Взаимодействие частного охранного предприятия и собственной службы безопасности предприятия

Изменениями в Закон «О частной детективной и охранной деятельности» вступившие в силу с 1 января 2010г. были упразднены в качестве субъектов частной охранной деятельности охранно-сыскные подразделения на предприятиях, которые были более известны как службы безопасности.

Подразделения предприятий, именуемые сегодня службами безопасности, не вправе осуществлять охранную деятельность, что делает проблему организации их взаимодействия с охранными предприятиями достаточно актуальной.

При организации взаимодействия частного охранного предприятия поэтапно решаются следующие вопросы:

определение задач, функций и места охранного предприятия в системе экономической безопасности организации;

выбор конкретного охранного предприятия;

интеграция ЧОПа в систему безопасности организации.

Общей задачей охранного предприятия, как и собственной службы безопасности, является обеспечение экономической безопасности. Однако необходимо понимать, что решать возложенную на него задачу ЧОП может исключительно в правовом поле.

Деятельность частных охранных предприятий регулируется Законом РФ от 11 марта 1992г. №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого основной функцией охранного предприятия является защита имущества заказчика от противоправных посягательств.

Попытки возложить на ЧОП в системе безопасности организации функции, не регламентированные законом, приведут только к сбоям в ее функционировании. При создании систем безопасности необходимо четко представлять, что может и чего не может делать ЧОП.

Ушли в прошлое те времена, когда на ЧОПы возлагались функции по выбиванию долгов из нерадивых контрагентов и слежки за конкурентами. Однако и сегодня остаются актуальными ряд, так сказать, псевдо-охранных услуг.

Среди них: регулировка движения на прилегающей парковке, проверка документов у посетителей объектов, истребование денег у посетителей кафе и ресторанов отказывающихся платить и даже оказание сопротивления представителям правоохранительных органов при проведении проверок.

Попытки осуществления таких действий вызывают справедливое противодействие со стороны граждан и правоохранительных органов, а значит, об устойчивом функционировании системы безопасности говорить уже не приходится.

При определении функций охранного предприятия необходимо четко уяснить, с опорой на Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», возможность практического осуществления той или иной функции. Все неосуществимые функции должны быть исключены или реализованы на другом уровне системы.

Система организации экономической безопасности предприятия для эффективного ее функционирования, должна строиться на нескольких уровнях. Не вдаваясь в детали, мы выделяем три таких уровня.

Первый уровень, самый низкий, что называется «на земле». Это фактические действия по недопущению физического нарушения безопасности, т.е. причинения вреда (убытков) от различных действий посягающих лиц.

Частная охрана работает именно на этом уровне. В ее функции входят действия по недопущению противоправного завладения охраняемым имуществом.

Следующий уровень – это уровень, на котором решаются юридические, экономические и иные вопросы, которые «нельзя потрогать руками». Распространенная ошибка при построении систем безопасности состоит в попытках решить проблемы второго уровня средствами, находящимися на первом.

Например, абсолютно бесполезно пытаться решить при помощи ЧОПа вопрос о воспрепятствовании изъятию имущества, если такое изъятие производится на основании решения суда судебными приставами.

Следующий уровень – «политический». Несмотря на все усилия партии и правительства, направленные на построение правового государства, в окружающих нас правовых реалиях еще не редки случаи подмены законности целесообразностью, понимаемой необходимой в угоду текущему политическому моменту.

Такое положение дел обязывает учитывать возможные отклонения в деятельности государственных органов от ранее установившейся практики правоприменения. Не случайно владельцы крупных активов заканчивают построение системы безопасности своей собственности занятием какого-либо положения в системе государственной власти.

Необходимо учитывать, что каждой проблеме должен соответствовать свой уровень ее решения и не возлагать на охранное предприятия проблем из вышестоящих уровней.

Интеграция ЧОПа в систему безопасности имеет два важных момента. Регламент взаимодействия охранного предприятия с другими структурами, обеспечивающими функционирование системы безопасности, и непосредственное физическое взаимодействие.

Порядок взаимодействия должен быть подробно, четко и однозначно прописан в договоре с охранным предприятием. Далее он детализируется во внутренних документах ЧОПа - положениях об осуществлении охраны, положении о внутриобъектовом (пропускном) режиме и должностных инструкциях охранников.

Все эти документы должны разрабатываться при тесном взаимодействии ЧОПа и службы безопасности предприятия. Завершает процесс интеграции охранного предприятия в систему безопасности проведение совместных мероприятий по отработке взаимодействия в различных ситуациях.

Службой безопасности разрабатывается перечень ситуационных вводных задач, моделирующих ситуации возникновения рисков, являющихся значительными применительно к тестируемой системе безопасности. Данные вводные задачи «проигрываются» с участием охранного предприятия на охраняемом объекте.

Анализ результатов таких «учений» позволяет выявить слабые места как в организации взаимодействия частного охранного предприятия со службой безопасности, так и на физическом уровне системы безопасности.

Очевидно, что построение системы взаимодействия с охранным предприятием и использование его в системе безопасности не такая простая задача, чтобы она могла быть решена в одной небольшой статье. Однако хотелось бы надеяться, что настоящая статья окажет некоторую помощь при решении данного вопроса.

Взаимодействие службы безопасности и аутсорсинговой охранной организации

Под взаимодействием чаще всего понимается взаимное воздействие или влияние одного объекта на другой. В вопросах обеспечения безопасности взаимодействие выступает как система влияния (соподчиненности) заказчика услуг и исполнителя. В данном случае необходимо рассматривать систему взаимоотношений службы безопасности (как представителя заказчика) и охранной организации (как исполнителя охранной функции в системе безопасности хозяйствующего субъекта).

Есть два вида охранных организаций. Первый: ЧОО создана заказчиком и работает только на него; второй: аутсорсинг ЧОО для выполнения функций охраны объекта. Сегодня мы поговорим только о втором виде компаний.

В этой связи необходимо определить интересы сторон.

Службе безопасности интересно

иметь постоянный штат охранников, которых не надо постоянно учить выполнять процедуры и контролировать исполнение требований внутренних локальных документов;

неукоснительное исполнение охранниками правил и процедур, установленных внутренним и пропускным режимом на объекте;

результативность работы охранников, (задержание, предотвращение хищений, отражение нападений на объект);

участие руководителей ЧОО в проведении инвентаризаций, разработке предложений по совершенствованию системы охраны объектов, внесению изменений в нормы и правила;

обеспечение возврата утраченныхматериальных ценностей.

Охранная организация заинтересована

в количестве постов;

своевременной оплате по счетам;

заполнении постов охранниками.

Наши рекомендации