Тема 4. Международная защита прав человека

Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Устав ООН - международно-правовая основа сотрудничества государств по всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Международная хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и протоколы к нему (1966 г. и 1989 г.) Региональные соглашения по защите прав человека: европейское, межамериканское, африканское и межарабское. Сотрудничество в сфере прав человека в рамках ОБСЕ. Человеческое измерение ОБСЕ. Международная защита прав женщин и детей. Конвенция о политических правах женщин 1952 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Защита прав человека в деятельности специализированных учреждений ООН. Сотрудничество государств в борьбе с массовыми и грубыми нарушениями прав человека. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г. Международный контроль за соблюдением прав человека и основных свобод.

Используемая литература: [2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 15, 23, 40, 44, 45, 51, 63].

Тема 5. Ответственность и принуждение в международном праве

1Понятие международно-правовой ответственности. Понятие международного правонарушения и международного преступления. Субъекты международно-правовой ответственности. Виды и формы международно-правовой ответственности. Принуждение в международном праве. Основания международно-правовой ответственности и ее реализация. Ответственность за международные преступления. Ответственность международных организаций. Ответственность физических лиц согласно международному праву. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности. Кодификация норм о международно-правовой ответственности.

Используемая литература: [1, 2, 4, 6, 9, 12, 15, 49, 52, 53, 62].

Тема 6. Международное право в период вооруженных конфликтов

Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов.

Начало войны и ее правовые последствия. Участники вооруженного конфликта и их правовое положение. Комбатанты, некомбатанты.

Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны. Особенности правового режима военной оккупации. Нейтралитет во время войны.

Защита прав личности во время вооруженных конфликтов. Международные обязательства государств по защите гражданского населения, больных, раненых и военнопленных. Правовой статус личности в период действия режима военной оккупации. Защита культурных и иных гуманитарных ценностей.

Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны, их правовые последствия.

Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 9, 29, 38, 47, 50, 53, 54, 56, 59, 61, 63].

Тема 7. Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности и его источники. Всеобщая система коллективной безопасности. Международные универсальные механизмы обеспечения международной безопасности. Совет безопасности ООН и его роль в поддержании мира и обеспечении международной безопасности. Региональные механизмы поддержания международной безопасности. СНГ. Организация Американских Государств. Северо-Атлантический Альянс (НАТО). Договор об обороне в Юго-Восточной Азии 1954 г. Ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия. Запрещение производства, использования и ликвидация химического, биологического оружия, а также отдельных видов оружия.

Используемая литература: [1, 2, 3, 6, 9, 12, 14, 17, 19, 23, 25, 35, 39, 43, 45, 46, 48, 62].

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающегося является важнейшей составляющей процесса обучения, процесса становления его как современной гармонично развитой личности и квалифицированного специалиста. Это управляемый процесс усвоения, закрепления и совершенствования знаний, приобретения навыков, которыми должен овладеть профессионал-специалист.

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется: а) во время основных аудиторных занятий (лекций и семинаров); б) помимо аудиторных занятий (подготовка к лекциям и семинарам, выполнение домашних заданий учебного и творческого характера). Поскольку лекции и семинары являются новыми для них формами получения знаний, то на одном из первых занятий следует организовать методический семинар для ознакомления с целями, задачами, методами и приёмами самостоятельной работы, а также с методами контроля и видами оценивания.

Значительная часть самостоятельной работы, состоящей из трех этапов, отводится на подготовку к лекции. Первый этап заключается в подготовке к предстоящей лекции, что позволяет осознанно подойти к изучаемому материалу. На втором этапе самостоятельная работа осуществляется на самом занятии. Она состоит в прослушивании текста лекции, стремлении уловить основную идею, логику изложения материала, и его записи. Третий этап подразумевает корректировку записи (расшифровку сокращений, уточнение значения терминов, дополнения и др.).

Для подготовки к лекциям обучающиеся обеспечиваются учебными программами, учебниками, учебными пособиями, глоссариями, реализующими принципы научности, доступности и систематичности обучения. Для проверки качества усвоения учебного материала предназначены такие разделы учебно-методических пособий как «Контрольные вопросы», «Вопросы для обсуждения» т.п.

