Правовая основа осуществления взаимодействия следователя (дознавателя) в сфере международного сотрудничества.
Основные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства:1) оказание правовой помощи по уголовным делам; 2) выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора; 3) передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является; 4) передача судопроизводства по уголовным делам.
Последний вид международного сотрудничества стал актуальным для нашей страны после ратификации 30 октября 2007 г. Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. Конвенция вступила в силу для России 27 сентября 2008 г.
В широком смысле слова выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора, передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а также передача судопроизводства по уголовным делам представляют собой разновидности правовой помощи по уголовным делам. Поскольку в международном и внутригосударственном праве их принято разграничивать и регулировать с помощью специальных актов, в данной работе они также имеют самостоятельное освещение.
Для государств - участников Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. актуальной формой международного сотрудничества с данным судебным органом является передача лица Суду, под которой понимается доставка лица государством в Суд в соответствии с данным Статутом.При этом государства обязаны доставлять в Международный уголовный суд лиц, независимо от их гражданства, в том числе своих граждан.
Международное сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства основывается на общих принципах международного сотрудничества, закрепленных в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Согласно данным документам сотрудничество государств друг с другом должно основываться на принципах невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства государств, мирного разрешения споров и добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.
Резолюцией 3074 (XXVIII) на 2187-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1973 г. приняты специальные Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.
Правовую основу международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства составляют:международный договор РФ, международное соглашение между компетентными органами, а также принцип взаимности. Кроме того, важную роль играют положения национального (внутригосударственного) законодательства, регулирующие отношения в области оказания взаимной правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами.
"Международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
В зависимости от числа участников международные договоры РФ по вопросам сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства подразделяются на двусторонние и многосторонние соглашения. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы по уровню принятия соглашения на универсальные (глобальные) и региональные договоры.
К универсальным (глобальным) международным договорам РФ относятся конвенции ООН, участником которых является наша страна, ратифицированные в установленном законом порядке.
В число универсальных договоров, регулирующих вопросы оказания правовой помощи, выдачи подозреваемых и передачи осужденных, входят: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г., а также некоторые другие международные соглашения, содержащие специальные разделы, посвященные вопросам оказания правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми данными Конвенциями.
Важное значение имеют также соответствующие типовые документы ООН, которые не имеют обязательного характера, но могут использоваться в качестве международных конвенций, а также ориентиров при осуществлении национальной законодательной политики. К числу значимых типовых договоров ООН по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства относятся: Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия и Факультативный протокол о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений (1990 г.), Типовой договор о выдаче (1990 г.), Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства (1990 г.).
Региональные международные договоры РФ о правовой помощи по уголовным делам включают соглашения, заключенные в рамках объединения государств отдельного региона, к которым относятся Совет Европы (СЕ) и Содружество Независимых Государств (СНГ). В этой связи наиболее значимыми для России являются конвенции СЕ (Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г.) и конвенции СНГ (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.).
Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами, стремящимися к урегулированию общих для обоих государств проблем. В настоящее время Россия является участником нескольких десятков двусторонних договоров по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц и передачи осужденных. Нередки случаи, когда с одним и тем же государством заключаются самостоятельные договоры, регулирующие отдельные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Так, например, 31 октября 2006 г. в г. Москве были подписаны (а позднее ратифицированы) три договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола: Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.
В связи с многочисленностью международных договоров РФ, регулирующих вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, важное значение имеет установление иерархии международных актов, во избежание возможной коллизии между ними. При решении этого вопроса необходимо руководствоваться нормами Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой на территории нашей страны, положениями международного права и законодательства РФ о международных договорах.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила. При этом выражение "иные правила" подразумевает любые несоответствия правил закона и договора. Согласно п. "а" ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", такие международные договоры подлежат обязательной ратификации. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона.
После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), поэтому при выборе нормы, подлежащей применению в правоотношениях по вопросам оказания правовой помощи (УПК или соответствующий международный договор), следует учитывать, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом (например, УПК), то применяются правила международного договора.
Однако это не означает отказ от суверенитета государства в сфере уголовного судопроизводства, который проявляется в следующем. Во-первых, государства как суверенные субъекты международных отношений заключают международные договоры и принимают на себя связанные с этим обязательства на добровольной основе. Во-вторых, оказание правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основе международных договоров, но по правилам, предусмотренным законодательством государства, которому адресован запрос.
Более того, при исполнении запроса о правовой помощи по просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены также процессуальные нормы его государства. В таком случае имеет место экстратерриториальное (т.е. выходящее за пределы территории государства) применение уголовно-процессуального права.
Соглашение как один из источников правового регулирования правоотношений в сфере правовой помощи по уголовным делам представляет собой дополнительный вид международных актов, принимаемых в целях развития положений международных договоров в границах полномочий компетентных органов, установленных договором.
Примером такого соглашения является Соглашение между Генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, подписанное в г. Москве 29 июня 2000 г.