Понятие и юридическое значение актов управления
Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной властей.
Основные черты:
1) волевые акты – выражают волю органа
2) всегда направлена на создание юридических последствий, на изменение, установление , прекращение правоотношений, а также на установление, изменение, отмену н.п.
3) носят властный, авторитетный характер
4)издаются в одностороннем порядке, т. е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение.(согласие другой стороны не требуется);
Обязательны для исполнения не только тем, кому они адресованы, но и тому, кто издал его )ректор и студенты)
5) подзаконный характер ( в соответствии с законом, во исполнении закона), соот-ие законам, соотв.актам вышестоящих органов
6)документ, т.к.в письменной форме.
7) Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления. Правовой акт управления подзаконен, т. е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, международными договорами и другими законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными актами субъектов РФ (уставами субъектов РФ, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний.
Правовые акты управления - волевые, властные, в ряде случаев документально оформленные действия органов управления и должностных лиц, совершенные в соотв. с законом в процессе выполнений функций управления и направлены на установление, изменение, отмену норм или правоотношений.
Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике:
В результате можно будет выделить следующие аспекты юридического значения административных актов, которые:
1) выступают в качестве юридических фактов, т. е. являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права (издание приказа о назначении на должность государственной службы представляет собой реальное основание для формирования нового статуса — правового статуса государственного служащего);
2) будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний. Нормативные или индивидуальные акты управления могут регламентировать поведение того или иного субъекта, причем часто возлагая на него конкретные обязанности или предоставляя определенные права (или же устанавливая и то и другое);
3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или различными ведомствами конкретизирующих административных актов);
4) могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного или иного другого дела);
5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц (например, выдача местной администрацией решения о государственной регистрации юридического лица дает возможность ему участвовать в различных гражданско-правовых и административно-правовых отношениях);
6) являются правовыми средствами: осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан; улучшения качества многообразной российской правовой жизни.
Причины (зачем нужны они):
1)урегулирование неурегулированных отношений;
2)претворение в жизнь закона;
3)наказать нарушителя;
4) нормативное урегулирование деятельности нижестоящего органа.