Вопрос № 37 Правовые реформы Временного правительства.
В течение своей деятельности коалиционное правит-во включило в свой состав ряд новых ведомств: министерство труда (цель – примирение труда и капитала), министерство продовольствия, министерство гос призрения (функции благотворительных органов).
Авг, 1917 – ликвидация Синода и создание Министерства по делам вероисповеданий. Для регулирования экономики были созданы Эконом совет и Глав эконом комитет (Львов) – регулировал деятельность всех органов, реализующих народное хоз-во.
Для координации законотворческий деятельности министерств ВП создало Юр совещание. При ЮС – Особая комиссия по составлению проекта основных гос законов (разработка Конституции). Предполагалось учреждение в России президентской республики с 2 палатным парламентом.
МСУ: май, 1917 – новое Временное положение о земских учреждениях. => расширение компетенции органов МСУ (+охрана труда, создание бирж труда, оказание юр помощи, регулирование цен). Надзор за земствами – губернский комиссар ВП. Устройство зем учреждений происходило по договору МВД с частными лицами. Исполнительный орган земств – милиция.
Органы МСУ – уездные земские собрания, избираемые на 3 года из представителей от сельской местности (при выборах снимался возрастной ценз, отстранялись военнослужащие). Представители власти на местах – комиссары ВП. Общее руководство земствами – Всероссийский земский союз (июнь 1917).
Май, 1917 – Закон о волостном земстве. => упразднение всех других волостных органов. Компетенция – о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда. Состояло из волостных земских гласных (избирались на 3 года, работали – бесплатно).
Исполнительный орган – волостная управа. Компетенция – созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти. Охрана порядка, продовольственные обязанности.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: Судебная система была такой: окружные суды, судебные палаты (при ликвидации сословного представительства), мировые судьи и съезды мировых судей. Происходило расширение компетенции мировых судов.
Май, июнь 1917 – новые цензы для судей: мировые – среднее образование и 3 года стажа чиновника, окружные – высшее образование и стаж работы в госаппарате.
Март, 1917 – создание временных судов (состояли из мировых судей и двух заседателей – рабочего и солдата).
Май, 1917 – учреждение системы административной юстиции. В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.
МИЛИЦИЯ: функции – охрана общественного порядка, гражданской свободы и содействия органам власти. В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными земскими и городскими управами, а через них - перед думами.
В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.
Земельные комитеты на губернском, Земельные органы уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредительном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений поземельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.
К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов - подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.
Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты - из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.
В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.
В сентябре 1917г. были созданы полевые земельные суды, призванные решать дела о земельных спорах и беспорядках.
Август, 1917 – постановление «О согласовании свода законов с издаваемыми ВП постановлениями»