Социальные сети как средство политической культуры
Колпаков В. В.,
аспирант кафедры политических наук,
факультет магистратуры и аспирантуры,
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
– филиал РАНХиГС, г. Саратов
Научный руководитель:
Жирнов Н.Ф.,
д.п.н., доцент, профессор кафедры политических наук,
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
– филиал РАНХиГС, г. Саратов
Аннотация: Автор рассматривает использование социальных сетей в качестве инструмента формирования политической культуры, а также влияние коммуникационных платформ на вовлечение молодого поколения в политическую деятельность. Делается вывод о необходимости использования сети «Интернет» для повышения активности молодежи в политическом процессе.
Ключевые слова: политическая культура, молодежь, гражданское общество, власть, Интернет, социальные сети.
Summary: The author considers the use of social networks as a tool for the formation of political culture, as well as the influence of communication platforms on the involvement of the younger generation in political activity. It is concluded that the Internet should be used to increase the activity of young people in the political process.
Keywords: political culture, youth, civil society, authority, Internet, social networks.
Сегодня молодое поколение как субъект политической культуры находится в неоднозначных социально-экономических, общественно-политических и информационно-технических условиях. Рассматривая молодежь как стратегический ресурс государства, она выступает в качестве одного из политических институтов. На наш взгляд, политическую культуру следует рассматривать как способ, шаблон (образец) политического деятельности и поведения человека, который предполагает выражение личных ценностных ориентиров в практическом воплощении [1, с. 71]. При этом, данное определение раскрывает практико-ориентированные формы взаимодействия общества и государства как выражение личных представлений о власти, политических целях и задачах, общих и освоенных нормах и правилах функционирования [3].
Процесс формирования политической культуры имеет принципиальный характер, т.к. увеличение информационного потока, произошедшее в результате научно-технической революции, привело к снижению интереса к политической жизни именно молодого поколения. В связи с этим, приобретает актуальность проблема повышения активности молодежи в политической деятельности.
В условиях современного российского общества сеть «Интернет» набирает популярность. С 2008 по 2016 гг. аудитория Интернет-пользователей выросла более чем в 2,5 раза и составила 84 млн. человек или 70,4% населения России [2]. Соответственно и количество граждан, использующих Интернет-пространство возросло – с 5% в 2006 г. до 53% в 2016 г. [5]
Необходимо обратить внимание, что молодежь является самым активным участником информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в возрастной категории от 16 до 29 лет использование данной технологии составляет 97%. Иными словами, через использование Интернет-ресурсов возможно сформировать новую политическую культуру молодого поколения, посредством влияния на политические взгляды, ожидания и реакцию в сфере политического процесса молодежи.
Неоспоримым преимуществом сети «Интернет» является ее универсальный характер использования. Так, сетевое пространство является местом функционирования официальных сайтов органов власти, политических сил и иных общественных организаций. Кроме того, Интернет выступает основной платформой для деятельности электронных средств массовой информации, появившихся именного благодаря сети. Сеть «Интернет» предоставляет возможность коммуникации за счет деятельности социальных сетей и иных коммуникационных сервисов. Остановимся подробнее на социальных сетях.
Эффективность использования социальные сетей в качестве инструмента привлечения молодежи в политической процесс, по нашему мнению, основывается на следующим факторах:
- отсутствии формальных границ;
- популярности в молодежной среде;
- использовании в качестве средства коммуникации;
- консолидации общественных усилий по решению вопросов и поиску сторонников;
- построении политической карьеры при минимальных финансовых затратах.
Так, социальные сети, функционирующие в сетевом пространстве, предоставляют возможность не только коммуникации, но и получения свежих новостей в оперативном режиме. Также Интернет выступает как глобальная информационная база данных, сведения из которой доступны в любом месте и в любое время при наличии доступа в сеть.
Кроме того, социальные сети достаточны востребованы в молодежной среде, т.к. подростки более склонны к коммуникации, в том числе с незнакомыми людьми. Данный обстоятельство подтверждается тем фактом, что в возрастной категории от 12 до 24 лет молодые люди проводят в сети каждый день в среднем 124 минуты с мобильного устройства, и 143 минуты с персонального компьютера. При этом, 36% времени, проведенного в виртуальном пространстве с персональных компьютеров молодежь, проводит именно в социальных сетях, как и 46% от общего времени с мобильных устройств [6].
