Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные условия.

Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются:

1. наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК;

2. отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).

Поводы к возбуждению уголовного дела — это источники ин­формации о совершенном или готовящемся преступлении, ко­торым закон придает значение юридических фактов, обязываю­щих дознавателя, органа дознания, следователя в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуж­дении уголовного дела при наличии достаточных данных, ука­зывающих на признаки преступления.

Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объедине­ны общим понятием «сообщение о преступлении».

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

· заявление о преступлении;

· явка с повинной;

· сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

· постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности: уклонение от уплаты налогов), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении — наиболее распространенный повод к возбужде­нию уголовного дела. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от то­го, причинен ли преступным деянием вред заявителю.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление, согласно ч. 7 ст. 141 УПК, не являет­ся поводом к возбуждению уголовного дела, что не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении.

Явка с повинной представляет собой добровольное, обращен­ное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии.

Обязательным признаком такого заявления является

· его добровольность;

· указание в нем о собственных преступных действиях.

Поэтому не будет рассматриваться как явка с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им во время допроса.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей ст. 141Кодекса.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, по­лученное из иных источников, — это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица.

К этой категории поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массо­вой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, дознавателю, следователю, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения. Полученные из различных источников, кроме указанных в ст. 141, 142 УПК, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в том числе полученные в ходе ад­министративно-процессуальной деятельности (непосредствен­но усмотрение), принимаются лицом, получившим данное со­общение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Этот рапорт является поводом к возбуждению уголовного дела.

Основание для возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Понятие «основание для возбуждения уголовного дела» в уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается.

Понятие «достаточные данные» является оценочным, т. е. относительно определенным понятием, содержание кото­рого выявляется только с учетом конкретных ситуаций.

При определении основания к возбуждению уголовного дела надо учитывать:

1. круг обстоятельств, сведениями о которых надо располагать;

2. уровень знаний об этих обстоятельствах (веро­ятность совершения преступления).

Понятие «основание к воз­буждению уголовного дела» включает как данные о фактиче­ском событии, так и данные о его уголовно-правовых призна­ках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже — о субъекте и субъективной стороне пре­ступления.

Достаточность данных, указывающих на признаки преступ­ления, надо рассматривать применительно к их объему и харак­теру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть при­знаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК.

Вывод о совершении преступления, как и квалифи­кация преступления в постановлении о возбуждении уголовно­го дела, носят предположительный характер и могут быть изме­нены в дальнейшем производстве по делу.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необ­ходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК), если эти обстоятельства , очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяюшее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Провести анализ пленума Верховного Суда Российской Федерации Постановление от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста»

Даны разъяснения по вопросам применения таких мер пресечения, как заключение под стражу, домашний арест и залог.

Разъяснения разработаны взамен аналогичных, которые были подготовлены еще в 2009 г.

Причина актуализации - внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство и формулирование позиций КС РФ.

Относительно заключения под стражу, как и прежде, подчеркивается, что отсутствие у лица прописки или документов, удостоверяющих личность, само по себе не служит основанием, чтобы применить к нему такую меру.

Перечислены вопросы, подлежащие выяснению судом перед принятием акта о применении данной меры.

Приведены примеры обстоятельств, которые могут свидетельствовать о том, что лицо намерено скрыться за рубежом. Прежде подобное не разъяснялось.

Выделены особенности применения такой меры в отношении несовершеннолетних. Подобное допускается лишь в случае, когда речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении.

Более подробно, чем ранее, разобраны вопросы, касающиеся исчисления срока содержания под стражей.

Срок исчисляется сутками и месяцами. При этом его течение начинается в день заключения лица под стражу на основании судебного решения об избрании такой меры (конкретный час не учитывается).

Истекает срок в 24 ч. последних суток данного периода (не важно, рабочий или нерабочий день).

Рассмотрены моменты, которые учитываются при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей.

Применяя домашний арест, суд должен указать конкретное жилье, в котором будет обязано находиться лицо.

Это может быть помещение, не только находящееся в собственности лица, но и занимаемое им по договору найма (в этом случае выясняется согласие собственника).

Причем для ареста может использоваться не только помещение (строение), входящее в жилищный фонд, но и не относящееся к нему.

Таковым помещением может выступить и используемая для проживания дача, если она отвечает требованиям, предъявляемым к жилью.

Приведены правила, которые должны учитываться при применении залога, в т. ч. при исчислении срока для его внесения.

32. Провести анализ постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28 О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству.

Разъяснены вопросы относительно подготовки в общем порядке уголовных дел к судебному заседанию, а также порядок проведения предварительного слушания.
Рассмотрен порядок действий судьи при направлении дела по подсудности (в т. ч. в части, касающейся избранной обвиняемому меры пресечения), при принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества.
Ходатайство стороны о проведении предварительного слушания должно содержать мотивы и основания для его проведения. В противном случае суд отказывает в удовлетворении такого ходатайства.
Приведен перечень не поименованных в УПК РФ мер, которые судья может принимать при подготовке заседания. К ним, помимо прочего, отнесены: вызов кандидатов в присяжные заседатели; меры по доставке в суд лиц, содержащихся под стражей; решение вопросов, связанных с присутствием на заседании представителей СМИ.
Отмечены некоторые моменты, касающиеся порядка судебного разбирательства в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В первоочередном порядке суд обязан проверить, подтвердил ли гособвинитель основания для заключения этого соглашения.
Затронуты вопросы, связанные с применением особого порядка судебного разбирательства (когда обвиняемый согласен с обвинением).
Отдельное внимание уделено вопросам возвращения уголовного дела прокурору. В частности, указывается, что следует понимать под нарушениями, допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта.
В материалах дела может отсутствовать расписка о вручении обвиняемому копии обвинительного заключения. Однако, если по утверждению обвиняемого она была ему вручена, нет оснований для возвращения дела прокурору.
Рассмотрены вопросы, связанные с отложением и приостановлением разбирательства. Если в деле несколько обвиняемых и основания для приостановления имеются только в отношении одного из них, в отношении остальных подсудимых разбирательство должно продолжаться.


