Об угрозе террористической деятельности
«ИГИЛ» ДЛЯ РОССИИ
Горенко М.Г.,
студент 3 курса юридического факультета,
Кубанский государственный университет, Краснодар;
МосныйА.А.,
студент 4 курса юридического факультета,
Кубанский государственный университет, Краснодар.
Научный руководитель:
Малиновский О.Н.,
к.ю.н., доцент, доцент кафедры
гражданского процесса и международного права,
Кубанский государственный университет, Краснодар.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об угрозе террористической деятельности «ИГИЛ» для России.
Ключевые слова: угроза, «ИГИЛ», терроризм, боевик.
Summary: The issue of the threat of terrorist activity of «ISIL» for Russia is discussed in the article
Keywords: threat, «ISIL», terrorism, fighter
В настоящее время в российском перечне организаций, признанных террористическими, содержится более двадцати организаций [1]. Наибольшую опасность для России представляет «Исламское государство» (с 2006 г. «Исламское Государство Ирака», с 2013г. «Исламское Государство Ирака и Леванта» или «Исламское Государство Ирака и Шама»), название которого закрепилось за ним с 29 июня 2014 года, после провозглашения создания «Халифата» в Ираке. Деятельность террористического образования «ИГИЛ» запрещена в Российской Федерации по решению Верховного Суда РФ [2].
Длительное время террористы «ИГИЛ» находились в стороне от России, чего не скажешь в свете событий сегодняшнего дня. На развивающуюся экспансию радикального псевдо исламизма в нашей стране активно влияет пропаганда идей, адресованных в первую очередь определенной части российского мусульманского мира. Идей о новом «справедливом» государстве, построенном «в противовес авторитарным и коррупционным правительствам Востока и чуждым мусульманскому миру идеалам и ценностям Запада» [3, с. 6].
Существующую угрозу и всплеск активности со стороны боевиков-террористов признает и директор ФСБ РФ А. Бортников. В своем заявлениина XV Совещании руководителей спецслужб он сказал о подготовке терактов в России боевиками [4]. Необходимо признать, что движущей силой «ИГИЛ», прежде всего, являются молодые люди.
На вопрос о популярности терроризма среди российской молодежи попытался ответить научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований В. Иванов: «В ряды ИГИЛ чаще всего попадают по псевдоромантическим мотивам вроде якобы справедливой войны. Это вполне благополучные люди, которые находятся в некоем духовном поиске. Их и вычисляют вербовщики» [5].
Правоохранительные органы и небезразличные представители общественности сообщают, что в России действует обширная сеть вербовки людей в ряды «ИГИЛ» [6]. В большей степени резонансными случаями такой вербовки стало дело студентки МГУ В. Карауловой, а также гибель актера В. Дорофеева за ценности и идеалы «ИГИЛ». По словам В.В. Путина, численность воюющих боевиков − выходцев из России и стран СНГ колеблется от пяти до семи тысяч человек. И если учесть высказывание директора ФСБ России А. Бортникова о том, что количество участников группировки составляет двадцать тысяч человек, то приведенные выше цифры являются поистине огромными.
Специальный корреспондент проекта «Медуза» Д. Туровский в прошлом году брал интервью у Мурадома Атаева − русскоязычного проповедника «Исламского государства», в котором он заявил, что «в «ИГИЛ» сейчас очень много русскоязычных, численность можно оценить в четыре-пять тысяч человек. Много из СНГ − это узбеки, казахи. С Северного Кавказа не меньше полутора тысяч, поровну дагестанцев и чеченцев. Чеченцы и из Панкисского ущелья, и из разных мест. Многих ведь раскидало после первой войны, поэтому приезжали кто откуда» [7].
Для России является крайне опасным любое расширение и усиление «ИГИЛ». Необходимо понимать, что на сегодняшний день существуют серьезные опасения, вызванные расширением территории «ИГИЛ» в сторону нашего государства, дислокацией боевиков у общих границ России со странами СНГ. Даже если предположить, что «ИГИЛ» − временное явление, задача которого состоит в отвлечении внимания от теневого продвижения чьих-то интересов, это не отменяет угрозу того, что данное образование начнет реальное движение в сторону России. Приоритетной целью «ИГИЛ» является построение нового «Халифата», и если вспомнить историю, «Арабский Халифат», возникший в результате мусульманских завоеваний еще в XII веке или задолго до образования Древнерусского государства, имел огромные территории, охватывающие Закавказье, в частности Армению, нынешнюю Абхазию, Грузию, а также часть территорий Каспия. И сама цель построения «Халифата» означает приоритет захвата новых территорий.
