Многообразие взглядов относительно понятия и сущности права.
Право — целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право — это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.
Право — это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия. Право —это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения, свободы.
Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений, следования общественной дисциплине. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллектива играет право. Вопрос о понятии права – дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции.
Представители теории естественного права, одной из наиболее старых теорий, исходит из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, что оно исходит от самой природы, естественное право как бы противопоставляет тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм (так называемому позитивному праву).
Таким образом, естественное право представляет собой некий идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.
Историческая школа права считает, что право развивается органически: подобно зерну, брошенному в землю, оно зреет в народном сознании и проявляется в виде обычаев и законов. Право исходит не от природы: оно таково. Каким его делает историческая жизнь данного народа.
Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов.
Марксистско-ленинская теория права особый акцент делала и делает на классовой сущности права – воле господствующего класса, возведенной в закон.
Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как социального явления.
Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение.
Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.
При этом надо иметь в виду, что в юридической науке понятие «право» используется в двух значениях:
А) объективное право или право в объективном смысле.
Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм, представляет собой объективное право;
Б) субъективное право или право в субъективном смысле.
Субъективное право или иначе «право субъекта» - это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности на определенную вещь).
Субъективное право юридически обеспечивает свободу лица, возможность того или иного поведения, возможность проявлять самостоятельность и инициативу. Например. Право на труд, которое принадлежит каждому гражданину РФ, означает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду. Выбирать ту или иную профессию, род занятий, заниматься предпринимательской деятельностью или работать по найму и т.д. Большинство ученых едины в том, что главное в субъективном праве – возможность самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения. Вместе с тем ряд исследователей полагает, что данную характеристику субъективного права следует дополнить. Например, указанием на возможность пользования определенным социальным благом, возможность требовать соответствующего поведения от других (обязательных) лиц, а также на возможность субъекта прибегать в тех или иных делах к содействию государственных органов. Однако эти добавления лишь подчеркивают то главное, что характеризует субъективное право: субъективное право – это возможность действовать в рамках закона, возможность избирать вид и меру своего поведения.
Если субъективное право означает возможность выбора того или иного правомерного поведения, то возлагаемая на гражданина юридическая обязанность предполагает должное (необходимое) поведение, устанавливаемое законодательством и обеспечиваемое государством.
Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый должен соблюдать Конституцию РФ и законы, не нарушать права и свободы других лиц.
Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном его этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).
Право – результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они с одобрения общества устанавливаются (либо санкционируются) государством.
Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других (например, нравственность) социальных норм, действующих в обществе.
Не только право нуждается в государстве, но и государство – в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право
Так, законодательного, правового закрепления требует организация и деятельность государственного аппарата. Речь идет об оптимизации системы государственных органов, определении основных направлений и принципов их деятельности, компетенции. Все это – важное условие, компонент режима законности в обществе, исключающей произвол государственных органов, основа для взаимоотношений должностных лиц и граждан.