Вопрос № 54 Советский политический режим в 1930-е гг.

Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьезные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточенной и непримиримой борьбы классов. В годы революции и гражданской войны как класс перестала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоев - этой, по мнению большевиков, благоприятной питательной среды для буржуазного перерождения еще не совсем окрепшего советского общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии - кулаки, по которым и был нанесен сокрушительный удар.

Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных широко использовался в народном хозяйстве. Заключенные добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200 тыс. заключенных периодически привлекались для выполнения наиболее тяжелых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.

В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении НКВД союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934 г. ОГПУ было преобразовано в НКВД СССР. При нем стал действовать внесудебный орган - Особое совещание.

Обновилось территориально-административное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.

Советы оставались в стороне от коллективизации, что породило у определенной части партийцев скептицизм в отношении их жизнеспособности в сельских местностях. Однако предложения о замене сельсоветов правлениями колхозов не прошли. Перед Советами были поставлены задачи «повернуться лицом к ударничеству в промышленности и колхозному строительству». В конце 1930 - начале 1931 гг. провели перевыборы Советов, чтобы обеспечить широкое представительство в них колхозников и ударников.

В конце 1932 г. в СССР устанавливается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. Свобода передвижения колхозников ограничивалась. По существу, они были прикреплены к деревне.

Внедрение паспортной системы сопровождалось жестокой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933 г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а также бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.

Вопрос № 55

Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930-1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских) структур. Возникает практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов - постановлений СНК СССР и ЦК ВКП (б), предварительно утверждаемых (и фактически разрабатываемых) Политбюро ЦК ВКП(б).
Усиливаются централизаторские тенденции в сфере правотворчества: нормативно-правовые акты (в том числе законы), принимаемые в союзных республиках, максимально унифицируются, обычно по образцу российских. Советское право рассматриваемого периода характеризуется предельной жесткостью, даже жестокостью (показателен в этом смысле «закон о трех колосках», направленный на борьбу с расхищением социалистической собственности). Вместе с тем деятельность специальных правоохранительных органов (Объединенное государственное политическое управление СССР, а позже - Народный комиссариат внутренних дел СССР) была вопиюще неправомерной.
Уголовное право. Вторая половина 30-х гг. XX в. ознаменовалась массовыми сталинскими политическими репрессиями, проходившими с нарушениями законности. Кулаки отправлялись на специальное поселение (по сути, в ссылку), расправу чинили такие внесудебные органы, как судебная коллегия Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), печально знаменитые «тройки» и Особое совещание народного комиссариата внутренних дел (НКВД).
Были приняты поистине драконовские законы, сыгравшие трагическую роль в истории России.
1. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон о трех колосках», за малейшее хищение «социалистической собственности» сажали сразу и надолго).
2. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о государственных преступлениях статьями об измене Родине» (правовая основа для последующей борьбы с «врагами народа»).
3. Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» (значительное ослабление уголовно-процессуальных гарантий прав обвиняемых в совершении ряда преступлений).



Наши рекомендации