Профилактика хищений, совершаемых персоналом
Прежде, чем обозначить основные моменты, которые должны учитываться должностными лицами в случаях выявления фактов хищений со стороны персонала торговых предприятий, следует иметь в виду, что не менее важной является профилактическая работа должностных сотрудников торговых предприятий в этом направлении.
В связи с этим можно выделить следующие профилактические мероприятия, которые должны проводиться на объектах Компании в целях предупреждения хищений со стороны персонала:
Проведение собеседований с кандидатами, поступающими на работу в Компанию. Перед проведением собеседования, желательно собрать максимальное количество информации о кандидате. При приеме людей на работу необходимо использовать как можно больше средств и способов их проверки для выявления специфических наклонностей и скрытой мотивации. К основным методам проверки кандидата, можно отнести следующие:
Тщательная проверка документов, удостоверяющих личность, и наличие постоянной местной прописки. Особое внимание следует уделить записям в Трудовой книжке кандидата. При этом о прошлой трудовой деятельности могут свидетельствовать не только основания увольнения с прежних мест работы. Сам факт отсутствия трудовой книжки у кандидата трудоспособного возраста может являться основанием для более тщательной проверки.
Проверка рекомендаций с прошлых мест работы – обязательное условие. У руководителя службы безопасности гипермаркета или другого уполномоченного лица, осуществляющего подобную проверку, должны вызывать подозрения кандидаты на вакансии, отказывающиеся сообщить адрес и телефоны организации, в которой они работали, рекомендующего. Показала определенную эффективность практика обмена информацией о сотрудниках, уволенных по отрицательным мотивам, между руководителями СБ даже «конкурирующих» сетей одного региона. В этом случае информация работает «на опережение». В моей практике были случаи, когда у руководителя, встречающегося с кандидатов, уже была информация о том, что с последнего места работы он фактически был уволен за совершение хищения, а не «по собственному желанию», как свидетельствовала запись в трудовой книжке.
Необходимо выяснить или, по крайней мере, обратить внимание на приверженность человека к вредным привычкам: алкоголю, наркотикам, азартным играм.
Обязательна проверка человека на наличие судимости, особенно за умышленные корыстные преступления, а также за совершение административных правонарушений, - яркий характеризующий момент, который может сыграть решающее значение при принятии решения и приеме кандидата на работу в Компанию.
В рамках рассмотрения этого вопроса нужно сказать о следующем: на практике мне не приходилось сталкиваться с реальными случаями обращений в суд по факту незаконного отказа в приеме на работу, но теоретически такая возможность существует. Запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора предусматривается статьей 64 ТК РФ, в соответствии с которой любое прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Как правило, решение о приеме сотрудника на работу принимается по результатам собеседования, но такое решение со стороны работодателя может быть принято и на основании результатов предварительной проверки. Например, при наличии информации, что с прежнего места работы кандидат был уволен за совершение по месту работы хищения. Обращение в суд может состояться при наличии на руках у гражданина письменно оформленного отказа в приеме на работу с указанием мотивов. А по требованию соискателя, работодатель обязан мотивировать свой отказ в письменной форме. Исходя из смысла законодательных требований, ссылаться следует именно на мотивы, связанные с деловыми качествами работника, но могут быть и иные варианты. Например, в «Положении о найме» организации может быть прописано ограничение в приеме на работу для лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности за совершение умышленных корыстных преступлений или правонарушений. Но опять же во избежание судебного преследования, сведения об этом должны быть получены законным путем. В целом же представляется, что даже субъективное мнение работодателя о деловых качествах соискателя, будет достаточным для обоснованного отказа. Достаточно подробный комментарий по данному поводу дает Соколова Г.А (http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006287)
Следует практиковать, так называемые, этические и корректные провокации на нечестные действия, с оповещением персонала непосредственно на стадии собеседования, что они являются стандартными контрольными процедурами.
Регулярная работа по доведению до персонала торгового центра фактов выявленных хищений персоналом в других торговых центрах сети. При этом информация должна доводиться дозировано, с акцентированием внимания персонала не на методах выявления подобных фактов, а на максимально-негативных последствиях, которые понесут провинившиеся сотрудники. Для осуществления подобной работы необходима налаженная система информационного обмена между розничными структурными подразделениями сети и Центральным офисом Компании. Еще более эффективна система нормативного регулирования этого процесса, чтобы регламентирующий локальный нормативный акт предписывал периодичность, объем, список информируемых должностных лиц и иные вопросы информационного обмена.
Регулярный и планомерный контроль за приобретением персоналом гипермаркета во время рабочей смены продуктов питания, предметов личной гигиены и т.д. Считаю обязательным наличие в Компании специального регламентирующего акта, - Стандарта или Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме. Сотрудники охраны должны осуществлять данный контроль не только по прибытии персонала на рабочее место в утреннее время и при убытии с работы, но и в течение всего рабочего дня. Например, при следовании сотрудников в столовую. Проверки должны носить не регулярный, а неожиданный, спонтанный характер. Выявленные факты употребления неоплаченного товара, должны расцениваться, как хищения, с применением всех, предусмотренных настоящими рекомендациями, мер юридического и психологического воздействия.
Создание такого психологического климата в коллективе торгового центра, на основе которого будет создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, разумеется, должна подпитываться разумной системой мотивации. Конечно, будет не правильно развивать в коллективе систему «наушничества», материально стимулируя каждый факт доносительства. Это может привести к такой обстановке в рабочем коллективе торгового комплекса, которая сделает невозможным нормальное осуществление бизнес-процессов. В подобном случае убытки от нарушения нормального функционирования торгового процесса могут превысить компенсацию потерь от развития системы тотального доносительства.
Необходимо создание и поддержание эффективной системы учета товара на всех этапах товародвижения. Ничто так не толкает сотрудников на воровство, как понимание ущербности и изъянов в учете материальных ценностей. Опять же рекомендуется стандартизация и регламентация всех без исключения процессов учетов товародвижения и налаженная система контроля над соблюдением всех существующих регламентов.
Использование негласных источников информации. Имеются в виду особо доверенные администрации магазина сотрудники, которые, болея душой за работу, но, боясь преследований со стороны нечестных коллег, способны сообщать руководству о таких лицах и совершаемых ими действиях. Следует отметить, что применять подобный способ необходимо с максимальной осторожностью, а не развивать, как было отмечено выше, систему тотального доносительства. Как показала практика, наиболее эффективно работают в этом направлении руководители подразделений службы безопасности, ране работавшие в оперативных подразделениях правоохранительных органов.
Использование различных приемов, направленных на то, чтобы линейный персонал постоянно ощущал состояние определенной «подконтрольности». Это проведение мероприятий под условными названиями «тестовые закупки», «тайный покупатель» и тому подобных.
Существует ряд и других, более специфичных, форм и методов профилактической работы с персоналом, направленных на предотвращение хищений со стороны персонала, однако вышеперечисленные представляются обязательными, поскольку при отсутствии работы в данном направлении, потери торгового предприятия могут возрасти многократно.