Онисим (Анисим) Петрович Панкратов (1888 – 1916 гг.) - первый кругосветный велопутешественник

10 августа 1913 года в Харбине состоялся финиш кругосветного путешествия на велосипеде, совершенного 25-летним русским спортсменом Онисимом (Анисимом) Петровичем Панкратовым. Путешествие длилось 2 года и 18 дней. Онисим Панкратов выбрал не кратчайший, а очень сложный и трудный маршрут, охватывающий почти все страны Европы. Выехав из Харбина в июле 1911 года, отважный велосипедист прибыл в конце ноября в Петербург. Отсюда его путь лежал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, снова Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и опять через Францию. Переправившись пароходом через Па-де-Кале, Панкратов пересек на велосипеде всю Англию. Затем, приплыв в Америку, он снова садится на велосипед и пересекает американский континент по маршруту Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско. Отсюда - пароходом в Японию. Проехав на велосипеде Японию, а затем весь Китай, путешественник достиг начального пункта своего грандиозного маршрута - Харбина. Всего было пройдено на велосипеде свыше 30 тысяч километров.

Онисим Панкратов был ярым, убежденным, чрезвычайно разносторонним спортсменом. Любовь к спорту ему привил его отец. Онисим перебрал несколько видов спорта и в каждом из них он пытался добиться максимальных результатов. В 1908 году он перебрался жить в Харбин (ныне территория Китая). Поступив работать пожарным, он увлекся мото- и велогонками. Профессия пожарного требовала от Панкратова недюжинных физических способностей. Он много бегал, занимался силовыми упражнениями и в свободное время отдавал себя мотогонкам. За время занятий спортом в Харбине он профессионально освоил французскую борьбу и участвовал во многих соревнованиях.

Идею совершить какое-нибудь кругосветное путешествие развил Онисиму его отец. Претворить эту идею в жизнь его подтолкнула газета. Писалось о том, что международная федерация велоспорта еще в 1896 году учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первый объедет всю Европу. Маршрут, предлагавшийся спортсмену, внешне на карте напоминал цифру восемь.

Онисим за три года скопил некоторую сумму денег, купил велосипед легкодорожного типа. Спортивные организации поддержали идею Панкратова. И в начале лета 10 июля 1911 года состоялись торжественные проводы.

В начале маршрута с Панкратовым отправились в путешествие еще два велотуриста – Вороников и Сорокин, однако они не смогли с ним долго продержаться. Как и во всяком дальнем велопоходе стала проявляться несовместимость характеров. Также большое значение оказала физическая подготовка спортсменов. Из-за усталости участники часто останавливались, что срывало график движения. Замечания Онисима не всем нравились и поэтому последний напарник смог продержаться с ним только до Читы.
Трудно приходилось Онисиму. Шли беспрерывные "ситочные" дожди, дороги превратились в хляби, мириады комаров не давали покоя, проникая даже в туго зашнурованные гетры. Пугали и звери, и лихие люди, даже крестьяне глухих деревень, встречая путника градом камней. Путешественник вспоминал: "То, глядишь, лошадей вспугнул, то наехал на курицу, то просто так..."

Под Красноярском на него напали грабители и отпустили с миром, портмоне спортсмена "хранило" всего лишь два целковых с копейками. Недалеко от Камска в него стреляли из револьвера - пуля пролетела мимо... Через каждые 30-60 верст Онисим Петрович обращался к волостным старостам с просьбой сделать отметку в контрольной книге. Иногда его подозревали в шпионстве, но обилие штампов с двуглавым орлом на страницах журнала успокаивало подозрительных.

От Кургана до Челябинска он ехал двое суток. В селе Миасском казаки натравили на него собак, в Челябинске им заинтересовался ночной сторож. Старик напоил его горячим чаем и уложил спать в горнице. Утром, дивясь рассказам странника, подарил ему огромные на собачьем меху рукавицы, теплую шапку-финку с козырьком... Железнодорожные обходчики не разрешали ему ехать по шпалам, и все время гоняли его. Только в середине ноября, вечером, он подъехал к одному из вокзалов Москвы. Невероятно трудный путь Панкратов одолел за четыре месяца. Из Москвы в Петербург его провожала целая кавалькада велосипедистов. Велоклубы Москвы и Санкт-Петербурга оказали материальную помощь Панкратову для дальнейшего путешествия по Европе.

Границу Российской империи он пересек 12 декабря 1912 года. С велосипедом и на велосипеде он пересек Альпы, Австро-Венгрию и, оставив позади Испанию и Францию, достиг берегов туманного Альбиона. Газета "К спорту!" писала: "По благодатной Италии Панкратов путешествует без копейки в кармане, живет в основном хлебом и водой. Беды преследуют его. В Италии он сильно простудился, преодолевая пешком горные перевалы. Ему помогали жившие тогда в Италии жена Горького М.Ф. Андреева, известный русский беллетрист А.В. Амфитеатров..."

Путешествуя за пределами России, Онисим постоянно искал возможность подзаработать денег для продолжения маршрута. В Англии проживающие русские писатели помогли ему публиковать путевые заметки. Он также участвовал в многочисленных соревнованиях по борьбе и велоспорту.

Зимой 1913 года Онисим ступил на землю США, которая показалась ему негостеприимной: "Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами..." В литературных источниках очень мало рассказывается о путешествии Онисима Панкратова по Америке. Для покупки билета на пароход он трудился грузчиком в порту. США Панкратов пересек по маршруту: Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско. А потом он отбыл на пароходе в Японию.

И только проехав Страну восходящего солнца, Онисим Петрович перебрался в Китай и финишировал там 28 июля 1913 года, где он и начинал, – в Харбине. На все путешествие у него ушло 748 дней чуть более 2 лет. А вот чисто технические данные: в этом путешествии он сменил 53 покрышки, 36 камер, 8 педалей, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц. Только сильная воля и неунывающий характер позволили ему совершить спортивный подвиг.

За это путешествие Онисим Панкратов получил уникальный приз "Бриллиантовую звезду" - высшую награду Международного союза велосипедистов. Однако не в характере Панкратова было останавливаться на достигнутом. Его увлекла идея совершить кругосветное путешествие на самолете, и он поступает учиться профессии летчика. Второй мечте о кругосветном путешествие на самолете ему не позволила осуществить Первая Мировая война.

Вопросы для анализа текста:

Какими мотивами руководствовался путешественник? С какими сложностями ему пришлось столкнуться в пути? Какие выводы об общественной значимости путешествий в начале XX века можно сделать из данного отрывка?

Наши рекомендации