Упражнение 2. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.
Примеры:
1. Внедрение новых технологий — основа повышения эффективности производства.
· Атрибутивное суждение (Все S есть Р).
· Субъект – внедрение новых технологий.
· Предикат – основа повышения эффективности производства.
· Связка – есть (в явном виде не выражена).
2. Ярославль южнее Вологды.
· Суждение с отношениями (xRy).
· x – Ярославль
· y – Вологда
· R – южнее
3. В атмосфере Юпитера нет кислорода.
· Суждение существования.
· Предмет суждения – кислород в атмосфере Юпитера
1. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются.
2. Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.
3. Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.
4. Раньше Тверь называлась Калининым.
5. Со временем все тайное становится явным.
6. Поэт в России больше, чем поэт. (Евтушенко).
7. Законность — неотъемлемая часть демократии.
8. Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.
9. В музее находится одна из последних работ известного художника.
10. Не существует абсолютной повторяемости явлений.
11. Ничто не существует беспричинно.
12. Троицкая башня Московского Кремля построена раньше остальных башен.
Упражнение 3. Суждения с отношением и суждения существования упражнения 2 выразите в форме атрибутивного суждения (S - Р).
Примеры:
1. Мораль возникла раньше религии.
· Суждение с отношением xRy.
· В форме атрибутивного суждения может быть выражено следующим образом: Мораль — общественное явление, возникшее раньше религии.
2. Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова.
· Суждение существования.
· В форме атрибутивного суждения: Обширная литература о творчестве А.П. Чехова есть то, что существует.
Упражнение 4. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
Пример:
· Каждый человек имеет право на образование.
· Кванторное слово – каждый
· S – человек
· Р – имеет право на образование
· Связка явно не выражена.
· Суждение общее — по количеству, утвердительное — по качеству.
1. Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности.
2. Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления.
3. Некоторые страны не имеют однопартийной системы.
4. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.
5. Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.
6. Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.
7. Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовой колонии.
8. Компьютеризация в промышленно-развитых странах породила новые виды преступлений.
9. Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объекта.
10. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.
Упражнение 5. Дайте объединенную классификацию суждения приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Пример:
Суждение (S)— форма мышления (P).
· Общеутвердительное суждение – Все S есть Р (A),
· S распределен,
· Р не распределен.
1. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику
правонарушений.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
3. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
4. В этой деревне огни не погашены. (Рубцов).
5. Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.
6. Лицо, впервые совершившее в возрасте до шестнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежат уголовной ответственности.
7. Ничто не проходит бесследно.
8. 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.
9. Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами развивающихся стран.
10. Новодевичье кладбище – пантеон выдающихся представителей русской литературы, искусства, науки, общественно-политических и военных деятелей – невозможно обойти за один день.
Упражнение 7. Укажите выделяющие и исключающие суждения. Запишите их схемы.
1. Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных законом за данное преступление.
2. Кооперативы вправе заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством.
3. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.
4. Только непомнящие прошлого осуждены на его повторение.
5. Все летние месяцы стояла солнечная погода, не считая нескольких пасмурных дней в июне.
6. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).
7. Только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет очевидно не ниже восемнадцати лет и не выше сорока пяти лет, могут быть привлечены к принудительному или обязательному труду. (Конвенция относительно принудительного или обязательного труда).
8. Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло. (Шиллер)
9. Смерть данного человека могла произойти по любой причине, за исключением естественной.
10. Всякое преступление есть общественно-опасное деяние.
Семинар №5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Суждение, включающее в качестве составных частей простые суждения, связанные логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией, — называется сложным. В соответствии с функциями логических связок основными видами сложных суждений являются
1) соединительные (конъюнктивные) — pΛq;
2) разделительные (дизъюнктивные) —pVq — нестрогая дизъюнкция,
3) pṾq — строгая дизъюнкция;
4) условные (импликативные) — р à q;
5) эквивалентные суждения (двойная импликация) — Рß àq.
Упражнение 9. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
Пример:
Амнистия может быть ебщей или частичной. Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) Амнистия может быть общей (р) и 2) Амнистия может быть частичной (q), соединенных логической связкой «или». В символической записиpṾq — строгая дизъюнкция.
9.1. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.
9.2. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (Всеобщая декларация прав человека).
9.3. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.
9.4. Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.
9.5. Когда б на то не Божья воля — Не отдали б Москвы. (Лермонтов).
9.6. Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.
9.7. Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней. (Языков)
9.8. В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него.
9.9. Дитя не плачет — мать не разумеет.
9.10. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.