Тема 1. Сущность туризма и его основные социально-экономические категории
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА.
Турист - лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды на срок не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.
Основные характерные черты туризма:
а) выезд за пределы обычной среды; б) временный характер передвижения; в) цели поездки; г) туристская мотивация.
Характерные признаки туризма: выезд за пределы обычной среды, временный характер передвижения, цели путешествия- рекреация, отдых, бизнес и тд.. Понятия «турист» и «экскурсант». Функции туризма: экономические, социальные, гуманитарные. Место и роль туризм в экономике Республики Беларусь. Классификация туризма. Типы туризма: внутренний, въездной, выездной. Категории туризма: туризм впределах страны, международный туризм, национальныйтуризм.Виды туризма: рекреационный, оздоровительный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, сельский, приключенческий, спортивный.Формы туризма: индивидуальная, групповая. Туристический продукт. Понятие туристического продукта в узком и широком смысле. Тур как основной видтуристического продукта.
Туристическая деятельность. Роль туристических организаций как основных производственных единиц туризма. Туроператорская деятельность.
Понятие «туроператор». Туропратор –это субъект предпринимательской деятельности. Занимающийся комплектацией туров по договорам. С поставщиком услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор явл производителем тур пакета. Который реализуется на основе договора на прямую туристу или через турагента. Занимается разработкой туристически маршрутов и программ, комплектацией туров, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по данным маршрутам.
Функции туроператора:
1)Изучение потребностей туристов на туры и на тур программы.
2)Составление перспективных программ обслуживания, туров и проверка их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туриста.
3)Взаимодействие с поставщиком тур услуг на туры, на основе договорных соглашений с гостиницами, предприятиями питания и тд.
4) расчёты стоимости туров, определение цены с учётом рыночной ситуации.
5) Обеспечение туристов в туристическом путешествии всем необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера необходимым снаряжением или инвентарём.
6)Подбор, подготовка кадров на маршруте выполняющим функции руководителя группы или сопровождающего, а так же по необходимости гида-переводчика, инструктора, аниматора с учётом контроля за выполнение программы обслуживания.
7)Рекламно-информационная деятельность для продвижения и реализации тур продукта.
Турагентская деятельность.
Понятие «турагент».Турагент – это субъект предпринимательской деятельности(юр лицо) которое занимается продвижением и реализацией тур продукта на основе договора туристу.
Функции турагента.
Взаимосвязь деятельности туроператоров и турагентов на рынке организованного туризма. Различие между туроператором и турагентом:
1.Туроператор всегда имеет запас тур продукта для продажи. Туроператор имеет право формировать, реализовывать тур продукт, а так же выступать в роли, как турагент.
2.Турагент в праве осуществлять продвижение и реализацию туров, сформировавших туроператором. Турагент запрашивает определенные турпродукты(услуги) только тогда, когда клиент выражает покупательный интерес.
Понятие «туристические ресурсы» и их роль в развитии, туризма. Природные ресурсы. Туристские ресурсы— совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравственные и психологические стороны жизнедеятельности человека.
Культурно-исторические ресурсы. Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.
Наиболее распространенными формами включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.
Кадастр туристических ресурсов.
Понятие туристической индустрии и инфраструктуры туризма. Туристические зоны. Факторы, влияющие, на развитие туризма. Внешние факторы развития туризма: культурно-исторические, экономические, социально-культурные, демографические, политико-правовые, научно-технические, экологические. Внутренние факторы развития туризма. Сезонная неравномерность спроса в туризме.
Макросреда | Микросреда |
Экономика | Потребители |
Политика | Турагенты |
Религия | Туристское предприятие |
Демографическое состояние страны | Поставщики |
Сезонность туризма | Ресурсы страны |