Другой важнейшей формой обучения, требующей самостоятельной работы, является семинарское занятие, служащее не только для воспроизведения, но и для углубления полученных знаний, а также для развития способности формулировать собственные суждения.

Подготовка к семинарским занятиям и активное участие в них способствуют развитию творческого и профессионального мышления; овладению языком соответствующей науки, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаиванию своей точки зрения; формированию навыков оперирования формулировками, понятиями и определениями.

В рамках подготовки к семинарскому занятию следует ознакомиться с методическими рекомендациями для подготовки к семинарам, предложенными преподавателем, изучить и законспектировать рекомендованную литературу и подготовить развернутые планы выступлений по вопросам, вынесенным на обсуждение. При необходимости следует проконсультироваться с преподавателем.

В таком же порядке готовятся доклады и устные сообщения по дополнительной литературе, темы которых предлагаются преподавателем или выбираются из предложенного списка.

Во время семинарских занятий по курсу «Международное право» самостоятельная деятельность обучающихся может осуществляться в форме конспектирования, работы в группах или в парах, решения проблемных вопросов, составлении таблиц, решении кроссвордов и ребусов и др. Успешному выполнению такого рода работы предшествуют детальные методические указания преподавателя. Обучающиеся получают раздаточный материал (тексты источников и т.п.).

Одной из форм самостоятельной работы обучающихся на семинарах является тестирование, одновременно представляющее собой и эффективное средство контроля получаемых знаний. Тестовый контроль отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний обучающихся и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения.

Распределение времени на самостоятельную работу

(очно / заочно)

Номер темы Наименование темы Форма самостоятельной работы Кол-во часов
Тема 1 Понятие, сущность, источники и система международного права Субъекты современного международного права проработка конспектов по учебной дисциплине.
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
подготовка реферата
Тема 2 Право международных договоров Международная защита прав человека проработка конспектов по учебной дисциплине
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
выполнение терминологического задания
Тема 3 Ответственность и принуждение в международном праве Международное право в период вооруженных конфликтов проработка конспектов по учебной дисциплине
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
выполнение терминологического задания
Тема 4 Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров Понятие, сущность, источники и система международного права проработка к конспектов по учебной дисциплине
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
выполнение теста
Тема 5 Субъекты современного международного права Право международных договоров проработка конспектов по учебной дисциплине
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
подготовка реферата
Тема 6 Международная защита прав человека Ответственность и принуждение в международном праве проработка конспектов по учебной дисциплине  
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;    
выполнение терминологического задания
Тема 7 Международное право в период вооруженных конфликтов проработка конспектов по учебной дисциплине
проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
выполнение теста
ИТОГО:

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение обучающимися дисциплины «Международное право» начинается с ознакомления с основными разделами учебно-методического комплекса.

Основными видами занятий при преподавании учебной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Обучающимся рекомендуется следующее:

1. Обязательно посещать все виды учебных занятий. Тщательно готовиться к любым занятиям, предварительно прорабатывая вопросы, выносимые на обсуждение. Посещать консультации преподавателя по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и учебно-исследовательских заданий.

2. Для подготовки к занятиям необходимо пользование учебной литературой и научными изданиями. Рекомендуется изучение материалов Интернет-ресурсов: статистические данные официальных сайтов государственных органов, научные публикации на сайтах, ориентированных на современные индексы цитирования (РИНЦ, SCOPUS и Web Of Science и др.).

3. При изучении дисциплины рекомендуется использовать учебно-методические материалы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры. Данные материалы помогут организовать процесс качественного усвоения знаний и формирования компетенций по дисциплине.

4. При подготовке к сдаче экзамена по дисциплине необходимо повторить весь материал учебной дисциплины, изученный как в процессе аудиторных занятий, так и самостоятельной работы. При этом следует опираться на примерный перечень вопросов к экзамену. Перед экзаменом рекомендуется посещение консультаций преподавателя для получения методических указаний и помощи с целью качественного усвоения материала по наиболее сложным темам и вопросам учебной дисциплины.

Фонд оценочных средств

Наши рекомендации