Вопрос № 43 Создание основ советского права и советской судебной системы.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.

Особенности слома старого и создания нового государственного аппарата, и в частности, слома старой и построения новой судебной системы состояло в том, что в ряде мест страны население, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых – то есть, инициатива в этом вопросе принадлежала местным Советам. Стихийно возникавшие судебные органы носили разные наименования – народные суды, революционные суды, суды общественной совести и др., и разный характер. В своих решениях они, ввиду во многом отсутствия многих источников права, руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями. Первым же государственным актом новой власти, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский (24 ноября 1917 года) Декрет СНК РСФСР о суде №1. Первоначальный проект декрета был составлен в Наркомате юстиции при видном участии Петра Стучки, и подвергся изменениям в процессе обсуждения в СНК. Декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 года. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи (нарушение демократического принципа отделения предварительного следствия от суда). Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено в новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания. При этом местные суды решали дела именем Российской республики и руководствовались в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств в случаях, если они не были отменены и не противоречили «революционной совести» и «революционному правосознанию» (но в ноябре 1918 года ссылки на старые законы были запрещены).

Также, одновременно с местными судами Декрет провозглашал создание революционных трибуналов для «борьбы против контрреволюционных сил». Образовывались они губернскими или городскими Советами в составе одного председателя и шести очередных заседателей и не ссылались на прежнее законодательство. Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учреждаемые при Советах.. Следует отметить, что государство и его партийные органы были обеспокоены прежде всего скорейшим созданием революционных трибуналов, нежели регламентацией деятельности общих судов, поэтому в короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию трибуналов, процессуальный порядок их деятельности, подсудность, а также деятельность следственных комиссий, в то время как в отношении общих судов подобных актов не было издано. Первым актом о трибуналах было «Руководство для устройства ревтрибуналов», подготовленное Наркоматом юстиции и изданное 28 ноября 1917 года. Также, следует отметить, что с декабря 1917 года и до весны 1918 года действовали ревтрибуналы печати в составе трех судей без заседателей.

В компетенцию ревтрибуналов входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов, городов и даже волостей. Специальный Декрет о ревтрибуналах был принят СНК в мае 1918 года. Предписывалось сохранить ревтрибуналы только в крупных центрах; отменялась также деление ревтрибуналов по направлениям деятельности (борьба с контрреволюцией, борьба со спекуляцией и т.д.), вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода мер в «борьбе с контрреволюцией». В период гражданской войны система ревтрибуналов подверглась существенному изменению. В феврале 1919 года ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах, и в их состав входят три члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия комиссий и органов ЧК, которые теперь наряду с комиссиями проводили предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия. Положение о ревтрибуналах 1919 года закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус ревтрибуналов. В марте 1920 года новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упразднило специальные следственные комиссии при Советах и возложило их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав ревтрибуналов стали входить члены губернских отделений ЧК. Вообще, особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, были обусловлены временем Гражданской войны.

В феврале 1918 года ВЦИК принял новый Декрет о суде №2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией, введенной данным декретом, стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей по гражданским делам или двенадцати заседателей в уголовном судопроизводстве. Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и определяли меру наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников – их члены поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Также отменялся апелляционный порядок обжалования, по Декрету допускалась лишь кассация по мотивам существенности допущенных в судебном разбирательстве нарушений и «несправедливости».

Предполагалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических причин. Во многом из-за этого же осенью 1918 года были ликвидированы окружные суды.

В июле 1918 года СНК принял Декрет о суде №3, вновь расширивший компетенцию местных судов (иски теперь до 10 тыс. руб., наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассации рассматривали Советы местных народных судей, формировавшиеся из председателей нижестоящих судов. В Москве создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В конце 1918 года ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое в конце концов унифицировало судебную систему молодой республики. Учреждалась единая форма суда – народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполкомами местных Советов. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «революционным правосознанием». Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комитеты, милиция, либо сами судьи.

В целом, следует также отметить, что на первых порах своего существования советской судебной системе был присущ некий дуализм – суды общей юрисдикции наряду с революционными трибуналами. Впрочем, полномочия и тех, и других были отграничены, а при переходе к НЭПу ревтрибуналы потеряли во многом свою значимость.

ПРАВО. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили "революционному правосознанию". Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В ст. 5 Декрета о суде N1 (1917г.) говорилось о "революционной совести" и о "революционном правосознании" как о синонимах. Но в Декретах о суде №2 и №3 попытались разграничить эти категории. Первая означала субъективную способность сознавать и применять революционное правосознание, вторая - объективное содержание права. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти и даже местными советами. Главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. Уже в ноябре 1918г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

Отменялись всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Запрещалось усыновление.

Принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства). КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет. Принят декрет "Об отмене наследования", по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства).

Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократили товарооборот. Исключали товарно-денежные отношения между предприятиями. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения.

Наркомюст принял руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе появились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось что суды будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса. Происходило усиление принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияла социальная принадлежность преступника. К смягчающим обстоятельствам относились принадлежность к "неимущим классам", состояние голода, нужды, невежество и несознательность. Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление "врагом народа", принудительные работы, лишение свободы. Объявление вне закона применялось как к отдельным лицам, так и целым организациям. Смертную казнь большевики на втором съезде Советов отменили, а в 1918г. восстановили.

Наши рекомендации