Вопрос №19. Судебная реформа 1864 г. и создание новой системы судоустройства и судопроиводства.

Необходимость реформы обусловлена: сложность и запутанность судебной системы; смешение судебных функций между судом и административными органами (полиция).; закрытость судебных заседаний; сильное влияние административных органов на суд; длительность делопроизводства; инквизиционный процесс; низкая доступность суда.

Подготовка реформы: 1857-61 – 14 законопроектов => 74 тома.

1862 – основные положения судоустройства с новыми принципами – бессословность суда; отмена системы формальных доказательств; идея отделения суда от администрации; установление состязательности; введение суда присяжных; мировые судьи.

1864 – утверждение новых актов судебной реформы: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства + гражданского спр; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

По новым законам: создавались две судебные системы – местные (волостные, мировые, съезды мировых) и общие суды (окружные для нескольких уездов; судебные палаты по гражд и уг делам для нескольких губерний; кассационные департаменты Сената по гражд и уг делам).

Новые принципы: отделение суда от админ; весословность; равенство всех перед судом и законом; несменяемость судей/следователей; институт судебных следоватлей; прокурорский надзор; гласность; выборность мир судей и присяжных. Присяжные с большими ограничениями.

Прокуратура – поддержание обвинения, надзор за деят судов, ход следствия, места лишения свободы.

Состязательность => необходимость в адвокатах (присяжные поверенные) + институт частных поверенных. Руководящий орган – Совет присяжных поверенных.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Значение реформы: становление новых судов столкнулось со значительными трудностями. Новые прогрессивные принципы не встретили понимания в бюрократических кругах. Первоначально создано только два судебных округа (М и СПб), остальные – очень долго. Проблемы – ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок суда для должностных лиц, сохранение зависимости суда от администрации.

Создавались две судебные системы – местные (волостные, мировые, съезды мировых) и общие суды (окружные для нескольких уездов; судебные палаты по гражд и уг делам для нескольких губерний; кассационные департаменты Сената по гражд и уг делам).

Юрисдикция – всё, кроме духовных, коммерческих, военных, инородческих и кр судов.

МИРОВЫЕ СУДЫ (устав о наказаниях, налагаемых МС – 1864).

Избирались уездными зем собраниями и гор думами. Ценз – имущественный и образовательный => нет шансов для низших классов. Должность мирового судьи – не оплачиваемая.

Создавались мировые округа (уезд + основные города). МО делился на мировые участки, в которых работали МС.

Юрисдикция МС: наименее важные дела, по которым предусматривался арест до 3 месяцев, заключение в работный дом (до 2 лет), штраф (не более 300 р) – УГ. Гражданская сфера – дела по личным обязательствам и договорам (до 300р), возмещение ущерба (не более 500 р), оскорбление, обида, права на владение. Не было споров о собственности на недвижимость.

Съезд мировых судей был апелляционной инстанцией для участковых мировых судей. Он состоял из председателя, непременного члена и мировых судей округа. Председатель и непременный член избирались из числа мировых судей сроком на три года. На окраинах и в колониальных районах мировые судьи и председатели съездов назначались министром юстиции.

ОБЩИЕ СУДЫ

В основании распределения ОКРУЖНЫХ СУДОВ лежала особая территориальная единица - судебный округ, не всегда совпадающая с общеадминистративной - губернией. Всего было образовано 108 округов.

Окружной суд состоял из председателя и членов (в зависимости от числа отделений в суде), которые ведали уголовными или гражданскими делами. Окружной суд являлся судом первой инстанции и рассматривал все уголовные дела, кроме политических и должностных, совершенные представителями высшей администрации. Уголовные дела могли рассматриваться в окружных судах с участием присяжных заседателей, в таком случае эти дела не подлежали апелляции судебной палаты, а только - кассации в Сенат.

Для СП были дела о преступлениях, влекущих лишение всех прав состояния и особенных прав и привилегий (вопрос – «виновен ли подсудимый»).

В заседании принимало участи 12 присяжных. Отвод присяжных – подсудимым (12) или прокурором (6). Из 12 выбирался старшина. Всего выбирали 30 чел за неделю до суда.

Цензы для присяжных – оседлость 2 года, 25-70 лет, недвижимость и доход. В списки пр включались – почётные мировые судьи, служащие (кроме юр), выборные должностные лица, волостные/сельские судьи из кр.

Не могли быть пр: священники, военные, учителя, прислуга, наёмные рабочие.

Вердикт – большинством голосов. Отмена вердикта – в случае единогласного решения судей о том, что пр осудили невиновного.

По реформе происходило отделение суда от следствия => следователи (предварительное расследование преступлений). Под надзором прокуратуры. Расследование – генеральное (предв., без обвинения) и специальное (формальное, с обвинением).

СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ (губернии) – апелляционная инстанция для окружного суда, дела о должностных преступлениях (как первая инстанция). Дела рассматривались при участии губернского и уездного предводителей дворянства, гор головы губ города, волостного старшины.

КАССАЦ ДЕПАРТ СЕНАТА – жалобы и протесты на нарушение смысла законов (КС?), просьба о пересмотре вступивших в силу приговоров по вновь открывш обст, дела о служебных преступлениях. Являлись кассационной инстанцией для всех местных и общих судов РИ.

С 1872 – особое присутствие Сената (полит дела особой важности).

Наши рекомендации