X 3.1.Экспертиза материалов, веществ и изделий в системе доказательств при расследовании уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков

В соответствии с ч.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006г, №14, для решения судом вопроса об отнесении к виду контролируемого вещества (наркотическому средству, психотропному веществу или их аналогу) требуется соответствующее заключение специалистов или экспертов. При этом вопрос о сходстве химических структур можем быть решен с помощью физико-химических методов и проведении экспертиз. Однако для окончательного юридического отнесения исследуемых объектов к аналогам наркотических средств и психотропных веществ необходимо заключение о его психоактивном действии на организм человека, что не входит в компетенцию эксперта-химика и требует привлечение специалистов со специальным медицинским образование.

Согласно ст. 35 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации разрешается юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии. Проведение таких экспертиз осуществляется также в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области обороны[79].

В современных условиях раскрытие и расследование уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов практически невозможно без использования специальных знаний сведущих лиц – специалиста и эксперта. Данные субъекты оказывают содействие лицам, осуществляющим предварительное расследование посредством применения специальных знаний, как в процессуальной так и не процессуальной форме. Каждая из перечисленных форм в свою очередь включает виды специальных знаний. Так, к процессуальной форме использования специальных знаний, традиционно относят заключение и показания специалиста и эксперта, участие специалиста в процессуальных действиях. К непроцессуальной - предварительное исследование объектов, производство ревизий и документальных проверок, дача консультаций и справок[80].

Наиболее востребованным видом специальных знаний, используемым при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в процессуальной форме, является судебная экспертиза.

Рассматривая Постановление Пленума Верховного суда от 15.06.2006 №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», Верховный суд, указывает, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления и тому подобное требуются специальные познания, а потому суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов, чем фактически признается равенство между заключением эксперта и специалиста[81].

Заключение эксперта как один из видов доказательств в уголовном судо-производстве - это письменно оформленный категорический вывод лица (эксперта), обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве и ремесле, в котором он на основании произведенного исследования (экспертизы) дает ответ на поставленные перед ним вопросы органом расследования, прокурором или судом (судьей), назначившим экспертизу[82].

Круг специальных познаний, которые могут использоваться при производстве экспертизы, ограничен лишь указанием закона на области знаний: наука, техника, искусство, ремесло. Однако из этого круга исключаются познания юридические; экспертизы по вопросам права проводиться не могут. Между тем признается правомерным назначение экспертизы о соблюдении каких-либо технических или иных специальных правил, поскольку их трактовка нередко требует специальной подготовки и практических навыков, например, строительных правил, правил бухгалтерского учета, некоторых сложных правил дорожного движения (в частности, правил обгона) и другое.

Теория и практика уголовного процесса и уголовно-процессуальное законодательство едины в оценке процессуальной природы экспертизы. Производство экспертизы признается самостоятельным следственным действием, а заключение эксперта - самостоятельным источником доказательств.

Эксперт - это специалист. Но не всякий специалист является экспертом. Эти два участника процесса различаются между собой. Функции специалиста отличны от функций эксперта, ибо он не производит исследований и не дает заключения по поводу обнаруженных, закрепленных и изъятых доказательств. Он консультирует органы дознания, следствия, суд по интересующим их специальным вопросам. Специалисту предоставлено право делать, подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств. Источником доказательств эти заявления не являются. Тем не менее, общими для эксперта и специалиста чертами являются требования незаинтересованности в исходе дела и компетентности в той области знания, представителями которой они являются[83].

Уголовно-процессуальный закон регламентирует содержание заключения эксперта лишь в самых общих чертах. На практике выработаны более подробные реквизиты заключения эксперта и определена его структура, что нашло закрепление в различных ведомственных положениях и инструкциях, регулирующих деятельность экспертных учреждений, а так же определено в бланках заключения эксперта.

