Вопрос № 49 Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята 21 марта 1921 года X съездом ВКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.
Вопрос № 80. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.
Реорганизация привела к уточнению функций всех государственных органов.
Усиление роли Президиума ВЦИК, утверждавшего проекты декретов СНК.
Январь 1922 – разграничение компетенции между СНК и СТО (Совет труда и обороны). В ведении последнего остаются экономические функции: утверждение хоз. планов, отчетов экономических наркоматов.
1923 – СТО РСФСР преобразуется ЭКОСО – экономическое совещание.
Малый СНК готовил дела и проекты для обсуждения в СНК и СТО. Мог также по особому распоряжению СНК или председателя СНК рассматривать вопросы иностранной политики, экономики и бюджета.
1920 - Реорганизация Наркомата РКИ (Рабоче-крест. Инспекции) из Нарком госуд. контроля.
1923 Наркомат РКИ объединился с Центральной конторльной комиссией ЦК РКПб.
1921г. февраль – Создание Государственной общеплановой комиссии при СТО (Госплан) 1923 – составление плана для промышленности в целом.
Центры и главки ВСНХ преобразованы в органы планирования и контроля.
1923 – все отраслевые главки ликвидируются и в структуре ВСНХ создаются Главное экономическое управление – руководство промышленностью в целом и Центральное управление государственной промышленности - отраслевое регулирование (внутри создавались отраслевые отделы).
1922 г. май. При СТО создается Комиссия по внутренней торговле (Комвнутторг). В 1924 преобразована в Наркомат внутренней торговли.
Вопрос № 50 Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г .Конституция СССР 1924г.
В декабре 1922 г. / съезд Советов СССР
утвердил Декларацию и Договор об образо-
вании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украи-
ной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою
конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке об-
щесоюзной Конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), ко-
торая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.
Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально-государственного строительства регулировались решением XII съезда
РКП(б).
В феврале 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение
преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац
как представительный орган разных национальностей) в орган СССР,
превратив его во вторую палату ВЦИК. По одному проекту Совет
должен был состоять из представителей всех (федеральных, автоном-
ных) республик и автономных областей, по второму — только из пред-
ставителей четырех федеративных республик. Принималась более слож-
ная модель, позднее закрепленная в Конституции.
Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.
Конституция Союза Советских Социалис-
тических Республик состояла из двух раз-
делов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании
СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной
политики советского государства, на причины объединения советских
республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).
Договор состоял из одиннадцати глав: ≪I. О предметах ведения верхов-
ных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик
и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Цент-
ральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК
СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном
суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объеди-
ненном Государственном политическом управлении; X. О союзных рес-
публиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР≫.
По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние
сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и
руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование
экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная
юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции нахо-
дились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За со-
юзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория
могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союз-
ное гражданство.
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР,
избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирате-
лей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избира-
телей).
В период между съездами высшим органом власти был Центральный
исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Со-
юзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявше-
го из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов
от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой).
ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей Ц И К СССР
соответствовало числу союзных республик.
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодатель-
ным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избирав-
шийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приоста-
навливать действие постановлений съездов Советов союзных республик
и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и
СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполни-
тельный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров
СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его за-
местители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отрас-
лями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзны-
ми: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей
сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными:
ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ.
Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных рес-
публик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркома-
тов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объ-
единенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд
наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледе-
лия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.
Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных
комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные
комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной
республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог об-
жаловать их в ЦИК.
Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК
СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.
Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюз-
ному съезду Советов, право менять ≪неосновные начала≫ Конституции
имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки
на ратификацию Съезду.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования
СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного
союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрис-
дикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и
вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза.
Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представи-
телями. Однако положения Конституции давали Центру значительные
полномочия для контролирования периферии и были направлены на
создание новой политической культуры, ≪пролетарской по содержа-
нию и национальной по форме≫ (Сталин), на компромисс между ком-
мунистическими планами всеобщего объединения и национальными тра-
дициями.