33. Провести анализ постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 16 г. Москва "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения".

Разъяснен порядок разбирательства дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (т. н. сделки с правосудием).

Отмечено, что УПК РФ не запрещает заключать это соглашение одновременно с несколькими обвиняемыми (подозреваемыми) по одному делу.

Заключение соглашения с одним или несколькими такими лицами - право прокурора.

Досудебное соглашение заключается при расследовании уголовного дела в форме предварительного следствия, в т. ч. и в случаях, предусмотренных в УПК РФ.

Между тем нужно учитывать, что такое соглашение не может быть заключено с подозреваемым (обвиняемым), который не достиг к моменту совершения преступления возраста 18 лет.

Если обвиняемых несколько, а подобное соглашение заключено только с одним из них, дело должно быть выделено в отдельное производство.

Если это требование не выполнено, судья должен решить (в предварительном слушании) вопрос о возвращении дела прокурору.

Даны разъяснения, которые должны учитываться судьями, участвовавшими в рассмотрении дела в отношении лица, заключившего соглашение.

Такие судьи не могут участвовать в рассмотрении дела в отношении соучастников этого же преступления.

Приведен перечень документов, наличие которых должен проверить суд для рассмотрения дела в таком особом порядке.

Выделены особенности извещения о подобном судебном заседании, в т. ч. посредством СМС-сообщения.

Указаны случаи, когда суд обязан перейти от особого порядка рассмотрения дела к общему.

В частности, это ситуации, когда выясняется, что подсудимый, заключивший соглашение, не согласен с предъявленным обвинением; сообщил ложные сведения и т. д.

При наличии оснований суд может применить в отношении подсудимого, его родственников, близких лиц меры госзащиты потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства.

Разобраны особенности назначения наказаний. При наличии досудебного соглашения могут быть приняты иные, кроме обвинительного приговора, судебные решения.

Признаются утратившими силу отдельные разъяснения по аналогичным вопросам.


34. Провести анализ приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

из компетенции прокуроров был исключен ряд полномочий, связанных с расследованием уголовных дел. В ведении прокуратуры сохранились в основном функции надзора за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия. В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства Генеральной прокуратурой РФ определен комплекс мер по обеспечению единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

Важнейшей обязанностью прокуроров является защита прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены. В связи с этим следует систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения требований закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом необходимо учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Следует обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В случае отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела органу дознания должен быть установлен конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Необходимо обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Органы дознания и дознаватели обязаны направлять прокурору в течение 12 часов письменное сообщение о задержании подозреваемого и копию соответствующего протокола. Случаи задержания лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях должны решительно пресекаться.

Также следует обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам.

35. Провести анализ приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".

Определен комплекс мер по совершенствованию прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

В частности, следует систематически проверять законность действий и решений следственных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Для этого необходимо не реже 1 раза в месяц выезжать на место, сверять данные книг учета со сводками органов внутренних дел и публикациями в СМИ.

Органам прокуратуры поручено вести книги учета поступивших копий постановлений о возбуждении уголовного дела (отказе в этом), прекращении уголовного преследования, приостановлении предварительного следствия, а также материалов проверок сообщений о преступлениях. Приведены формы таких книг.

Следует пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Прокуроры обязаны участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, продлении срока содержания под стражей, даче согласия на производство следственных действий. Это также касается рассмотрения судом жалоб на решения и действия следственных органов.

Особое внимание необходимо уделять надзору за соблюдением сроков предварительного следствия, обоснованностью его приостановления или прекращения уголовного преследования.

36. Провести анализ приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".

Органы прокуратуры должны обеспечить надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Должны быть назначены уполномоченные прокуроры.

Уполномоченные прокуроры и лица, ведущие делопроизводство по надзору в названной сфере, должны быть допущены к совершенно секретным данным или сведениям особой важности.

Необходимо следить за соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юрлиц.

Проверки исполнения законов при осуществлении ОРД проводятся по обращениям граждан, юридических и должностных лиц, по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручений. Также они осуществляются в плановом порядке.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверяются в порядке надзора, только если поступили материалы, информация и обращения граждан о нарушениях.

Указано, что необходимо проверять при реализации надзорных полномочий. Речь идет, в частности, о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, о своевременности уведомления судей.

Установлены обязанности уполномоченных прокуроров.

Утверждены отчет о работе уполномоченного прокурора, инструкции о его составлении и представлении, об организации делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД.

Информация о состоянии законности при осуществлении ОРД представляется в подразделения Генеральной прокуратуры. Она приводится отдельно по каждому органу, осуществляющему такую деятельность. Срок - к 25 января и 25 июля.


Наши рекомендации