Так в соответствии с положениями ст. 204 УПК РФ в заключение эксперта должны быть указаны следующие данные:

1) дата, время и место производства судебной экспертизы;

2) основания производства судебной экспертизы;

3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу;

4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

6) вопросы, поставленные перед экспертом;

7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;

8) данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;

9) результаты исследований с указанием примененных методик;

10) выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Итак, заключение эксперта - это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами. Показания эксперта - это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного им экспертного заключения (ст. 80 УПК РФ).

В отличие от эксперта заключения специалиста - это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами, а показания специалиста - это сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а так же разъяснения своего мнения.

Теперь перейдем непосредственно к методам контроля состава вещества.

Первые работы по контролю состава веществ и материалов стали проводится европейскими учеными-медиками в первой половине XIX столетия и были посвящены токсикологическим исследованиям материалов биологического происхождения[84]. Для решения широкого круга задач современной криминалистики нашли свое применение очень многие методы контроля. При этом наравне с инструментальными, довольно востребованными в криминалистике, остаются чисто химические методы[85]. Кроме разработки методов контроля новых объектов, существует тенденция к решению типовых задач криминалистики в отношении одного вида объектов при помощи комплекса физико-химических методов.

Сегодня методы контроля являются одним из основных элементов многоэтапного процесса работы с вещественными доказательствами по расследуемому делу - криминалистического исследования материалов, веществ и изделий (КИМВИ), которое начало складываться в системе экспертных учреждений Минюста СССР с 50-60 гг. на базе решения двух кардинальных задач:

Ø очного обучения большой группы экспертов-криминалистов из числа физиков, химиков и инженеров;

Ø централизованного создания приборной базы, достаточной для исследования основных поступающих веществ и материалов.

К настоящему времени КИМВИ сложилось в самостоятельное направление криминалистики. Не смотря на то, что задачи КИМВИ определяются в каждом конкретном случае ситуационно, типовыми среди них являются:

ü обнаружение,

ü диагностика,

ü идентификация[86].

Объектами контроля в криминалистике выступают материальные предметы, подлежащие экспертному исследованию для установления обстоятельств (фактов), имеющих значение для расследуемого дела. До настоящего времени такие объекты были классифицированы преимущественно по областям применения[87]. В связи с этим отнесение объектов к одному классу не означало их сходство по химическому составу или по методам их контроля. С точки зрения контроля веществ и материалов, с помощью которого решается широкий круг задачи криминалистики, такая классификация является не рациональной. Более логично типичные объекты криминалистики классифицировать с учетом их химического состава. По макрокомпонентному составу такие объекты могут быть дифференцированы на органические, неорганические и комбинированные. Объектами криминалистики преимущественно органической природы являются наркотические средства (НС), психотропные вещества (ПВ) и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества (СВ и ЯВ) горюче - смазочные материалы и нефтепродукты (ГСМ и НП), взрывчатые вещества (ВВ), высокомолекулярные соединения (ВМС).

Судебно-экспертное исследование наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться с помощью криминалистической, судебно-биологической, судебно-медицинской (фармацевтической и токсикологической) экспертиз. В судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ указанные объекты в зависимости от характера решаемых вопросов исследуются в рамках криминалистической, судебно-биологической, а при наличии специалистов с высшим фармацевтическим образованием - также в рамках судебно-химической (фармацевтической) экспертизы. Основанием для разделения перечисленных выше экспертиз служат предмет (задачи) и методики исследования.

Предметом криминалистической экспертизы наркотических средств и психотропных веществ являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных научных познаний о природе, свойствах, технологии кустарного либо промышленного изготовления, методах исследования наркотических средств, психотропных веществ и анализа материалов уголовного дела, в связи с которыми назначена экспертиза[88].

