X 1.2. Проблема распространения новых психоактивных веществ
Угрозы, связанные с распространением потребления наркотических веществ и их незаконным оборотом, заняли прочное место среди основных угроз человечеству. Опасность для здоровья и жизни людей, криминализация социальной среды, а также претензии наркобизнеса на участие в политической власти подрывают безопасность, во многих регионах мира и могут рассматриваться сегодня как глобальный вызов всем членам мирового сообщества. Помимо этого наркоторговля является одним из самых прибыльных видов бизнеса, по данным на 2005 год мировой рынок наркотиков оценивался в 320 миллиардов долларов[27], что составляло около одного процента от мирового ВВП, естественно, что преступные группировки готовы отстаивать источники своего богатства любыми средствами. Примечательно, что даже многие видные эксперты пессимистически оценивают возможность решения проблемы наркотиков в обозримом будущем.
Так, согласно Всемирному докладу ООН о наркотиках за 2015 год в 2013 году запрещенные наркотики принимали в общей сложности 246 млн. человек, или каждый двадцатый житель планеты в возрасте от 15 до 64 лет. Масштабы мировой проблемы наркотиков становятся еще более очевидными, если учесть, что, по меньшей мере, каждый десятый наркопотребитель является проблемным наркопотребителем, который страдает каким-либо наркорасстройством или наркозависимостью. Иными словами, в мире насчитывается около 27 млн. проблемныхнаркопотребителей.
В последние десятилетия на планете сформировались два центра производства и распространения наркотических средств - Центральноазиатский (основной наркотик героин - изготавливается 550 тонн ежегодно) и Центральноамериканский (основной наркотик - кокаин, изготавливается 950 тонн ежегодно), если в прошлом веке кокаин не являлся серьезной угрозой безопасности СССР, то в последние годы объемы его поступления в страну увеличиваются[28]. Суть нынешней мировой наркоситуации в этом и состоит, что оба полушария имеют свой планетарный центр производства наркотиков - ПЦПН (PCDP - planetarycentersofdrugproduction)[29].
По данным ООН, в 2013 году запрещенные наркотики принимали в общей сложности 246 млн. человек, или каждый двадцатый житель планеты в возрасте от 15 до 64 лет. По сравнению с 2012 годом эта цифра выросла на три миллиона. Уровень смертности, связанный с употреблением наркотиков в 2013 году составил 187100 смертей. На долю Юго-Западной Азии (Афганистан) и Юго-Восточной Азии (главным образом, Лаос и Мьянма) по-прежнему приходится подавляющая часть незаконного культивирования опийного мака. В 2014 году общемировой объем производства опия достиг 7554 тонны, в то время как общемировой объем изъятий опия, героина и незаконно изготовленного морфина в 2013 году сократился на 6,4% по сравнению с 2012 годом[30]. В период с 2001 г. по 2014 г. посевные площади опийного мака в Афганистане выросли с 8 до 224 тыс. гектаров.Одновременно отмечается увеличение урожайности опийного мака, так в 2014 г. ее рост составил 9% по сравнению с 2013 г[31].
В Южной Америке по-прежнему сосредоточено почти все культивирование кокаинового куста. При этом в 2013 году отмечалось уменьшение масштабов культивирования кокаинового куста, достигшие самого низкого уровня с 1990 года, также снижается показатель распространенности потребления кокаина (0,4% взрослого населения) в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Меры по сокращению предложения, вызвали некоторое сокращение культивирования кокаинового куста в странах - производителях коки, в результате чего произошло сокращение предложения кокаина и некоторое сокращение основных рынков этого наркотика[32]. При этом отмечается, что уменьшению плантаций коки в Колумбии (50 тыс. гектаров) и в Боливии (32 тыс. гектаров), соответствует пропорциональное увеличение плантаций коки в Республике Перу (2010 г. – 50 тыс. гектаров, 2011 г. - 60,5 тыс. гектаров, 2014 – более 62 тыс. гектаров)[33].
Производство смолы каннабиса по-прежнему сосредоточено в нескольких странах Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Западной Азии, в то время как марихуана производится практически во всех странах мира. Данные за 2013 год свидетельствуют об увеличении объема изъятий марихуаны и смолы каннабиса во всем мире.
Изготовление стимуляторов амфетаминового ряда (далее - САР) имеет место быть во всех регионах. На стремительное расширение мирового рынка САР указывает также резкий рост объема изъятий, начиная с 2009 года: совокупный объем изъятий САР увеличился почти вдвое в 2011 и 2012 годах, превысив 144 тонны и достигнув самого высокого уровня за все время систематических наблюдений, которое вело УНП ООН[34].
Согласно данным УНП ООН продолжает расти число стран, сообщающих о появляющихся новых психоактивных веществах (далее - НПВ). По состоянию на декабрь 2014 года информационная система раннего предупреждения УНП ООН получила от 95 стран и территорий сообщения о 541 НПВ. Большую часть НПВ, о которых сообщалось в 2014 году, по-прежнему составляли синтетические каннабиноиды - 39%, за которыми следовали фенетиламины - 18% и синтетические катиноны - 15%. Рост числа НПВ, свидетельствует о растущей диверсификации рынка синтетических наркотиков[35]. Отмечая тенденции к распространению НПВ УПН ООН, по нашему мнению, недооценивает эту проблему и не предлагает действенных мер по противодействию данной угрозе.
