Классификация административно правового предупреждения.
1. Административно предупредительные меры. Меры применяются в целях предупреждения возможных негативных последствий. Эти меры не связаны с правонарушением. К таким мерам относят различного вида проверки (документа, удостоверяющего личность, служебных документов). Проверка осуществляется сотрудниками полиции на основе подозрений. Безпрепятственное прохождение в жилое помещение. Так же относятся различного вида досмотры. Три вида досмотра: 1. Таможенный досмотр – досмотр багажа, предметов, при пересечении государственной (таможенной) границы. 2. Досмотр при пользовании воздушным транспортом. 3. Полицейский досмотр – досмотр осуществляет не только полиция, но и таможенная служба. Можно отнести ограничение движения транспорта и пешеходов, введение карантина, реквизиция имущества.
Все эти меры применяются к законопослушным гражданам и организациям, в целях обеспечения общественной безопасности. Меры пресечения – меры административного принуждения. Эти меры всегда связанны с правонарушением.
Бахрах считает, что предупреждение возникает только тогда, когда нарушена норма.
2. Меры пресечения – мера административно-правового принуждения, она всегда связана с правонарушением (подозрением).
- Административное задержание – это кратковременное (принудительное) ограничение свободы действий и передвижений граждан, которые нарушили юридические нормы или подозреваются в нарушение юридических норм. Срок адм. задержания до 3 часов. Доставление –«гражданин пройдемте». Срока доставления нет. Если гражданина задерживают в ночное время, его должны доставить по месту жительства. Если задерживают несовершеннолетнего лица в любое время, то сотрудники полиции обязаны передать его родителям или лицам их заменяющих. Задержание на 10 суток, если невозможно установить личность, и с согласием прокурора.
- Изъятие имущества, которое находится в незаконном владение. Например, если нарушены правила рыболовства, то изымается рыба.
- Принудительное лечение. Два вида: 1. Лечение лиц страдающих психическими заболеваниями, при условии совершения ими противоправных действий (по решению суда невменяемые). Лечение лиц, которые могут нанести вред себе или окружающим. 2. Лечение социальных заболеваний. Социальные заболевания, это, то те заболевания, за распространение которых установлена уголовная ответственность. Решение о принудительном лечение принимает суд.
-Меры пресечения, принимаемый органами полиции. Согласно закону о полиции: полиция имеет право на применение физической силы без ограничений. Сотрудники полиции кроме физической силы имеют право применять специальные средства (дубинки, животные, наручники, электрошокеры). Запрещено применять специальные средства к женщинам, с видимыми признаками беременности, к лицам, с явными признаками инвалидности, и в отношение малолетних. Для пресечения административных правонарушений сотрудники полиции вправе использовать и применять огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие используется для остановки транспортного средства, для обезвреживания животного, для разрушения запирающих устройств и конструкции, которые препятствуют проникновению, для производства предупредительного выстрела и вызова помощи. Сотрудникам полиции запрещается применять и использовать огнестрельное оружие в местах скопления народа.
После использования оружия сотрудник полиции в течении 24 часов должен сообщить о причинах и условиях применения оружия.
3.Восстановительные меры.В СССР – снос самовольно возведенных построек, выселение из помещения, которое было незаконно занято. Осуществляется на основе решения органа управления.
Восстановительные меры применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: снос самовольно возведенного строения, изъятие незаконно полученного, возмещение причиненного ущерба.
Пресечение, предупреждение, восстановление, наказание – классификация по целям АП принуждения.
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно- правовых нормах. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.
Все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности.
Большинство авторов придерживается именно такой классификации. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.).