственному или муниципальному унитарному предприятию. Поэтому исковые требования хозяйственных товариществ и обществ о признании за ними права хозяйственного ведения на имущество не могут быть удовлетворены (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8).
По субъектному признаку (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) право хозяйственного ведения соответственно подразделяется на следующие виды:
а) право хозяйственного ведения федерального унитарного предприятия,
б) право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия и
в) право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия.
Принципиального отличия между этими видами права хозяйственного ведения по содержанию нет.
4. Объектами права хозяйственного ведения являются любые виды имущества, переданные собственником и приобретенные унитарным предприятием в процессе предпринимательской деятельности. Поскольку правоспособность унитарных предприятий является специальной (неполной), то и объекты хозяйственного ведения должны соответствовать целям создания и деятельности унитарного предприятия.
Исключением из общего правила об объектах права хозяйственного ведения является земельный участок. Гражданское и земельное законодательство не допускают возможности унитарному предприятию (казенному предприятию, учреждению) обладать земельным участком на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия владеют земельным участком на ином ограниченном вещном праве - на праве постоянного (бессрочного) пользования.
5. Содержание права хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения является наиболее полным из ограниченных вещных прав, поскольку в его содержании присутствует известная триада правомочий: право владения, право пользования и право распоряжения.
Однако все эти правомочия являются ограниченными, производными, строятся на исходном публичном праве собственности и в том объеме, который определяется и законом, и публичным собственником.
Правовой акт: Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Хозяйственное ведение как вещное право основывается на государственной и муниципальной собственности, и характер публичного собственника проявляется в содержании этого права. В частности, публичный собственник сохраняет за собой не только право решать главные вопросы деятельности унитарного предприятия, давать согласие на совершение унитарным предприятием значительного ряда сделок, но и право назначать директора (единоличного и единственного исполнительного органа), согласовывать назначение главного бухгалтера, следить за использованием прибыли унитарного предприятия и т.д.
Публичный собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности унитарного предприятия.
Специальный Закон об унитарных предприятиях только усилил контрольные функции публичного собственника.
Правовой акт: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
И Гражданский кодекс, и специальный Закон об унитарных предприятиях содержат ряд прямых запретов на совершение определенного круга сделок, в частности, унитарное предприятие без согласия собственника не имеет права:
- отчуждать (продавать, сдавать в аренду, передавать в залог и т.д.) недвижимое имущество;
- совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительства;
- получать банковские гарантии;
- уступать требования и переводить долги;
- заключать договоры простого товарищества и др.
Несмотря на существенные ограничения, право хозяйственного ведения сохраняет все свойства вещного права.
6. Защита права хозяйственного ведения.
Несмотря на производность и "подчиненность", право хозяйственного ведения является самостоятельным вещным правом и обладает всеми признаками такового:
а) абсолютность;
б) вещно-правовая защита;
в) осуществление правомочий своими собственными действиями;
д) самостоятельность (без согласия собственника) права распоряжения движимым имуществом и пр.
Вещно-правовой характер права хозяйственного ведения обеспечивает и вещно-правовой характер его защиты не только от всех и каждого, но и от самого собственника государственного или муниципального имущества (ст. 305 ГК РФ).
Собственнику государственного или муниципального имущества по общему правилу запрещено изымать имущество у унитарного предприятия, владеющего им на праве хозяйственного ведения.
Судебная практика: Собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
7. Право хозяйственного ведения обладает свойствами права следования: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому публичному собственнику сохраняется право хозяйственного ведения, принадлежащее унитарному предприятию.
Например, при передаче принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения имущества от Российской Федерации субъекту РФ (оба - публичные собственники), право хозяйственного ведения этого унитарного предприятия сохраняется.
8. Прекращение права хозяйственного ведения как ограниченного вещного права подчиняется общим правилам о прекращении права собственности (отчуждение по сделке, гибель вещи, реорганизация и ликвидация юридического лица и т.д.).
Кроме этого, закон предусматривает в качестве специального основания прекращения права хозяйственного ведения правомерное изъятие имущества по решению собственника. Имущество в этом случае по общему правилу возвращается в соответствующую казну.
§ 4. Право оперативного управления
Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения.
Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.
1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом. Главное и единственное принципиальное отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения заключается в содержании этих вещных прав, объеме правомочий обладателей.
Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.
2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что "оставшиеся" правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:
а) казенного предприятия и
б) учреждения.
Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение - к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе "Юридические лица".
2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.
Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей "подчиненности" праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.
Вторая. По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).
Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.
Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.
В литературе не утвердилось единого мнения о правовой сущности этого правомочия учреждения.
Авторитетное мнение: Право учреждения на доходы - это особое вещное право (но в любом случае не право собственности)(Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.).
Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, - это или "суженное" право хозяйственного ведения, или "расширенное" право оперативного управления (Е.А. Суханов).
Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.
Литература
Аскназий С.И. Проблема вещных и обязательственных прав в гражданском праве // Основные вопросы теории социалистического гражданского права (серия "Классика российской цивилистики"). М.: Статут, 2008.
Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т (серия "Классика российской цивилистики"). М.: Статут, 2004. Т. 2.
Копылов А.В. Строение на чужой земле: от суперфиция до права застройки // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.
Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004.
Победоносцев К.П. Курс гражданского права (серия "Классика российской цивилистики"). М.: Статут, 2002. Ч. 1: Вотчинные права.
КонсультантПлюс: примечание.
Монография К.И. Скловского "Собственность в гражданском праве" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2008 (4-е издание, переработанное и дополненное).
Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.
Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2002. N 4.
Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12.
Толстой Ю.К. Собственность и оперативное управление // Проблемы гражданского права. Л., 1987.
Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8.