В рамках криминалистической экспертизы наркотических средств и психотропных веществ решаются следующие основные задачи:

1. обнаружение следов наркотических средств или психотропных веществ на различных предметах-носителях (кроме органов и тканей тела людей и животных, а также продуктов жизнедеятельности живых организмов, являющихся объектами судебно-медицинской экспертизы);

2. отнесение вещества к числу наркотических или психотропных с указанием его рода и массы;

3. установление общей групповой принадлежности однородных наркотических средств или психотропных веществ по признакам сырья, технологии его переработки, условиям хранения и так далее;

4. установление общего источника происхождения наркотических средств и психотропных веществ по месту и способу их изготовления или производства;

5. отождествление конкретных масс наркотических средств и психотропных веществ по отделенным от них частям;

6. определение способа, технологии и иных характеристик кустарного производства наркотических средств[89].

Поставленные на разрешение экспертизы вопросы должны отвечать следующим требованиям:

ü должны быть четкими и конкретными, характер их должен вытекать из обстоятельств расследуемого дела;

ü должны относиться к тем научным познаниям, которыми обладает эксперт, производящий экспертизу данного вида;

ü должны быть сформулированы логически связанно, чтобы и ответы на них были четкими и последовательными.

Не рекомендуется ставить вопросы, которые не входят в компетенцию экспертов-криминалистов, касающиеся определения воздействия наркотических средств или психотропных веществ на организм человека; количества доз, вызывающих наркоманию; последствий приема наркотического средства или психотропного вещества на организм человека; об отнесении количества наркотического средства или психотропного вещества, изъятого у конкретного лица, к крупному размеру, а также вопросы в форме установления "одинаковости”, "сходства”, "идентичности” объектов наркотической природы по химическому составу или свойствам ввиду сложности последующего использования результатов таких исследований в доказывании. Для криминалистического исследования наркотических средств и психотропных веществ направляют следующие группы объектов:

Ø наркотические средства кустарного производства, получаемые из растений конопли и мака, а также целые растения либо измельченные части растений конопли и мака;

Ø синтетические наркотические и психотропные вещества и средства;

Ø наркотические средства и психотропные вещества промышленного изготовления (фармпрепараты);

Ø предметы-носители со следами наркотических средств и психотропных веществ (шприцы, иглы и т.п.);

Ø вещества неизвестной природы (в том числе фармпрепараты), камуфлированные под наркотические[90].

В некоторых случаях объектами экспертизы могут быть наркотические средства кустарного производства, полученные синтетически. Полный перечень этих средств содержится в Списке наркотических средств (по состоянию на 1 марта 1988 г.), утвержденном Министерством здравоохранения СССР. К наркотическим средствам отнесена группа фармакологически активных веществ растительного и синтетического происхождения, обладающих способностью избирательного воздействия на центральную нервную систему, приводящего к полной потере сознания, утрате всех видов ощущения и расслаблению скелетной мускулатуры (то есть, к наркозу), к особому психологическому и физиологическому состоянию организма, при котором отсутствие привычного яда-наркотика вызывает ряд неприятных ощущений, требующих периодического его потребления.

Наркотическим эффектом обладают многие вещества. С учетом губительного влияния на жизнедеятельность человека, приводящего к различным заболеваниям, нервно-психическим расстройствам, в том числе к тяжелым формам наркомании, способствующей различного рода правонарушениям, наиболее фармакологически активные из этих веществ отнесены Единой конвенцией о наркотических средствах (ООН, 1961) к числу наркотических.

Таким образом, можно отметить, что судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ, а также НПОВ и аналогов, не дает полной картины, о данных веществах. Для более тщательного и детального анализа данных веществ, по моему мнению, работа химика-эксперта должна быть сопряжена с работником или судебно-медицинского эксперта или медика – токсиколога. Лишь при такой работе, эксперты могут выявить с различных сторон, все свойства наркотических средств. Можно будет установить структуру данного вещества и отнести его к наркотическому средству либо аналогу, либо НПОВ, но и дать анализ воздействия данного вещества на организм человека. (экспертиза наркотических средств и психотропных веществ полностью отвечает на вопрос об отнесении к этим веществам, а вот для вывода что вещество является аналогом НС или ПВ требует привлечения судебного медика или токсиколога, аналогично для внесения веществ в Реестр НПОПАВ).

Наши рекомендации