Преследуя цели устрашения и расширения, «ИГИЛ» на веб страницах сети интернет размещает информацию о многочисленных террористических актах, кровавых расправах, громкие заявления и угрозы, чтобы об этом стало как можно больше известно. Так, в конце июля 2016 г. боевики «Исламского Государства» разместили девятиминутный видео - ролик, отснятый на месте подготовки и обучения его бойцов, в пустыне, началом повествовательного содержания которого явилось обращение к Президенту России В.В. Путину. Цитата: «Послушай, Президент Путин, мы придем в Россию, и будем убивать вас, русских, в ваших домах» − заявил боевик, лицо которого прикрывала маска [8]. Помимо этого, боевик «ИГИЛ» призвал всех своих сторонников начать джихад в России, который вопреки заветам Корана в настоящее время ассоциируется с беззаконием, экстремизмом и радикализмом: убийства, поджоги, взрывы и иные проявления дестабилизации мирной жизни. Необходимо отметить, что боевики «Исламского Государства» не первый раз объявляют джихад России. Осенью 2015 года джихад нашему государству был объявлен из-за активных авиаударов Москвы по позициям боевиков и оказания поддержки военным Башара Асада в Сирии. И если смотреть чисто с практической точки зрения, то в Сирии развернулась открытая масштабная война, и угрозы со стороны «ИГИЛ» нарастают.
Летом 2015 года в сети интернет появилось заявление пресс – секретаря «ИГИЛ» Абу Мухаммада аль-Аднани, в котором содержится информация о создании в России террористической группировки, действующей на территории Северного Кавказа. «Имарат Кавказ» (признан в России террористической организацией [9]) представляет угрозу как часть «ИГИЛ», поскольку большинство боевиков-террористов, которые находились под управлением «Имарата Кавказа», сейчас присягнули на верность «Исламскому Государству». И та угроза, которая исходила от «Имарата», исходит теперь от «ИГИЛ», но в более опасном варианте, который проявляется как в том, что у рассматриваемого террористического образования более жесткая форма борьбы, так и в том, что значительную часть ее формируют выходцы из Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии.
Вне всякого сомнения нынешняя обстановка требует принятия ряда ужесточающих мер, которые явятся гарантией общей безопасности граждан и народов России. Требуется укреплять сотрудничество России и других стран СНГ в борьбе с «ИГИЛ». Необходимо разработать эффективные международные соглашения целевой «антиигиловской» направленности. Так же следует усилить профилактическую деятельность среди мусульман страны по разъяснению того, что у «ИГИЛ» нет ничего общего с истинным исламом.
Список использованных источников:
1. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 5 апреля 2016 г.) //[Электронный ресурс] URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd. Дата обращения: 18.03.2017.12.00.
2. О признании международных организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации: Решение ВС РФ от 29 декабря 2014 г. // [Электронный ресурс] URL: http://www.base.garant.ru. Дата обращения: 28.03.2017.12.00.
3. ИГИЛ как угроза международной безопасности. М.: РИСИ, 2015.
4. ИГИЛ объявило джихад России. Почему террористы снова избрали целью РФ?// [Электронный ресурс] URL:http://www.svpressa.ru/politic/article/ 153521. Дата обращения: 8.03.2017.12.00.
5. ИГИЛ в России. Реальна ли угроза мирового терроризма? //[Электронный ресурс] URL:https:// www. 24smi.org/news/27459-igil-v-rossii-na-skolko-realna-ugroza_spect_ob.html. Дата обращения: 28.03.2017. 19:00.
6. Там же.
7. Путин: около семи тысяч выходцев из РФ и стран СНГ воюют на стороне ИГ //[Электронный ресурс] URL:https://ria.ru/world/20151016/ 1302893569. html. Дата обращения: 12.03.2017. 13:00.
8. Какие у ИГИЛ планы по поводу России? //[Электронный ресурс] URL:https:// www.the question.ru/ questions/522/kakie-u-igil-plany-po-povodu-rossii. Дата обращения: 20.03.2017. 18:00.
9. Террористы ИГИЛ опубликовали призыв к джихаду в России // [Электронный ресурс] URL:http://www.mk.ru/politics/2016/08/01/terroristy-igil-opublikovali-prizyv-k-dzhikhadu-v-rossii.html. Дата обращения: 23.03.2017. 19:00.
10. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2010 № ГКПИ 09-1715, вступило в силу 24.02.2010 г. //[Электронный ресурс] URL:http://www. nac.gov.ru . Дата обращения: 21.03.17 г. 19:00.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
Доронин Д.Е.,
студент 4 курса Института прокуратуры РФ,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов.
Гречишкин М.С.,
студент 4 курса Института прокуратуры РФ,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов.
Научный руководитель:
Красовская О.Ю.,
к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов.
Аннотация: Автор рассматривает особенности исполнения наказания в виде принудительных работ, а также анализирует материально-технические условия для исполнения данного наказания.
Ключевые слова: принудительные работы, исправительные центры.
Summary: The author considers the specifics of the execution of punishment in the form of compulsory works, and also analyzes the material and technical conditions for the execution of this punishment.
