Тема 1. Сравнительное правоведение: предмет и метод

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Юрист в частно-правовых спорах»

Магистерская программа «Юрист в гражданском судопроизводстве»

Курс: 1

Семестры: 1,2

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

Ростов-на-Дону

2016 г.

Составитель: Власов В.И., д.ф.н., профессор

_______________ «__» ________ 201__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Программа одобрена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 201__г.

Зав. кафедрой Денисенко С.В., к.ю.н., доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_______________ «__» ________ 201__г.

Рабочая программа утверждена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

© ФГБОУВО «РГУП», 2016

© Власов В.И., 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Содержание дисциплины

6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Сравнительное правоведение (общая часть) являются:

§ формирование у студентов понимания основ сравнительного правоведения, знания его истории и значения в практической деятельности юриста;

§ изучение методов и способов сравнительно-правовых исследований;

§ выявление взаимосвязи сравнительного правоведения и международного права;

§ уяснение тенденций развития сравнительного правоведения, особенностей унификации и кодификации правовых норм различных правовых систем.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

«Сравнительное правоведение» относится к числу дисциплин обязательной части профессионального цикла по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, обеспечивающих профессиональную подготовку квалифицированных магистров для работы в сфере правоприменения. На базе «Сравнительного правоведения» в комплексе с другими международно-правовыми дисциплинами изучаются нормы и институты, регулирующие материальные и процессуальные отношения гражданско-правового, семейного и трудового характера, осложнённые иностранным элементом.

Роль и место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки юристов определяется тем, что «Сравнительное правоведение» является специальной учебной дисциплиной, выполняющей важную профессиональную, мировоззренческую и культурно-воспитательную функции. Знание особенностей общественных отношений, входящих в предмет Сравнительного правоведения, необходимо для глубокого усвоения действующих международных и нормативно-правовых актов, материалов судебной и арбитражной практики, развития научного кругозора и юридического мышления, овладения содержанием и методикой профессиональных умений и навыков, правильного понимания закономерностей дальнейшего развития правовых систем современности.

Сравнительное правоведение тесно связано с теорией государства и права, историей государства и права, международного права, поскольку использует понятия названных теоретических дисциплин. Поэтому изучение данного курса происходит после изучения дисциплин «Теория государства и права», «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Гражданско-процессуальное право» и «Международное право».

В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:

§ знать:

правовую карту мира, ориентироваться в основных правовых семьях современности, понимать положение правовой системы Российской Федерации среди других правовых систем мира, сущность и содержание основных правовых категорий, современные тенденции и перспективы развития сравнительно-правовых исследований;

§ уметь:

оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса, уметь получать новые знания и систематизировать их; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты, применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

§ владеть:

юридической терминологией; навыками сравнительно-правовых исследований, информацией об основных правовых системах современности.

Предлагаемая рабочая программа разработана с учётом последних достижений юридической мысли, а также с расчётом на профессионально-прикладную специфику вуза. В ходе непосредственного изучения учебной дисциплины отдельные структурные части комплекса могут изменяться и дополняться.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» содействует формированию и развитию у выпускников следующих общекультурных компетенций (ОК):

«осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

Освоение дисциплины «Сравнительное правоведение» позволит студентам приобрести следующие профессиональные компетенции (ПК):

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Трудоёмкость  
зач. ед. час. по семестрам  
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Диф. зачет Диф. зачет

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Трудоёмкость  
зач. ед. час. по семестрам  
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции -
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля   Диф. зачет   Диф. зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия
Сравнительное правоведение: предмет и метод   практ. занятия - устный и письменный опросы
Методология сравнительного правоведения
История сравнительного правоведения:
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы
Функции сравнительного правоведения    
6. Классификация основных правовых систем современности. лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы
7. Сравнительное правоведение и международное право.        
8. Европейское право и сравнительное правоведение.        
9. Общая характеристика Романо-германской правовой семьи.   практ. занятия - устный и письменный опросы
10. Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью.
11. Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США.   практ. занятия - устный и письменный опросы
12. Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых   практ. занятия - устный и письменный опросы
13. Мусульманская правовая семья   практ. занятия - устный и письменный опросы
14. Индусское право. Семья обычного права.
15. Понятие смешанных правовых систем   практ. занятия - устный и письменный опросы
ВСЕГО:  

Заочная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия
Сравнительное правоведение: предмет и метод   практ. занятия - устный и письменный опросы
Методология сравнительного правоведения        
История сравнительного правоведения:        
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы
Функции сравнительного правоведения    
Классификация основных правовых систем современности. лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы
Сравнительное правоведение и международное право.        
Европейское право и сравнительное правоведение.        
Общая характеристика Романо-германской правовой семьи.   практ. занятия - устный и письменный опросы
Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью.        
Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США.   практ. занятия - устный и письменный опросы
Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых   практ. занятия - устный и письменный опросы
Мусульманская правовая семья        
Индусское право. Семья обычного права.        
Понятие смешанных правовых систем        
ВСЕГО:  

Самостоятельная работа

Очная форма обучения

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Кол-во часов
1. подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости;
2. подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости;
3. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости;
4. подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
5. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
6. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
7. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
8. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
9. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
10. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
11. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
12. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
13. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
14. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
15. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
Итого:

