Глава 5. Социальная реадаптация освобожденного

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

"Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям".

Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым, куда включаются следующие вопросы: информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора; ознакомление с правилами прописки; консультации по трудоустройству; рекомендации по восстановлению контактов в семье; советы, где и как продолжить учебу; как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т. п.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. В таких группах легче возникают отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя (психолога, психотерапевта) - подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы.

Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободе в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен, он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний и т. д.

Социальная адаптация в значительной мере зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам, взяточникам, расхитителям и пр.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.

"Таким образом, - констатирует В. Л. Васильев, - процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном же случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива".

Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

Вопросы для самопроверки

1. Какие психические состояния наиболее типичны для осужденного?

2. Что такое адаптация осужденного? Чем характеризуется нормальная адаптация осужденного? В чем выражается дезадаптация осужденного?

3. Охарактеризуйте социально-психологическую структуру коллектива осужденных.

4. Дайте классификацию групп осужденных.

5. Что такое "семья" в исправительном учреждении и какие функции она выполняет?

6. Дайте характеристику иерархической системы групп осужденных отрицательной направленности.

7. Перечислите основные средства исправления и перевоспитания осужденных и дайте их характеристику.

8. Раскройте содержание преобразования психологического режима в исправительном учреждении.

9. В чем состоит социальная реадаптация освобожденного и каковы психологические предпосылки ее эффективности?

На главную Учебные материалы Учебные пособия

Г.Г.Шиханцев
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Литература

1. Аврал Я. С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам. - Казань, 1972.

2. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. - М., 1992.

3. Антонян Ю. М. Жесткость в нашей жизни. - М., 1996.

4. Антонян Ю. М. Психология убийства. - М., 1997.

5. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. - Томск, 1989.

6. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

7. Антонян Ю. М., Верещагин В. А., Потапов С. А., Шостакович Б. В. Серийные сексуальные убийства.-М., 1997.

8. Ароикер Л. Е. Тактика и этика судебного допроса. - М., 1969.

9. Баев О. Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995.

10. Белкин Р. С. Теория и практика следственного эксперимента. - М.,1959.

11. Белкин Р. С. Моя профессия - следователь. - Гродно, 1995.

12. Белкин Р. С. (в соавт.) Тактика следственных действий. - М., 1997.

13. Бойков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. - М., 1978.

14. Бохан В. Ф. Формирование убеждений суда.- Минск, 1973.

15. Васильев В. Л. Юридическая психология. - Л., 1974.

16. Васильев В. Л. Юридическая психология. - М., 1991.

17. Васильев В. Л. Юридическая психология. - Спб., 1997.

18. Глазырин Ф. В., Шиханцов Г. Г. Практикум по судебной психологии. - Минск, 1977.

19. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы. - М., 1970.

20. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. - Рязань, 1985.

21. Гранат Н. Л. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения// Автореф. дисс. канд. юрид. наук - М., 1973.

22. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - ЛГУ, 1988.

23. Гримак Л. П. Общение с собой. - М., 1991.

24. Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. - Харьков, 1975.

25. Дерябин В. С. Чувства. Влечения. Эмоции. - Л., 1974.

26. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

27. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976.

28. Дулов М. И. Судебная психология. - Минск, 1975.

29. Еникеев М. И. Судебная психология. Ч. 2. - М., 1976.

30. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997.

31. Зорин Г. А., Танкевич О. В. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп. - Гродно, 1997.

32. Зорин Г. А., Хуэй Я. Ц. Криминалистическая характеристика преступных инсценировок. - Гродно, 1996.

33. Иншаков С. М. Зарубежная криминология. - М., 1997.

34. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса. - М., 1965.

35. Киселев Я. С. Судебные речи. - Л., 1967.

36. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., 1983.

37. Козлов Ю. Г., Слинъко М. И. Организованная преступность: структура и функции //Изучение организованной преступности: российско-американский опыт. - М., 1997.

38. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.

39. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. - М., 1973.

40. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

41. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. в двух томах. Т. 1. - М., 1959.

42. Коновалова В. Е. Правовая психология. - Харьков, 1997.

43. Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. - Воронеж, 1977.

44. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. - М., 1977.

45. Кравченко А. И. Введение в социологию. - М., 1995.

46. Кравченко А. И. Основы социологии. - М., 1997.

47. Криминальная мотивация. - М., 1986.

48. Криминология. - М., 1988.

49. Криминология / Пой ред. А. И. Долговой. - М., 1997.

50. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. - М., 1995.

51. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. - МГУ, 1984.

52. Лебедев С. Я. Традиции, обычаи и преступность. - М., 1995.

53. Леонтьев А. А.,Шахранович А. М., Батов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. - М., 1977.

54. Леоненко В. В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981.

55. Лившиц Е. М., Белкин Р. С. Тактика следственных действий. - М., 1997.

56. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. - Л., 1983.

57. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.

58. Личность преступника как объект психологического исследования /Под ред. А. Р. Ратинова. - М., 1979.

59. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Соч. в семи томах. Т. 4. - М., 1957.

60. Матвиенко Е. А. Судебная речь. - Минск, 1972.

61. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. - Л., 1982.

62. Махов Ф. С. Жить без проступков и правонарушений. - М., 1986.

63. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь,1971.

64. Невский И. А. Трудный успех. - М., 1981.

65. Образцов В. А. Выявление и изобличение преступника. - М., 1997.

66. Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972.

67. Основы борьбы с организованной преступностью. - М., 1996.

68. Пантелеев В. А. Психология судебного разбирательства по уголовным делам. - М., 1980.

69. Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.

70. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. - М., 1996.

71. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. - М., 1967.

72. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск, 1988.

73. Ратинов А. Р. Обыск и выемка. - М., 1961.

74. Руденский Е. В. Социальная психология. - М., 1997.

75. Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера. - М., 1997.

76. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.

77. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.

78. Симонов П. В., Ершов А. М. Темперамент. Характер. Личность. - М.,1984:

79. Соловьев А. Б. Использование доказательств при допросе. - М., 1981.

80. Соркин В. С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. - Гродно, 1997.

81. Сотонин К. Психограмма судебного следователя //Интеллигентный труд. - М., 1925.

82. Социальные отклонения. - М., 1984.

83. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов, 1996.

84. Тарас А. Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Минск, 1982.

85. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч. в шести томах. Т. 6. - М., 1990.

86. Филонов Л. Б., Давыдов В. И. Психологические приемы допроса обвиняемого //Вопросы психологии. 1966. № 6.

87. Холыст Б. Криминология. - М., 1980.

88. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. - Гродно, 1995.

89. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

90. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних. - Гродно, 1983.

91. Ярочкин В. И. Организованная преступность. - М., 1995.

Глава 5. Социальная реадаптация освобожденного - student2.ru Глава 5. Социальная реадаптация освобожденного - student2.ru

Наши рекомендации