Сами по себе работы, хоть и формально составляют объект прав, представляют юридический интерес участников преимущественно в виде результата этих работ.

Вместе с тем особенность исследуемого объекта гражданских прав заключается именно в том, что результат работы, как главная и конечная экономическая цель заказчика, неразрывно связан с процессом выполнения работы. Лицо, в пользу которого выполняется работа, приобретает не только право на ее результат, но и право контролировать ее выполнение.

Правовой акт. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ).

Это свойство ("соединение" результата работы и процесса ее выполнения) отличает выполнение работ от иных объектов:

- вещи, которая будет изготовлена в будущем (см., например, п. 2 ст. 455 ГК РФ);

- услуги, первостепенное значение в содержании которой имеет не результат, а сам процесс оказания услуги.

2. Услуги в гражданском праве - обширная сфера правоотношений, также связанная с действиями обязанных лиц.

Но в отличие от работ, услуги по общему правилу в качестве основного предмета обязательства предусматривают не овеществленный (материальный) результат действий исполнителя, передаваемый заказчику, а непосредственно действия самого обязанного лица (услугодателя).

К услугам, в частности, относятся следующие:

перевозка;

хранение;

банковское обслуживание;

услуги связи, информации, доступа в Интернет;

медицинские и ветеринарные услуги;

правовые, аудиторские, консалтинговые услуги;

туристско-экскурсионные и гостиничные услуги;

образовательные услуги;

коммунальные услуги;

Культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные услуги и др.

Действия обязанного лица, оказывающего услуги:

а) носят неовеществленный (нематериальный) характер и

б) тесно связаны с личностью услугодателя.

Из истории цивилистики. Договоры об услугах хотя бы и косвенно, но затрагивают личность человека, и этот момент выделяет договоры об услугах из других договоров чисто имущественного, оборотного характера (В.И. Синайский).

Указанными двумя признаками (нематериальный характер и связь с личностью услугодателя) услуги принципиально отличаются от работ.

Услуги как объекты гражданских прав разделяются на две группы:

а) услуги исключительно фактического характера и

б) услуги фактического и юридического (юридико-фактического) характера.

Первая группа услуг оказывается посредством только фактических действий обязанного лица (совершение медицинских процедур, чтение лекций, предоставление номера в отеле и т.д.). К этой группе относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие аналогичные.

Вторая группа услуг предусматривает совершение услугодателем не только фактических, но и юридических действий. Юридические действия - это сделки и иные имеющие правовые последствия действия (например, представительство в суде). Услугодатель оказывает услуги не только своими фактическими действиями, но и совершением юридических актов, как правило, в интересах заказчика (услугополучателя).

К таким услугам, в частности, относятся:

поручение;

комиссия;

транспортная экспедиция;

агентирование;

банковские услуги.

Услуга как объект гражданских прав по общему правилу носит возмездный, товарный характер.

§ 3. Результаты интеллектуальной деятельности

Понятие и виды объектов интеллектуальных прав.

Интеллектуальные права и право собственности

1. Интеллектуальная, умственная деятельность человека не регулируется юридическими правилами. Гражданский закон только охраняет результаты такой деятельности, преимущественно творческой, и регулирует отношения, связанные с использованием этих результатов в имущественных и неимущественных сферах. Эти результаты и составляют один из основных объектов гражданских прав.

Права на результаты интеллектуальной деятельности именуются интеллектуальными правами.

К объектам гражданских (интеллектуальных) прав относятся следующие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность):

а) произведения науки, литературы и искусства;

б) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

в) базы данных;

г) исполнения;

д) фонограммы;

е) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

ж) изобретения;

з) полезные модели;

и) промышленные образцы;

к) селекционные достижения;

л) топологии интегральных микросхем;

м) секреты производства (ноу-хау);

н) фирменные наименования;

о) товарные знаки и знаки обслуживания;

п) наименования мест происхождения товаров;

р) коммерческие обозначения.

Следует отличать результаты интеллектуальной деятельности от материального, объективированного носителя, на котором закреплены эти результаты.

Подаривший музею свою картину художник был и остается обладателем интеллектуальных прав на нее (авторских прав, права доступа и т.д.). Собственником же самой картины как вещи становится музей (юридическое лицо).

Авторское мнение. Отличие права интеллектуальной собственности от права собственности как такового заключается в том, что право интеллектуальной собственности существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором результаты интеллектуальной деятельности выражены (Д.В. Мурзин).

2. На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, к которым, в частности, относится исключительное право, являющееся имущественным правом, а также - в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, - личные неимущественные права, иные права (право следования, право доступа и другие).

Подробно объекты интеллектуальных прав и сами интеллектуальные права рассматриваются в соответствующем разделе учебника.

Литература

Баринов Н.А. Услуги. 2-е изд., доп. Саратов: Надежда, 2003.

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву // Избранные труды по гражданскому праву. 2-е изд., испр. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2003. Гл. IV.

Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг // Советское государство и право. 1966. N 5.

Лапан В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб., 2002.

Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006.

Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2005.

Яковлев А.С. Имущественные права как объекты гражданских правоотношений. Теория и практика. М.: Ось-89, 2005.

Наши рекомендации