Тема 1. Сравнительное правоведение: предмет и метод
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки (специальность): 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Юрист в частно-правовых спорах»
Магистерская программа «Юрист в гражданском судопроизводстве»
Курс: 1
Семестры: 1,2
Форма обучения: очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Ростов-на-Дону
2016 г.
Составитель: Власов В.И., д.ф.н., профессор
_______________ «__» ________ 201__г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Программа одобрена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 201__г.
Зав. кафедрой Денисенко С.В., к.ю.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
Рабочая программа утверждена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© ФГБОУВО «РГУП», 2016
© Власов В.И., 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) Сравнительное правоведение (общая часть) являются:
§ формирование у студентов понимания основ сравнительного правоведения, знания его истории и значения в практической деятельности юриста;
§ изучение методов и способов сравнительно-правовых исследований;
§ выявление взаимосвязи сравнительного правоведения и международного права;
§ уяснение тенденций развития сравнительного правоведения, особенностей унификации и кодификации правовых норм различных правовых систем.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
«Сравнительное правоведение» относится к числу дисциплин обязательной части профессионального цикла по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, обеспечивающих профессиональную подготовку квалифицированных магистров для работы в сфере правоприменения. На базе «Сравнительного правоведения» в комплексе с другими международно-правовыми дисциплинами изучаются нормы и институты, регулирующие материальные и процессуальные отношения гражданско-правового, семейного и трудового характера, осложнённые иностранным элементом.
Роль и место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки юристов определяется тем, что «Сравнительное правоведение» является специальной учебной дисциплиной, выполняющей важную профессиональную, мировоззренческую и культурно-воспитательную функции. Знание особенностей общественных отношений, входящих в предмет Сравнительного правоведения, необходимо для глубокого усвоения действующих международных и нормативно-правовых актов, материалов судебной и арбитражной практики, развития научного кругозора и юридического мышления, овладения содержанием и методикой профессиональных умений и навыков, правильного понимания закономерностей дальнейшего развития правовых систем современности.
Сравнительное правоведение тесно связано с теорией государства и права, историей государства и права, международного права, поскольку использует понятия названных теоретических дисциплин. Поэтому изучение данного курса происходит после изучения дисциплин «Теория государства и права», «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Гражданско-процессуальное право» и «Международное право».
В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
§ знать:
правовую карту мира, ориентироваться в основных правовых семьях современности, понимать положение правовой системы Российской Федерации среди других правовых систем мира, сущность и содержание основных правовых категорий, современные тенденции и перспективы развития сравнительно-правовых исследований;
§ уметь:
оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса, уметь получать новые знания и систематизировать их; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты, применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;
§ владеть:
юридической терминологией; навыками сравнительно-правовых исследований, информацией об основных правовых системах современности.
Предлагаемая рабочая программа разработана с учётом последних достижений юридической мысли, а также с расчётом на профессионально-прикладную специфику вуза. В ходе непосредственного изучения учебной дисциплины отдельные структурные части комплекса могут изменяться и дополняться.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» содействует формированию и развитию у выпускников следующих общекультурных компетенций (ОК):
«осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
Освоение дисциплины «Сравнительное правоведение» позволит студентам приобрести следующие профессиональные компетенции (ПК):
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоёмкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Форма итогового контроля | Диф. зачет | Диф. зачет |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоёмкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | - | |||
Семинарские (практические) занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Форма итогового контроля | Диф. зачет | Диф. зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Сравнительное правоведение: предмет и метод | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Методология сравнительного правоведения | |||||
История сравнительного правоведения: | |||||
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Функции сравнительного правоведения | |||||
6. | Классификация основных правовых систем современности. | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
7. | Сравнительное правоведение и международное право. | ||||
8. | Европейское право и сравнительное правоведение. | ||||
9. | Общая характеристика Романо-германской правовой семьи. | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
10. | Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью. | ||||
11. | Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США. | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
12. | Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
13. | Мусульманская правовая семья | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
14. | Индусское право. Семья обычного права. | ||||
15. | Понятие смешанных правовых систем | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
ВСЕГО: |
Заочная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Сравнительное правоведение: предмет и метод | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Методология сравнительного правоведения | |||||
История сравнительного правоведения: | |||||
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Функции сравнительного правоведения | |||||
Классификация основных правовых систем современности. | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Сравнительное правоведение и международное право. | |||||
Европейское право и сравнительное правоведение. | |||||
Общая характеристика Романо-германской правовой семьи. | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью. | |||||
Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США. | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Мусульманская правовая семья | |||||
Индусское право. Семья обычного права. | |||||
Понятие смешанных правовых систем | |||||
ВСЕГО: |
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
2. | подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
3. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
4. | подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
5. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
6. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
7. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
8. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
9. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
10. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
11. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
12. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
13. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
14. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
15. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
2. | подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
3. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
4. | подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
5. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
6. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
7. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
8. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
9. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
10. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
11. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
12. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
13. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
14. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
15. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
Итого: |
Компетенций
6.1. Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе ФГБОУ ВО РГУП в следующих формах:
6.1.1. Сообразно качеству подготовки и активности, демонстрируемой в ходе аудиторных занятий:
1) устных и письменных опросов студентов группы согласно планам практических занятий,
2) обсуждения в группах - рассмотрения какого-либо вопроса из планов практических занятий, направленного на установление достоверных, обоснованных и непротиворечивых выводов,
3) дискуссии - целенаправленного обсуждения взаимосвязанных вопросов из планов практических занятий, сопровождающегося обменом идеями, суждениями, мнениями между студентами группы,
4) проблемного семинара - занятия, во время которого ставится проблемный вопрос, требующий аргументированного и комплексного решения в результате поэтапных целенаправленных действий,
5) практикума - занятия, в процессе которого студенты группы выполняют задания преподавателя, состоящие в решении ситуационных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью,
6) круглого стола – обсуждения проблемного вопроса, в ходе которого на началах равноправия участников обобщаются мнения относительно обсуждаемой проблемы,
7) ролевой игры - деятельности, в процессе которой студенты группы, выступая в разных ролях, отрабатывают действия конкретных лиц в смоделированных ситуациях,
8) деловой игры - моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности и воспроизведения реальных жизненных ситуаций в игровой форме.
