Общественно опасные последствия преступления
Любое преступное деяние причиняет вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Вред, причиняемый общественным отношениям, образует преступные последствия. Его характер определяется двумя обстоятельствами: особенностями объекта, на который было совершено посягательство, а также объективными свойствами деяния вызывать определенные изменения в окружающей действительности.
С учетом этого преступные последствия могут носить материальный и нематериальный характер. Хищение, уничтожение и повреждение имущества, отдельные преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности и др. причиняют ущерб имущественного (материального) характера.
Убийство, телесные повреждения, нарушение правил охраны труда, правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, правил безопасности горных работ и др. причиняют материальные последствия физического характера.
Клевета, оскорбление, преступления против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан причиняют нематериальные последствия в виде нравственного и морального ущерба личности.
Отдельные преступления в области предпринимательства и иной хозяйственной деятельности, некоторые должностные и другие преступления могут причинять нематериальные последствия в виде ущерба охраняемым правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.
В уголовно-правовой литературе различают последствия преступления в широком и в узком, уголовно-правовом, смысле. Последствие преступления в широком смысле — это объективный ущерб, причиняемый деянием лица общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Последствие преступления в узком смысле — это вредные изменения в объективной действительности, которые предусмотрены законом в качестве признака объективной стороны конкретного преступления.
Преступное деяние может вызвать различные опасные последствия. Вместе с тем, лицо, совершившее это деяние, будет нести ответственность только за те последствия, которые предусмотрены законом в качестве признака объективной стороны конкретного преступления. Так, мошенник, завладевший чужим имуществом, может причинить собственнику не только имущественный вред: у потерпевшего от сильных переживаний может возникнуть тяжелая болезнь. Объективная сторона мошенничества предусматривает в качестве последствия только имущественный вред потерпевшему. Иной ущерб, который может наступить, не является признаком объективной стороны мошенничества. Подобные последствия учитываются судом в качестве отягчающих обстоятельств (п.13 ч.1 ст.64 УК).
Законодатель пользуется различными способами описания преступных последствий. Материальные последствия физического характера в законе, как правило, определяются четко. Так, в статьях 139—143 УК последствие определено в виде убийства; в статьях 147, 149, 153 УК говорится о тяжком, менее тяжком или легком телесных повреждениях; в статье 317 УК в этом качестве названы: смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения (ч.2), смерть двух или более лиц (ч.3) и т.д.
Материальные последствия имущественного характера в действующем Уголовном кодексе определяются едиными терминами: мелкий размер; крупный размер или крупный ущерб (крупный имущественный ущерб); особо крупный размер или особо крупный ущерб. Данные оценочные понятия конкретизируются в стоимостном выражении в Особенной части кодекса.
Нематериальные последствия в виде ущерба охраняемым правам и интересам личности, общества и государства описываются в законе в виде оценочных понятий: существенный вред, тяжкие последствия и др. В отдельных случаях Верховный Суд Республики Беларусь истолковывает эти понятия применительно к конкретному преступлению, устанавливает критерии определения того или иного последствия. Так, под существенным вредом в ряде должностных преступлений Верховный Суд имеет в виду нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, государственных, общественных и иных организаций, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т.п.
Применительно к вымогательству, к иным тяжким последствиям, указанным в ч. 3 ст. 208 УК, следует относить вынужденное прекращение деятельности предприятий, организаций, кооперативов либо профессиональной деятельности потерпевшего, а равно иные последствия, которые суд с учетом конкретных обстоятельств дела может признать тяжкими.
В уголовном законодательстве объективная сторона состава преступления конструируется по-разному. В одних случаях уголовный закон признает наличие юридически оконченного преступления с момента наступления определенного в законе последствия. Конструкции таких преступлений принято называть материальными. К ним относятся составы убийства, причинения телесных повреждений, хищений и др. Так, убийство считается юридически оконченным преступлением с момента наступления смерти потерпевшего, грабеж — с момента, когда лицо противоправно с корыстной целью завладело чужим имуществом и имеет реальную возможность распоряжаться им по собственному усмотрению и т.п.
