Тема 17. Институты контроля и административного надзора и их реализация

Семинар – 2 часа.

Вопросы:

1. Правовое основание и объекты институтов контроля и административного надзора.

2. Виды контроля и административного надзора.

3. Субъекты контроля и надзора и их административно-правовой материальный и процессуальный статус.

Библиография

Основная:

· Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

· Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

· Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

· Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"

Дополнительная:

  • Указ Президента РФ от 05.06.2003 № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
  • Указ Президента РФ от 05.06.2003 № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"

Рекомендации по подготовке:

При подготовке к семинару по указанной теме обратить внимание на то, что институты контроля и административного надзора тождественны по содержанию нормативного регулирования. В тоже время, в теории административного права по-прежнему указанные понятия толкуются как разноплановые. В частности в тексте федерального закона понятие контроль и надзор употребляются как синонимы. Процедурных различий в реализации этих институтов законодатель не предусмотрел. Предлагается учесть, что предназначение контроля реализуется в поиске ответа на вопрос: соответствует ли фактическое состояние объекта управления тому состоянию, которое было заранее запланировано.

Изучение нормативного материала предлагается осуществить по следующей схеме: обязанности проверяющих и права проверяемых. В правоприменительной практике субъекты государственно контроля реализуют принципиально иную схему: права проверяющих и обязанности проверяемых. Предлагается обратить внимание на то, что последние изменения в законодательстве значительно сократили полномочия проверяющих лиц, в том числе сотрудников полиции, одновременно увеличив количество ограничений и запретов в отношении проверяющих лиц.

При подготовке к занятиям особое внимание обратить на сроки осуществления процессуальных действий, которые в ряде случаев нормативно не закреплены.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие институтов контроля и административного надзора. Правовое основание институтов контроля и административного надзора. Объекты контроля и административного надзора. Субъекты институтов контроля и административного надзора и их административно-правовой материальный и процессуальный статус. Понятийный аппарат институтов контроля и административного надзора. Виды контроля и административного надзора. Гарантии реализации институтов контроля и административного надзора.

Тема 18. Институты дисциплинарной и материальной ответственности и их реализация

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Правовое основание и объекты института дисциплинарной ответственности.

2. Субъекты института дисциплинарной ответственности и их административно-правовой материальный и административно-правовой процессуальный статус.

3. Правовое основание и объекты материальной ответственности.

4. Субъекты института материальной ответственности и их административно-правовой материальный административно-правовой процессуальный статус.

Библиография

Основная:

· Федеральный закон от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии"

· Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

· Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

· Постановление Конституционного суда РФ от 10 апреля 2001 г. № 5-п по делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда

· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

· Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Дополнительная:

· Адушкин Ю.С. Реформирование законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих: проблемы и перспективы // Реформирование государственной службы: проблемы кадровой политики и пути их решения. Саратов, 2002.

· Гришковец А.А. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих // Право и политика. 2001. № 9.

· Кудашкик А. Материальная ответственность военнослужащих // Российская юстиция. 2000. № 6.

· Курочкина В.В. Проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Автореферат дис. … канд. юрид наук. М.: ЮИ МВД России, 2000.

Рекомендации по изучению:

Правовые проблемы дисциплинарной ответственности многоаспектны, имеют межотраслевой характер и находятся на стыке ряда юридических наук, в частности, наук административного и трудового права. Это обусловлено тем, что преобладающая часть государственных слу­жащих подпадает, в принципе, под действие общих норм трудового права. Существует большое количество нормативных актов, которые регулируют вопросы обеспечения трудовой (служебной) дисциплины. Действующим за­конодательством установлены три вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, предусмотренном правилами внутренне­го трудового распорядка; в порядке, установленном дисциплинарными ус­тавами и положениями о дисциплинарной ответственности.

Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кру­гом служащих, на которых распространяется ответственность, конкретными взысканиями и порядком обжалования.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности является многообразным, и нормативно регулируются большим количеством правовых актов. Предлагается обратить особое внимание на порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД.

