Тема 8. Административно-правовой материальный и административно-процессуальный статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Права хозяйствующих субъектов в сфере публичного управления и их реализация.

2. Обязанности хозяйствующих субъектов в сфере публичного управления и их реализация.

3. Права некоммерческих организаций в сфере публичного управления и их реализация.

4. Обязанности коммерческих организаций в сфере публичного управления и их реализация.

Библиография

Основная:

· Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе"

· Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

· Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"

· Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

· Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

· Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Дополнительная:

· "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ

· "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ

Рекомендации по подготовке:

При подготовке к семинару по указанной теме особое внимание предлагается обратить на то, что административно-правовой статус хозяйствующих субъектов некоммерческих организаций представлен посредством административно-правовых институтов. За рамками названных институтов административно-правовой статус юридически существовать не может. В связи с этим необходимо определить какими конкретными административно-правовыми институтами определяется административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций. Кроме этого рекомендуется отдельное внимание уделить административно-правовому статусу такого вида некоммерческих организаций как образовательные учреждения.

Изучение указанного материала предлагается осуществлять путем обеспечения корреспондирования обязанности и прав названных субъектов, т.е. при определении конкретной обязанности того или иного субъекта найти соответствующее этой обязанности право.

При подготовке к занятию выяснить особенности административно-процессуального статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие, содержание и структура административно-правового материального и административно-правового процессуального статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций. Полномочия хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций по реализации административно-правовых материальных и административно-правовых процессуальных норм. Полномочия хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций как участников позитивных и административно-юрисдикционных правоотношений. Гарантии реализации административно-правового материального и административно-правового процессуального статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций.

Темы 9, 10, 11, 12, 13– изучаются курсантами самостоятельно.

ТЕМА 14-15. Институт специальных административно-правовых режимов и его реализация. Институт административно-правового предупреждения и его реализация.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Правовое основание и объекты специальных административно-правовых режимов.

2. Субъекты специальных административно-правовых режимов и их административно-правовой материальный и процессуальный статус.

3. Субъекты института предупреждения и их административно-правовой материальный и процессуальный статус.

4. Виды мер административно-правового предупреждения и их реализация.

Библиография к теме 14. Институт специальных административно-правовых режимов и его реализация.

Основная:

· Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

· Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»

· Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

  • Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"

· Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений»

· Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

· Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"

· Постановление Правительства РФ от 08 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (ред. от 23 января 2004 г.)

· Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 № 312 "О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации"

· Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 369 "Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства"

Дополнительная:

· Маилян С.С. Административно–правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2002.

Рекомендации по подготовке:

В процессе самостоятельной работы при подготовке к занятию необходимо:

- изучить процедуру введения режима чрезвычайного положения, дать юридический анализ процедуре введения и обеспечения режима чрезвычайного положения;

- изучить процедуру введения режима военного положения, дать юридический анализ процедуре введения и обеспечения режима военного положения;

- изучить принципы процедур введения специальных административно-правовых режимов. Дать классификацию принципам обеспечения специальных административно-правовых режимов;

- раскрыть процессуальный порядок реализации принципов обеспечения специальных административно-правовых режимов.

Вопросы для самоконтроля по процедурам ведения конкретных административно-правовых режимов:

Понятие процедуры. Правовая основа процедуры. Стадии процедуры. Субъекты процедуры. Права и обязанности сторон и иных участников процедуры. Процедурные сроки. Доказательства и доказывание в процедуре. Виды принимаемых решений. Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей участников процедуры.

Понятие института специальных административно-правовых режимов. Цели, задачи, функции специальных административно-правовых режимов. Объекты специальных административно-правовых режимов. Понятийный аппарат института специальных административно-правовых режимов. Виды административно-правовых режимов: военного положения, чрезвычайного положения, секретности, государственной границы, паспортный режим, закрытого административно-территориального образования, допуска. Полномочия субъектов института специальных административно-правовых режимов. Гарантии реализации института административно-правовых режимов. Эффективность специальных административно-правовых режимов.

Понятие процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов (военного положения, чрезвычайного положения, секретности, государственной границы, паспортного, закрытого административно-территориального образования, допуска). Правовая основа специальных административно-правовых режимов. Стадии процедуры специальных административно-правовых режимов: возбуждение процедуры; подготовка документов к осуществлению административного надзора; рассмотрение представленных документов; принятие решения; обжалование или опротестование принятого решения (факультативная стадия); исполнение принятого решения. Субъекты процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Права и обязанности сторон и иных участников процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Процедурные сроки. Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей участников процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Виды принимаемых решений. Доказательства и доказывание в процедуре введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Понятие и виды доказательств. Обязанность доказывания. Истребование доказательств. Относимость доказательств. Допустимость доказательств. Исследование и оценка доказательств.

Библиография к теме 15. Институт административно-правового предупреждения и его реализация.

· Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

· Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

· Указ Президента РФ от 06.05.2010 N 554 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

· Указ Президента РФ от 28.08.2003 N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

· Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

· Постановление Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 "О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности")

· Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

· Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (вместе с "Перечнем сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций")

· Приказ ФАС РФ от 14.12.2011 N 874 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22816)

· Приказ МВД РФ N 495, ФНС РФ N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"

Рекомендации по подготовке:

При подготовке к занятию предлагается обратить внимание на то, что применение мер административного предупреждения не всегда связано с совершением административных правонарушений и иных административных противоправных деяний. Кроме этого, следует учесть содержательную специфику административно-предупредительных мер принудительного и не принудительного характера. Необходимо изучить, основание, порядок, сроки и субъекты применения административно- предупредительных мер. Рекомендуется охватить изучение всей предусмотренной рабочей учебной программой виды мер административного предупреждения. Особое внимание необходимо обратить на нормативно-правовое регулирование процессуально-правовой составляющей процедуры применения административно-предупредительных мер.

Вопросы для самоконтроля

Понятийный аппарат института административного предупреждения. Классификация мер административно-правового предупреждения. Гарантии реализации института административно-правового предупреждения. Понятие процедуры применения мер административного предупреждения. Виды принимаемых решений.

Темы 16– изучается курсантами самостоятельно.

Наши рекомендации