В большинстве случаев уголовный закон считает объективной стороной юридически оконченного преступления сам факт совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, независимо от последствий, вызванных таким поведением. Подобные конструкции преступлений условно именуют формальными. К таким конструкциям составов преступлений относятся, например, пропаганда войны, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, нарушение правил международных полетов и др.
К формальным составам преступлений относят и те составы, которые в соответствии с законом считаются юридически выполненными, если совершенное деяние содержит в себе реальную возможность наступления вредных последствий. Так, в соответствии с частью 1 статьи 301 УК нарушение правил производственно-технической дисциплины или безопасности на объектах, связанных с использованием ядерной энергии, оценивается в качестве юридически оконченного преступления, когда оно создает угрозу радиоактивного заражения.
Выделение законодателем формальных составов преступлений основано на том, что в отдельных случаях уже сам факт совершения деяния свидетельствует о значительной общественной опасности содеянного. В подобной ситуации было бы неправильно конструировать объективную сторону этих опасных преступлений таким образом, чтобы они считались юридически оконченными с момента наступления определенных последствий. Законодатель использует формальные конструкции составов преступлений также и в тех случаях, когда наступившие последствия не поддаются точному учету и измерению.
В отдельных случаях в Уголовном кодексе при описании объективной стороны конкретного преступления используются две упомянутые конструкции одновременно. Примером такой конструкции может служить ч. 1 ст. 302 УК, в которой присутствуют и формальная, и материальная модель объективной стороны преступления, предусматривающая ответственность за нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, создавшее угрозу взрыва либо повлекшее взрыв.
Уголовно-правовая квалификация общественно опасного поведения лица по объективной стороне состава преступления предполагает помимо установления характера действия (бездействия) определение также вредных последствий. Деление составов преступлений на материальные и формальные дает возможность определить момент окончания преступления и тем самым предопределить вопрос о квалификации преступления. Если закон точно указывает конкретный характер последствий, то юридически оконченным совершенное лицом преступление будет только тогда, когда в результате деяния лица наступили именно эти, описанные в законе, последствия.
В Уголовном кодексе для определения вредных последствий нередко используются понятия и термины, употребляемые в различных профессиональных сферах деятельности (в технике, медицине, экономике и т.д.). Для квалификации таких деяний необходимо установить характер вредных последствий на основе нормативных актов тех отраслей права, в которых содержится описание этих терминов и понятий. Например, в ч. 2 ст. 301 УК в качестве вредных последствий закон указывает радиоактивное заражение. Содержание этого понятия в уголовном законе не раскрывается. Квалифицируя содеянное по ч. 2 ст. 301 УК, следователь или суд должны обратиться к ведомственным нормативным актам, раскрывающим признаки такого явления, как радиоактивное заражение.
В ряде случаев вредные последствия определяются путем использования в уголовно-правовой норме оценочных понятий. Например, ст. 176 УК устанавливает ответственность за использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора или необходимой помощи, повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных. Квалифицируя содеянное по ст. 176 УК, следователь или суд должны признать, что совершенное лицом злоупотребление правами опекуна или попечителя существенно нарушило права и законные интересы подопечного лица и в чем это конкретно выражено.
В некоторых диспозициях указан альтернативный ряд вредных последствий, наступление которых дает основание квалифицировать содеянное по этой статье кодекса. Например, самовольная без необходимости остановка поезда, если по неосторожности причиняется смерть либо тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение потерпевшему, либо ущерб в особо крупном размере (ст.312 УК). Для квалификации по этой статье достаточно установить, что общественно опасное деяние лица вызвало одно из указанных в законе последствий. Однако квалификация содеянного не изменится, если деяние виновного по неосторожности повлечет все указанные вредные последствия одновременно.