6.1.2. Сообразно качества выполнения самостоятельной работы в форме:
1) составления логических и структурных схем, классифицирующих и систематизирующих правовые явления, изучаемые в рамках дисциплины,
2) составления глоссариев, отражающих краткое содержание всех специальных терминов, относящихся к разделам дисциплины, изучаемым в соответствии с учебно-тематическим планом,
3) составления библиографических списков, включающих перечень учебной и научной литературы, международных и иных правовых актов, материалов практики, официальных Интернет-ресурсов, позволяющих углубленно изучить раздел дисциплины,
4) написания рефератов посредством аннотирования научных публикаций, отражающих классические и современные концепции отечественных и зарубежных юристов-международников, объёмом 12-18 стр.,
5) написания эссе, в структурированной форме отражающих самостоятельные исследования студентами актуальных проблем теории и практики межгосударственных правоотношений, объёмом 5-6 стр.,
6) подготовки презентаций, выполняемых посредством специальных технических возможностей, позволяющих визуализировать содержание отдельных вопросов, вынесенных на практические занятия, объемом 15-20 слайдов,
7) подготовки к написанию контрольной или курсовой работы, состоящая в осмыслении и воспроизведении сведений, полученных в результате изучения рекомендованных и самостоятельно обобщённых источников, позволяющих последовательно выполнить поставленные научно-практические задачи, продемонстрировать приобретённые навыки и умения применительно к соответствующей проблематике.
6.2. Рубежный контроль успеваемости, представляющий собой проверку успеваемости студентов по итогам изучения отдельных разделов дисциплины или всего курса, осуществляется посредством:
6.2.1. Контрольной работы - письменного задания, предусматривающего самостоятельный ответ студента в свободной форме на поставленные вопросы, как входящие в план лекционных или практических занятий, так и сформулированные дополнительно в соответствии с учебно-тематическим планом.
6.2.2. Тестирование - приоритетная форма контроля текущей успеваемости, предусматривающая ответы на заранее разработанные тестовые задания.
6.3. Промежуточный контроль проводится в виде дифференцированного зачета по результатам устных ответов на 3 вопроса согласно билетам.
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка |
системное знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой, демонстрация знания концептуально-понятийного аппарата по всей дисциплине и научной литературы по курсу, самостоятельная оценка основных положений дисциплины; понимание взаимосвязи доктрины и практики; | Отлично |
достаточно полное знание программного материала по дисциплине, знание содержание рекомендованной литературы, в целом корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала; | Хорошо |
поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса, затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии дисциплины, стремление построить ответ в логической последовательности; | Удовлетворительно |
существенные пробелы в структуре программного материала дисциплины, наличие грубых ошибок при изложении программного материала дисциплины. | Не удовлетворительно |
Вопросы для подготовки к зачёту
1.Предмет и задачи сравнительного правоведения.
2. Основные виды сравнительных исследований правовых систем.
3. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения.
4. Правовая система.
5.Правовые семьи и правовая карта мира.
6. Понятие и значение сравнения.
7. Сравнительно-правовой метод - частно-научный метод юридической науки.
8. Теория сравнительно- правового метода.
9. Сравнительное правоведение.
10. Основные виды исследований.
11. Диахронное и синхронное сравнение.
12. Внутреннее и внешнее сравнительное сравнение.
13. Микро- и макросравнение.
14. Различные уровни сравнения в зависимости от объектов исследования.
15. Нормативное сравнение.
16. Функциональное сравнение.
17. Историко-философское направление сравнительного правоведения Германии.
18. Французская школа сравнительного законодательство.
19. Сравнительное правоведение в России.
20. Сравнительное правоведение в Англии и США.
21. Развитие советского сравнительного правоведения.
22. Объединение правовых систем в правовые семьи и варианты их классификации.
23. Юридическ