Как правильно подготовиться к сдаче экзамена?
В период подготовки к экзаменам вы вновь обращаетесь к пройденному учебному материалу, перечитываете конспект лекций, учебник, иные источники информации.
При этом следует уделить особое внимание конспектам лекций сделанных вами во время аудиторных занятий , а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции.
Ваши конспекты лекций обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отражают самую «свежую» научную и нормативную информацию и ответы преподавателя на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.
Написание же и опубликование печатной продукции требует времени. Поэтому изложение некоторого учебного материала быстро устаревает.
(Поэтому, если в процессе подготовки к государственным экзаменам читаются обзорные лекции по дисциплине – их нужно обязательно прослушать и внести коррективы в имеющиеся у вас лекционные конспекты).
Чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные с вашей точки зрения вопросы подготовить заранее и записать, кратко изложив материал.
Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
Для этого можно использовать метод сжатого представления исходного текста, основанный на особенности индивидуальной познавательной деятельности с целью повышения ее эффективности – дайджест-конспект.
«Дайджест» в переводе с английского значит «краткое изложение».
При использовании метода дайджест-конспекта, осуществляется переработка информации и ее трансформация, с целью выделения в тексте самого необходимого для решения определённой задачи – ответа на определённый вопрос и более легкого запоминания текста.
В итоге получается предельно сжатая информация в минимальном объеме с максимальным сохранением ее качества
Практика свидетельствует, что правильно составленный в процессе домашней (заблаговременной) подготовки к экзамену, дайджест-конспект служит прекрасным средством активизации памяти и других психологических ресурсов в напряженной стрессовой ситуации, в том числе при повторении материала накануне экзамена.
Но реально помочь дайджест конспект может лишь в том случае, если вы делали (писали) его сами, а не воспользовались чужим, так как «сворачивание» информации и извлечение ее обратно – творческий процесс, не сводимый к механическому воспроизведению текста.
Чтобы ваш дайджест-конспект позволил вам перед экзаменом быстро «пробежаться» и «освежить» в памяти освоенный материал, нельзя конспектировать используемые вами источники (текст учебника, статей, монографий и т.д.) параллельно с прочтением их. Текст, который предстоит законспектировать, необходимо предварительно прочитать. Естественно, чтение это беглое, поверхностное. Но, тем не менее, как минимум 20% информации вы запомните даже после беглого прочтения, причём, представление об основных понятиях входят в этот процент, при этом ваш конспект в этом случае будет более последовательным, точным и целостным.
Записывайте только ту информацию, на которой вы мысленно ставите акцент. Примеры в конспекте не приводятся, но если их наличие позволяет более качественно усвоить (понять) вопрос – приводите примеры.
Определения лучше писать «столбиком», когда термин получается в одной колонке, а его трактовка в другой, тогда ключевые понятия будут «бросаться в глаза».
Одним из важных способов краткого изложения материала является представление его в виде таблиц и схем.
Составление таблиц и схем позволяет более логично и чётко «укладывать в голове» изученный материал и соблюдать принцип взаимосвязи материала (тем, понятий, конструкций и т.д.). Такой способ конспектирования обеспечивает лучшую последующую ориентацию в конспекте. Схематизированные темы, понятия, конструкции и т.д. лучше запоминаются, поскольку используется наша фотографическая память.
Кроме того, важные места в тексте можно выделить посредством цвета и шрифта.
Можно использовать в конспекте стрелки, подчёркивания, символы и знаки, которые вы без труда расшифруете. Например, знак «!». А такие знаки как «?» и «?!» не дадут вам забыть о не до конца понятном материале и задать вопросы преподавателю на предэкзаменационной консультации.