Keywords: Forced labor, correctional centers
Одной из задач, решение которых направлено на достижение основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[1] является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Для реализации данного положения в 2011 году в УК РФ был внесён новый вид наказания - принудительные работы. Одной из важнейших проблем, существующих в рамках исполнения данного вида наказания выступает отсутствие надлежащих материально-технических средств, финансовых ресурсов, которые сделали бы возможным реальное исполнение принудительных работ.
Наказание в виде принудительных работ подлежит исполнению в специальных учреждениях- исправительных центрах. Исправительный центр - учреждение уголовно-исполнительной системы, предназначенное для исполнения уголовных наказаний в виде принудительных работ.
Вся система исправительных центров должна функционировать на основе ряда принципов, к числу которых относятся:
· Экономичность - предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления исправительным центром. Так, предполагается, что расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества предлагается осуществлять за счет доходов, полученных в результате удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам [4, с. 57].
· Концентрация – данный принцип предполагает, что для решения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой аккумулируются не только функции центра в целом, а также полномочия отдельных структурных подразделений и сотрудников.
· Простота – воплощается в управленческой структуре исправительных центров. Предполагается, что для функционирования одного исправительного центра необходимо 30 штатных сотрудников из числа которых можно выделить: начальника центра, оперативных дежурных, социальных работников, инспекторы по надзору за осужденными и другие.
· Прогрессивность – система управления исправительным центром должна развиваться в соответствии с тенденциями международного и государственного права, учитывать опыт функционирования подобных учреждений на территории других государств [3, с. 62].
Нельзя не заметить, что до 2017 года на территории России не существовало функционирующих исправительных центров. Именно отсутствие данных учреждений привело к переносу даты реального применения уголовного наказания в виде принудительных работ. Она изменялась трижды: в момент введения этого вида наказания в Уголовный кодекс она была обозначена как 1 января 2013 г., в конце 2012 года была перенесена на 1 января 2014 г., а в конце 2013 года - на 1 января 2017 г. При этом, суды выносили обвинительные приговоры с назначением данного вида наказания. Так, в 2013 г. принудительные работы были применены в отношении 25 осужденных, в 2014 г. - в отношении 7, а в первом полугодии 2015 года - одного осужденного, что является очень странным, так как приводило к волоките, поскольку затем суды были вынуждены рассматривать ходатайства о замене вынесенного лицу наказания на лишение свободы.
Необходимо достаточное финансирование для строительства учреждений – исправительных центров из средств федерального бюджета, а также обеспечение штатной численности сотрудников исправительных учреждений, на которых, соответственно, полагается денежное довольствие и иные, установленные законодательством Российской Федерации выплаты.
Согласно расчетам затраты на создание одного исправительного центра с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн рублей в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы. На первоначальном этапе для обеспечения деятельности 30 исправительных центров понадобится как минимум 900 штатных единиц сотрудников, а всего – 4500. Для обеспечения сотрудников 30 исправительных центров с учетом необходимой штатной численности денежным довольствием и прочими выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, согласно расчетам, произведенным в параметрах затрат 2011 г., потребуются бюджетные ассигнования в размере от 2,325 до 2,463 млрд рублей[2].
Решение этой проблемы видится в перепрофилировании имеющихся исправительных учреждений, то есть создание изолированных участков при исправительных учреждениях. Именно по такому пути в настоящий момент и идёт государство.
Нельзя не заметить, что в настоящий момент со стороны государства принимаются активные действия для решения указанного вопроса. С 1 января 2017 года начали свою работу 4 исправительных центра: в Тюменской области на базе исправительной колонии №6 (Ишим) исправительный центр на 100 мест; в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая перепрофилируется, — центр на 144 места; в Тамбовской области на базе реформируемой ИК-3 (поселок Зеленый) — центр на 70 мест; в Приморском крае на базе колонии-поселения №51 (Уссурийск) откроется центр на 150 мест. Помимо исправительных центров созданы участки для осужденных к принудительным работам. То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа — появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране.
По нашему мнению, такая практика является вполне обоснованной. Создание исправительных центров на базе исправительных колоний представляется наиболее выгодным и практичным выходом из сложившейся ситуации. Во-первых, сокращаются расходы на строительство новых центров. Во-вторых, не требуется формирование нового штата сотрудников, производится лишь незначительное его расширение. В-третьих, значительная экономия средств для обеспечения сотрудников.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что на сегодняшний день создание отдельной системы исправительных центров не представляется возможным. По нашему мнению, создание таких центров необходимо осуществлять на базе исправительных колоний с учетом специфики и назначения данных исправительных учреждений.
Между тем, помимо рассмотренной проблемы на практике возникают и иные. В большинстве случаев это связано с новизной такого вида наказания и отсутствием практики его применения.
Список использованных источников:
1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 N 1877-р) // «Собрание законодательства РФ». 2010. № 43. ст. 5544.
2. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс].URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87057 Дата обращения: 29.03.2017 г. 13:47.
3. Купряченик О.С. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6.
4. Степашин В.М. Проблемы применения принудительных работ // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45).