Пределы прокурорского надзора и полномочия за исполн законов
Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций по надзору за исполнением законов подразделяются на полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений
Пределы прокурорского надзора классиф по след основаниям:
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.
На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.
18, Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним
Правовые средства прокурорского реагирования
Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурорпринимает меры:
1.
1. к их устранению и недопущению в будущем;
2. к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения законов (правовые средства прокурорского надзора) предусмотренные законодательством, регулирующим прокурорский надзор, специфические полномочия прокуроров, т.е. права и обязанности, обеспечивающие устранение нарушений законов, а также совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц
Виды средств прокурорского реагирования (по своему внешнему выражению, порядку применения):
1) общие для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры:
·
· опротестование противоречащих закону актов;
· внесение представлений об устранении нарушений законов.
2) специфические, характерные для отдельных отраслей надзора и участков деятельности:
·
· дача заключений;
· заявление ходатайств прокурором в суде.
Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним
Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются:
1.
1. протесты;
2. представления;
3. постановления;
4. предостережения.
Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.
Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.
Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.
Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распорядительный характер, обязывающий органы дознания и следствия выполнить определенные действия.
Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.
Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:
·
· характера нарушений законов, их причин;
· распространенности нарушений;
· вредных последствий, вызванных нарушением законов;
· степени вины правонарушителей.
Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наиболее быстро в плане устранения и предупреждения нарушений законов.
Требования к актам прокурорского реагирования:
·
1. своевременность;
2. оперативность;
3. обоснованность;
4. упреждающий характер;
5. комплексность;
6. реальность и адекватность;
7. дополненность мерами предупредительно-профилактического характера.
19,понятие, содержание и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 ФЗ "О прокуратуре РФ". В соответствии с этой статьей предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина
·
· федеральными министерствами,
· государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,
· представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
· органами местного самоуправления,
· органами военного управления,
· органами контроля, их должностными лицами,
· субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также
· органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Особо подчеркивается, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Анализируя содержание названной статьи, нельзя не прийти к выводу о том, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные, надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.
Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.