Модуль первый - СУДЕБНАЯ (ЮРИДИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
I. Цели и задачи освоения дисциплины
Как самостоятельная часть психологической науки, судебная психология прошла сложный путь развития и в настоящее время получила в нашей стране нормативное и организационное оформление.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, обострение криминогенной обстановки (особенно на юге России) определяют резкое возрастание объема задач, решаемых судебными и правоохранительными органами, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к личности и морально-психологической подготовке их сотрудников. Знание психологических закономерностей в юридической деятельности и психологических методов позволяет участникам правовых отношений выбирать обоснованную и высокоэффективную модель отношений с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей. Все это и определяет повышение требований к качеству психологической подготовки специалистов в области права.
Целью освоения дисциплины «Судебная психология» является осуществление формирования ключевых профессиональных компетенций в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 юриспруденция (квалификация «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763. Приобретение данных компетенций необходимо для эффективного осуществления правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области права и противодействия преступности.
Задачами освоения дисциплины «Судебная психология»
являются:
– формирование представлений о важной сфере взаимодействия психологии и права, – изучение психологических основ и закономерностей судебной (юридической) деятельности, содержания базовых понятий и специфики методов юридической психологии в данной сфере;
– овладение знаниями и практическими умениями в области психологических явлений, связанных с теорией и практикой правосудия, правоприменения, судебного толкования и усмотрения.
II.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Реализации дисциплины «Судебная психология» в структуре ООП магистратуры связанна с освоением основных положений науки «Юридическая психология», особенностями их применения в судебной деятельности, способами разрешения юридических и нравственных конфликтных ситуаций в сфере профессиональной деятельности юриста; нахождением эффективных организационно-управленческие решений, оценкой фактов и явлений профессиональной деятельности с этической точки зрения, применением нравственных норм и правил поведения в конкретных жизненных ситуациях, овладением навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; востребует знания в области государства и права, о сущности и содержания основных понятий, категорий и институтов конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального, уголовно-исполнительного, судоустройственного отраслей права, тактику судебных действий, умения правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз, судебного толкования и усмотрения по внутреннему убеждению.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Процесс изучения учебной дисциплины «Судебная психология» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 40.04.01 (квалификация магистр юриспруденции):
- общекультурные компетенции (ОК):
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).
- общепрофессиональные компетенции (ОПК):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
- профессиональные компетенции (ПК), соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
правотворческая деятельность:
способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
экспертно-консультационная деятельность:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
научно-исследовательская деятельность:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
педагогическая деятельность:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
3.2. В результате освоения дисциплины «Судебной психологии»
выпускник должен
Знать:
- основные источники соответствующей отрасли права;
- источники (нормативные и научные) по теме исследования в необходимом и достаточном объеме;
- судебную и иную правоприменительную практику по теме исследования;
-основные проблемы законодательного регулирования и правоприменения в соответствующей области.
- современные достижения в сфере судебной психологии,; передовые идеи, концепции ведущих научных школ, основные направления исследований и актуальные проблемы судебной ; содержание психологической составляющей методов, методик и специальных приемов деятельности, используемых в судебной правоприменительной деятельности.
Уметь:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обобщать, систематизировать и осмысливать теоретический и эмпирический материал;
- системно, последовательно и логично излагать свои мысли;
- обосновывать и аргументировать выводы и предложения;
- конструктивно и корректно критиковать;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- использовать теоретические знания о психологии людей в сфере отношений правосудия, в том числе в остроконфликтных ситуациях взаимодействия, в практической деятельности юриста – участника судебной деятельности.
Владеть:
- Владеть системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста, применяемых к разнообразным видам судебной работы с различными категориями граждан с учетом их психологии и в условиях социально-правового конфликта.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Модуль 1. | Лекции -4 часа Семинары – 14 часов Самостоятельная работа – 30 часов 1- зачетная единица | Реферат | |||||||
. | Раздел 1. Теоретические основы судебной психологии | Лекции – 2 часа Семинары – 6 часов Самостоятельная работа -15 часов 0,5- зачетных единиц | |||||||
Раздел 2. Психология судебного разбирательства | Лекции – 2 часа Семинары – 8 часов Самостоятельная работа – 15 часов 0,5- зачетных единиц | ||||||||
Модуль 2 | Лекции – 4 часа Семинары – 18 часов Самостоятельная работа – 38 часов 2- зачетных единицы | Реферат | |||||||
Раздел 1 Психология судейского усмотрения и толкования | Лекции – 2 часа Семинары – 10 часов Самостоятельная работа -19 часов 1-зачетная единица | ||||||||
Раздел2 Психологические основы суда присяжных | Лекции – 2 часа Семинары – 8 часов Самостоятельная работа -19 часов 1- зачетная единица | ||||||||
зачет | |||||||||
Модуль 1.