Вместе с тем, у пользователей сложились определенные предпочтения в выборе конкретной платформы. Так, самой популярной социальной сетью в России является ВКонтакте – 40%. Далее расположилась Интернет-ресурсы Одноклассники (34%), Facebook (9%), Мой мир (7%), Twitter (5%), Мой круг (3%) и др. [4]. Следует также отметить, что россияне предпочитают именно отечественные социальные сети, т.к. даже объединив пользователей зарубежных сервисов Facebook и Twitter их аудитория значительно уступает лидерам данного сегмента Интернет-сообщества. При этом, за период с 2011 по 2016 гг. аудитория перечисленных социальных сетей значительно увеличилась: ВКонтакте (с 24% до 40%), Одноклассники (с 26% до 34%), Facebook (c 6% до 9%), Twitter (c 2% до 5%). Как следствие, сократилась и доля граждан, не использующих социальные сети для общения: c 61% в 2011 г. до 40% в 2016 г.
Социальные сети существенно изменили механизм межличностной коммуникации. Так, сегодня телефонные вызовы и сообщения используются значительно реже, уступая социальным сетям и мессенджерам. Использование Интернет-соединения в программах видеотелефонии стало обыденном делом на государственной и муниципальной службах, предпринимательской деятельности. Данная технология задействована в организации дистанционного обеспечения. Набирают популярность сервисы, предоставляющие возможность организации онлайн-трансляций.
Деятельность социальных сетей способствует объединению сторонников схожих политических взглядов, участников различных общественных проектов и граждан с активной гражданской позицией. В частности, политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, имеют официальные группы в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и др. При этом функционируют сетевые сообщества Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ) и Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России». Вместе с тем, социальные сети оказывают благоприятное влияние на консолидацию инициативных граждан. Так появились группы направленные на оказание помощи бездомным животным; содействие гражданам, нуждающимся в дорогостоящем лечении; сбор средств на реализацию бизнес-идей.
Пространство социальных сетей может использоваться в качестве формирования политической карьеры. При этом, старт данному пути может оказать позиционирование себя в качестве блогера, т.е. человека, ведущего свой персональный блог в виртуальном пространстве, например, в видеохостинге YouTube. Так, известный российский блогер А. Навальный приобрел популярность благодаря своей активной деятельности и созданию Фонда борьбы с коррупцией, включающего в себя проекты РосЖКХ, РосЯма и РосПил.
Почему же социальные сети способны повлиять на политическую деятельность молодежи? Интернет-пространство и социальные сети как один из его инструментов предлагают простой способ коммуникации как среди населения, так и между властью и обществом. При этом, сценарии использования и доступность информации в социальных сетях неограниченному кругу лиц способны повлиять на ценности и поведение ее пользователей – молодежь.
Таким образом, увеличение количества Интернет-пользователей влияет на рост участников социальных сетей, которые сегодня выступают не только в качестве платформы для межличностной коммуникации, но и как инструмент консолидации общественных инициатив и сторонников, а также источником новостей. На наш взгляд, эффективность использования социальных сетей для привлечения молодого поколения в политику очевидна, т.к. необходимо работать с молодежью в наиболее удобном для нее пространстве – в сети «Интернет».
Список использованных источников:
1. Байрачная Л.К. Политическая культура как предпосылка легитимности власти: к теории вопроса // Гуманитарный часопис. 2013. № 4. С. 70-80.
2. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v- rossii/.
3. Лифанов А.В. Актуальные проблемы политической науки и современной политической практики: учеб. пособие / А. В. Лифанов. – Новосибирск, 2005. – 356 с.
4. Общение в соцсетях. URL: http://www.levada.ru/2017/01/24/obshhenie-v-sotssetyah/.
5. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657.
6. TNS: Мобильная интернет-аудитория растет за счет пользователей старше 25 лет. URL: https://adindex.ru/news/researches/2016/11/2/155838.phtml.