Материальная ответственность – это вид государственной административной ответственности, основанием которой является факт причинения материального ущерба государству, работодателю или работнику. Ее целью является установление условий и размеров материальной ответственности граждан, состоящих в трудовых или служебных отношениях с работодателем, за ущерб, причиненный ими при исполнении трудовых или служебных обязанностей имуществу, находящемуся в собственности субъекта, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. С помощью норм этой, отрасли права определяются полномо­чия органов исполнительной власти и должностных лиц, связан­ные с возмещением материального ущерба в административном порядке.

Правовое регулирование этого вида ответственности в основном приходится на трудовое право. Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривает материальную ответственность сторон трудового договора, т.е. работодателя или работника, которые выступают в качестве субъектов трудового правоотношения. В этом случае субъектом материальной ответственности может выступать руководитель вне зависимости от формы собственности организации.

Административное право проявляет себя в плане регулирования материальной ответственности наиболее полно в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих».

Порядок привлечения к материальной ответственности, предусмотренной административным законодательством зафиксирован в том же нормативном документе, в котором содержатся административно-правовые материальные нормы, связанные с привлечением к указанному виду ответственности.

Предлагается обратить внимание на то, что к рассматриваемому виду ответственности в настоящее время могут привлекаться только военнослужащие.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие, сущность и особенности дисциплинарной ответственности. Категории лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности. Понятие, цель и виды дисциплинарных взысканий. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности. Оформление результатов к дисциплинарной ответственности.

Понятие, сущность материальной ответственности. Основания для наступления материальной ответственности. Отличие материальной ответственности от гражданской и дисциплинарной ответственности. Виды материальной ответственности в зависимости от категории лиц, к которым она применяется. Порядок привлечения к материальной ответственности. Сроки привлечения к материальной ответственности. Оформление результатов к материальной ответственности.

Темы 19– изучается курсантами самостоятельно.

Тема 20. Институт административного –правового пресечения и его реализация пресечения

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Правовое основание и понятийный аппарат института административного пресечения.

2. Виды мер административно-правового пресечения и их характеристика.

3. Субъекты и порядок применения мер административно-правового пресечения.

Библиография

Основная:

· Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 01.04.2005).

· Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 22.08.2004).

· Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

· Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»;

· Приказ МВД России от 19 марта 2004 г. № 187 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759».

Дополнительная:

· Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Проблемы и практика применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции: Лекция. Домодедово: Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России, 2000.

· Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2001.

· Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны. Спецкурс по криминальной армалогии (Серия «Юридическая практика»). М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

· Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003.

· Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 1999.

Рекомендации по изучению:

Под мерами административного пресечения понимаются предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.

Классификация мер административного пресечения на общие и специальные является базовой для данной формы административного принуждения.

К мерам административного пресечения общего назначения, применяемым уполномоченными должностными лицами, относятся:

· требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению его полномочий;

· отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

· запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

· задержание транспортных средств, находящихся в розыске;

· запрещение деятельности объектов разрешительной системы;

· приостановление работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ;

· доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения;

· изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

К числу мер специального административного пресечения относятся:

· применение физической силы;

· применение специальных средств принуждения (других подручных средств);

· применение огнестрельного оружия;

· использование огнестрельного оружия.

Гарантии реализации мер административного пресечения различны по форме и содержанию. По форме их выражения можно выделить гарантии, закрепленные виде принципов, юридических фактов, прав и обязанностей, контроля и надзора, ответственности.

В процессе к подготовке к занятию обратить внимание на порядок и сроки применения мер административного пресечения, и прежде всего, мер применяемых сотрудниками органов внутренних дел.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие института мер административно-правового пресечения. Цели, задачи, функции института мер административно-правового пресечения. Правые основы института пресечения. Понятийный аппарат института административного пресечения. Виды мер административно-правового пресечения. Гарантии реализации мер административно-правового пресечения.

Основание применения мер административного пресечения. Порядок и сроки применения названных мер. Порядок оформления результатов применения отдельных видов мер.

Наши рекомендации