Задачи и структура производства по делам об административных правонарушениях
Ст. 24.1 – задачи. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Задачи можно разделить на 2 группы:
1. Юрисдикционная. Всестороннее выявление дела, объективное исследование всех обстоятельств, рассмотрение дела в соответствии с законом, исполнение вынесенного постановления.
2. Профилактическая, предупредительная. (Выявление причин и условий совершения правонарушений). Предупреждение совершение новых преступление, выяснение причин совершения правонарушения.
Цель – законность.
Принципы:
1) равенство перед законом – ФЛ подлежат ответственности независимо от нации, расы и т.д., ЮЛ – независимо от организационно-правовой формы.
Лица, замещающие гос. должности – особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности. В некоторых сферах административно-правового регулирования д.б. ликвидирован, например, равенство участников дорожного движения, за исключением лиц, являющихся объектами государственной охраны (Президент РФ, Председатели высших органов – Ген. Прокурор, председ. СК, ГД). Все остальные на дорогах равны.
2) презумпция невиновности – этот принцип в административном законодательстве имеет исключения. По советскому законодательству он не существовал («органы не ошибаются»). Теперь он есть и звучит как в уголовном законодательстве. В 2007г. законодатель закрепил – если нарушение зафиксировано техническим средством видеонаблюдения, то тогда этот принцип не действует.
3) принцип языка – производство осуществляется на государственном языке (русском), наряду с государственным языком производство может вестись на государственном языке республики. Т.е. на русском обязательно.
4) принцип законности – назначенное по делу наказание д.б. в соответствии с законом, а также применяемые меря обеспечения по делу д.б. в соответствии с законом.
5) открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст. 24.3) – если решение выносится в закрытом режиме, то должно быть вынесено соответствующее решение.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
Всех участников можно разделить на 2 группы:
1) Те, кто рассматривает дела об административных правонарушениях(это органы, долж. лица, судьи). КоАП устанавливает подведомственность и подсудность каждого из этих участников.
Дела об админ. правонарушениях рассматривают все судьи за исключением судей КС. КоАП четко прописывает подсудность дел судей (ст. 23.1 КоАП перечисляет дела об административных правонарушениях, которые рассматривают судьи, например, они рассматривают мелкое хищение (ст. 7.27), нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12), уничтожение или повреждение чужого имущества(ст. 7.17) и др.). Дела об административных правонарушениях судьи рассматривают единолично.
Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях еще и в том случае, если дела им переданы. Органы исполнительной власти могут применять только 2 вида наказания – предупреждение и административный штраф.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – создается органами МСУ, если им передаются полномочия. Это орган субъекта РФ, однако федеральный орган устанавливает статус этой комиссии.
Данный орган рассматривает дела несовершеннолетних от 16 до 18 лет, за искл. правонарушений в обл. безопасности дорожного движения (они могут рассматривать это дело только тогда, когда им его передадут).
КПДН рассматривает дела в отношении родителей несовершеннолетних – неисполнение родительских обязанностей. Родители обязаны содержать, обучать, воспитывать.
КПДН вправе вместо мер адм. наказания применять меры воспитательного характера (беседа).
Органы исполнительной власти, имеющие статус органа административного надзора. Службы субъекта федерации, осуществляющие функции надзора, контроля и др. Их очень много.