Так, начиная с 2004 г. в Швейцарии, Австрии, Германии и других европейских странах в продаже, главным образом через интернет-магазины, появились растительные курительные смеси под общим названием "Spice". Наибольшее распространение они получили во второй половине 2008 г[36]. Данные смеси позиционировались как легальные вещества, не дающие положительного результата на наркотические пробы, при сходстве их воздействия на организм человека с наркотическими средствами, получаемыми из наркотикосодержащих растений рода "Конопля" (так называемые вещества JWH-xxx серии), и одновременно практически пятикратном превосходстве указанных по силе воздействия. Действительно, судебно-медицинский скрининг биожидкостей (крови, мочи) на обнаружение в них наркотических средств и их метаболитов показывал отрицательные результаты. Примерно с 2009 г. началось лавинообразное распространение по России данных видов психоактивных веществ. Появилось большое количество сайтов, предлагающих "спайсы" (курительные смеси), которые, едва ли не открыто, позиционировались в качестве аналогов наркотиков, не запрещенных на тот момент времени законодательно. Действенных мер по борьбе с распространением данных веществ у государства в лице правоохранительных органов не оказалось, отчасти вследствие, как уже указывалось, отсутствия судебной практики по делам о применении аналогов наркотических средств и психотропных веществ [37].
С учетом развития химической науки, разработка формул НПВ оказывающих наркотическое воздействие на человека, и запуск их в производство занимают считанные дни - а процедуры выявления, изучения и внесения таких веществ в списки запрещенных могут тянуться годами[38]. В последние годы структура наркорынка Российской Федерации также изменяется в сторону увеличения объемов предложения НПВ[39]. Складывающаяся ситуация позволяет говорить некоторым авторам о формировании третьего планетарного центра производства и распространения синтетических наркотиков, в которых задействованы в основном Китай и Тайланд[40]. С учетом увеличения объемов НПВ на мировом наркорынке необходимым является разработка и принятие мер по противодействию данному явлению.
С учетом появления в незаконном обороте новых психоактивных веществ, необходимо совершенствовать Перечни контролируемых веществ, приведенные в Единой Конвенции 1961 г. Модернизация международно-правовых актов будет способствовать гармонизации национальных законодательств в области противодействия незаконному обороту наркотиков. По нашему мнению, в настоящий момент было бы целесообразно провести международную конференцию с участием России, стран Европы, Центральной и Средней Азии, в рамках которой, с учетом сложившейся наркоситуации ее транснационального характера, выработать совместный комплекс мер по противодействию распространению наркотиков, и закрепить основные положения в совместной конвенции.
Согласно докладу о работе пятьдесят седьмой сессии КНС ООН государствам-членам рекомендуется обмениваться идеями, передовыми методами и опытом в принятии эффективных ответных мер на национальном и региональном уровнях для разрешения проблем, создаваемых новыми психоактивными веществами, в том числе с использованием систем раннего предупреждения для выявления потенциальных угроз, принятия нового и совершенствования существующего законодательства, предусматривающего введение временных ограничительных мер оборота этих веществ. Ранее нами уже был проанализирован существующий опыт зарубежных государств по вопросам введения временного запрета неподконтрольных психотропных веществ[41].
Проведенный анализ свидетельствует, что один из популярных способов доставки наркотических средств из-за рубежа в Россию и их распространение по территории субъектов являются почтовые отправления. Процесс приобретения наркотиков осуществляется бесконтактным способом с использованием Интернет-сетей и виртуальных платежных систем[42]. Широкое распространение среди наркосбытчиков электронных платежных систем является следствием несовершенства нормативно-правового регулирования их деятельности, а именно: Федерального закона от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Согласно ведомственным статистическим данным ФСКН России только за последние несколько лет на территории Российской Федерации выявлено белее 700 новых психоактивных веществ. Одновременно с этим количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2014 году возросло на 4,8 %, если сравнить с 2013 годом.
Количество изъятых ФСКН России синтетических наркотических средств за 8 месяцев 2014 года составило примерно 1 т 763 кг, что практически втрое превышает аналогичный показатель за 2013 год (676 кг243 г).За тот же период в списки запрещенных веществ, утверждаемых Правительством Российской Федерации, внесено всего лишь 44 позиции. В результате это приводит к случаям массового отравления граждан так называемыми "спайсами", которые в своем составе содержат синтетические психоактивные вещества, еще не внесенные в списки запрещенных к обороту.
Так, в сентябре 2014 года только за одну неделю в медицинские учреждения страны с диагнозом "отравление неизвестным веществом с нарушением нервной системы" и "отравление неизвестным ядом" доставлено около 661 человек, из них - 105 несовершеннолетних и при этом 177 человек госпитализированы, 9 человек помещены в реанимацию, а 19 умерли.
Больше всего пострадавших в Кировской области - 390, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 190, Чувашской Республике - 72 и Республике Башкортостан - 30.
В 7 случаях поставлен диагноз "кардиомиопатия" (ХМАО - Югра), 6 смертельных случаев, по которым поставлен предварительный диагноз "кома неясной этиологии" (Республика Башкортостан), по 5 случаям предварительный диагноз "отравление психоактивными веществами" (Кировская область) и в 1 случае предварительный диагноз "острое отравление неизвестным веществом" (Чувашская Республика)[43].
Если взять Республику Коми, то органами наркоконтроля было изъято синтетических аналогов тетрагидроканнабинола в 2011году - 1352 г; в 2012 году - 2640 г; в 2013 году - 13055 г; в 2014 году - 10423 г; в 2015 году - 17894 г; в 2016 году, в период с января по 30 апреля т.г - 8282 г.
В связи с вышеизложенным государством неоднократно предпринимались меры по установлению контроля за оборотом новых психоактивных веществ, так Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 234.1 "Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ", этим же законом были внесены изменения в административный кодекс Российской Федерации.
Итак, можно сделать вывод, что появление «дизайнерских наркотиков» в 21 веке, является одной из наиболее серьезных проблем современного общества, угрозой как для национальной безопасности отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом.