Правовой акт: Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).
Именно указанная триада - права владения, пользования, распоряжения - составляет содержание права собственности, определяет правомочия собственника.
Владение как правомочие собственника означает возможность последнего иметь вещь в своем реальном обладании, "фактическое господство" над вещью, осуществлять непосредственный контроль за вещью, "оккупировать" ее.
Гражданин, имеющий на праве собственности жилой дом, врезает замки, устанавливает сигнализацию, оформляет страхование дома, огораживает его забором. Гражданин владеет домом.
Юридическое лицо изготовило станки и поместило их на склад под охрану. Юридическое лицо владеет станками.
Государство обеспечивает сохранность лесных фондов, организует контроль за их использованием, создает специальные лесные службы. Государство владеет лесом.
Пользование как правомочие собственника - это, по сути, использование объекта, употребление предмета "в свою пользу", извлечение из вещи полезных свойств, определенной имущественной или иной выгоды.
Гражданин, имеющий на праве собственности жилой дом, проживает с семьей в этом доме. Гражданин пользуется домом.
Юридическое лицо переместило станки со склада в цеха, включило их в производственный процесс, изготавливает с их помощью товары. Юридическое лицо пользуется станками.
Государство... (с правомочием пользования в праве государственной собственности не так все просто - см. формы собственности).
Распоряжение как правомочие собственника - возможность совершать в отношении имущества любые юридические и фактические действия. Собственник может продать свою вещь, подарить, сдать в аренду, попросту выбросить.
Гражданин, продав свой жилой дом, реализовал свое правомочие распоряжения.
Юридическое лицо сдало станки в аренду, тем самым распорядившись ими.
Государство передало в пользование коммерческой организации участок лесного фонда. Государство распорядилось своим имуществом.
Владение как правомочие собственника не следует смешивать с более широким одноименным понятием (см. § 1 настоящей главы). Последнее признается особым вещным правом и защищается вещно-правовыми способами. Владение вещью несобственником на законном основании также юридически опосредует связь субъекта с вещью и именуется иногда титульным владением (титул в данном случае - законное, правомерное основание). Двойственная конструкция владения признается и цивилистической наукой (М.В. Малинкович, В.А. Тархов, М.В. Самойлова и др.), и практикой правоприменения.
3. Право собственности как "высшее" вещное право является дозволительным: собственник определяет судьбу своего права исключительно своей волей и в своем интересе.
Правовой акт: Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Усмотрение собственника, таким образом, ограничивается только и исключительно правовыми нормами (права и законные интересы других лиц вытекают только из юридических правил). Иными словами, собственник владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в "пространстве", ограниченном только чужими правами и интересами. Это общее правило, касающееся собственности на оборотоспособные объекты. Ограничение в обороте объектов обусловливает и ограничение права, в частности, законами могут устанавливаться ограничения владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами.
Из истории цивилистики: Признавая в принципе право собственности полной властью над вещью, государство в то же самое время резервирует для себя право налагать на нее те или другие ограничения, какие оно найдет необходимым, вплоть до полной экспроприации в интересах общего блага (И.А. Покровский).
Казалось бы, иных, кроме закона и правовых актов, позитивных (юридических) сдерживающих начал право собственности не знает. Вместе с тем право собственности при всей его широте и абсолютности не может быть безгранично. Право собственности сдерживается не только законом, но и:
а) назначением вещи как объектом права (квартира, участок лесного фонда и пр.) и
б) сделкой (договором, завещанием и др.).
Договоры, в частности - ренты, аренды, залога, завещательный отказ известным образом стесняют право собственности. Следует в то же время отметить, что указанные ограничения не "уменьшают" право собственности, а устанавливают пределы осуществления этого права.
Пределы осуществления права собственности в определенной мере устанавливаются и общегражданским запретом злоупотребления лицом своими субъективными правами.
Необходимо отличать правовые ограничения осуществления права собственности от социально-экономических и морально-психологических аспектов и самой собственности, и неравного (в этом и суть имущественных отношений) ее распределения между людьми. Это, бесспорно, весьма важные и "взрывные" обстоятельства, но все-таки выходящие за границы юридической конструкции права собственности.
4. Гражданское право, как, собственно, и все человеческое бытие, построено на наличии и известной сбалансированности положительного и отрицательного начал. Возмездность, встречные предоставления - лишь отдельные проявления этих начал. В праве собственности, высшем вещном праве, положительные правомочия владения, пользования и распоряжения определенным образом "уравновешиваются" негативными, неблагоприятными, но необходимыми юридическими элементами:
а) бременем содержания имущества;
в) риском случайной гибели имущества.
Бремя и риски неминуемо и постоянно сопровождают право собственности, мотивируя осмотрительность собственника.