Заочная форма обучения

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Кол-во часов
1. подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости;
2. подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости;
3. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости;
4. подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
5. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
6. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
7. подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
8. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
9. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
10. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
11. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
12. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
13. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
14. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
15. подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости;
Итого:

Компетенций

6.1. Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе ФГБОУ ВО РГУП в следующих формах:

6.1.1. Сообразно качеству подготовки и активности, демонстрируемой в ходе аудиторных занятий:

1) устных и письменных опросов студентов группы согласно планам практических занятий,

2) обсуждения в группах - рассмотрения какого-либо вопроса из планов практических занятий, направленного на установление достоверных, обоснованных и непротиворечивых выводов,

3) дискуссии - целенаправленного обсуждения взаимосвязанных вопросов из планов практических занятий, сопровождающегося обменом идеями, суждениями, мнениями между студентами группы,

4) проблемного семинара - занятия, во время которого ставится проблемный вопрос, требующий аргументированного и комплексного решения в результате поэтапных целенаправленных действий,

5) практикума - занятия, в процессе которого студенты группы выполняют задания преподавателя, состоящие в решении ситуационных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью,

6) круглого стола – обсуждения проблемного вопроса, в ходе которого на началах равноправия участников обобщаются мнения относительно обсуждаемой проблемы,

7) ролевой игры - деятельности, в процессе которой студенты группы, выступая в разных ролях, отрабатывают действия конкретных лиц в смоделированных ситуациях,

8) деловой игры - моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности и воспроизведения реальных жизненных ситуаций в игровой форме.

6.1.2. Сообразно качества выполнения самостоятельной работы в форме:

1) составления логических и структурных схем, классифицирующих и систематизирующих правовые явления, изучаемые в рамках дисциплины,

2) составления глоссариев, отражающих краткое содержание всех специальных терминов, относящихся к разделам дисциплины, изучаемым в соответствии с учебно-тематическим планом,

3) составления библиографических списков, включающих перечень учебной и научной литературы, международных и иных правовых актов, материалов практики, официальных Интернет-ресурсов, позволяющих углубленно изучить раздел дисциплины,

4) написания рефератов посредством аннотирования научных публикаций, отражающих классические и современные концепции отечественных и зарубежных юристов-международников, объёмом 12-18 стр.,

5) написания эссе, в структурированной форме отражающих самостоятельные исследования студентами актуальных проблем теории и практики межгосударственных правоотношений, объёмом 5-6 стр.,

6) подготовки презентаций, выполняемых посредством специальных технических возможностей, позволяющих визуализировать содержание отдельных вопросов, вынесенных на практические занятия, объемом 15-20 слайдов,

7) подготовки к написанию контрольной или курсовой работы, состоящая в осмыслении и воспроизведении сведений, полученных в результате изучения рекомендованных и самостоятельно обобщённых источников, позволяющих последовательно выполнить поставленные научно-практические задачи, продемонстрировать приобретённые навыки и умения применительно к соответствующей проблематике.

6.2. Рубежный контроль успеваемости, представляющий собой проверку успеваемости студентов по итогам изучения отдельных разделов дисциплины или всего курса, осуществляется посредством:

6.2.1. Контрольной работы - письменного задания, предусматривающего самостоятельный ответ студента в свободной форме на поставленные вопросы, как входящие в план лекционных или практических занятий, так и сформулированные дополнительно в соответствии с учебно-тематическим планом.

6.2.2. Тестирование - приоритетная форма контроля текущей успеваемости, предусматривающая ответы на заранее разработанные тестовые задания.

6.3. Промежуточный контроль проводится в виде дифференцированного зачета по результатам устных ответов на 3 вопроса согласно билетам.

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка
системное знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой, демонстрация знания концептуально-понятийного аппарата по всей дисциплине и научной литературы по курсу, самостоятельная оценка основных положений дисциплины; понимание взаимосвязи доктрины и практики; Отлично
достаточно полное знание программного материала по дисциплине, знание содержание рекомендованной литературы, в целом корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала; Хорошо
поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса, затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии дисциплины, стремление построить ответ в логической последовательности; Удовлетворительно
существенные пробелы в структуре программного материала дисциплины, наличие грубых ошибок при изложении программного материала дисциплины. Не удовлетворительно

Вопросы для подготовки к зачёту

1.Предмет и задачи сравнительного правоведения.

2. Основные виды сравнительных исследований правовых систем.

3. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения.

4. Правовая система.

5.Правовые семьи и правовая карта мира.

6. Понятие и значение сравнения.

7. Сравнительно-правовой метод - частно-научный метод юридической науки.

8. Теория сравнительно- правового метода.

9. Сравнительное правоведение.

10. Основные виды исследований.

11. Диахронное и синхронное сравнение.

12. Внутреннее и внешнее сравнительное сравнение.

13. Микро- и макросравнение.

14. Различные уровни сравнения в зависимости от объектов исследования.

15. Нормативное сравнение.

16. Функциональное сравнение.

17. Историко-философское направление сравнительного правоведения Германии.

18. Французская школа сравнительного законодательство.

19. Сравнительное правоведение в России.

20. Сравнительное правоведение в Англии и США.

21. Развитие советского сравнительного правоведения.

22. Объединение правовых систем в правовые семьи и варианты их классификации.

23. Юридическ

Наши рекомендации