Занятие 2. Путешествия и гостеприимство в средневековье
Цель: Рассмотреть особенности развития путешествий и гостеприимства в средневековье.
К периоду раннего средневековья были утрачены многие из знаний, накопленных в эпоху Античности. Представления о картине мире отражавшиеся в картах, которые составлялись в монастырях, имели мало общего с географией земли, на них были отмечены наиболее важные города, а так же некоторые моря и реки. В то время, уже в раннем средневековье люди путешествовали и вели торговлю. Были заново открыты дороги к Гебридским, Фарерским, Шетландским островам, в Исландию, а некоторые из торговых экспедиций доходили до Индии и Китая. Викинги совершали беспримерные по смелости плавания в Гренландию и Исландию, к северной Америке и Северной Африке.
В XII – XIV веках границы мира для европейца, во многом благодаря путешественнику Марко Поло, расширились до Японии и Китая, французские монахи достигли Монголии, придя к великому хану в его столицу Каракоруме. В XIV веке португальские и испанские моряки начали выходить в Атлантический океан, ими были открыты Канарские острова. В XV веке Португалия начала свою заморскую экспансию, с которой и стартовала эпоха великих географических открытий.
При подготовке к занятию следует обратить внимание на особенности развития межкультурых коммуникаций в период средневековья, на влияние цивилизаций Запада и Востока на формирование картины мира.
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение паломничества. Основные паломнические маршруты.
2. История крестовых походов, их значение для цивилизаций Запада и Востока.
3. Арабский мир VII – XIV веках. Вклад арабских путешественников и учёных в формировании научной картины мира и в этот период.
4. Основные этапы развития путешествий и гостеприимства в России. Первые сведения о русских путешественниках. Произведения древней русской литературы о путешествиях.
5. Торговые маршруты Киевской Руси. Развитие инфраструктуры туризма и гостеприимства.
6. Значение средневековья в развитии туризма и гостеприимства.
Литература
1. 100 великих путешественников / автор-составитель И.А. Муромов. – Москва: Вече, 2001. – 656 с.
2. Воронкова Л.П. История туризма: учеб. пособие / Л. П. Воронкова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 304 с.
3. Долженко Г.П. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. – современность/ Г. П. Долженко, Ю.С. Путрик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 304 с. – (Серия Туризм и сервис).
4. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1988. – 192 с.
5. Кириллина С. А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI-XVIII столетий/ С. А. Кириллина. – Москва: Ключ-С, 2010. – 564 с.
6. Мончак А. Паломничества. Путешествия. Туризм / А. Мончак. –2-е изд. – Варшава, 2001.
7. Новарезио Паоло Великие первопроходцы с древнейших времен до наших дней / П. Новарезио. – Москва: Издательская группа АСТ, 2004. – 312 с.
8. Религиозные традиции мира: сборник. В 2 т. / пер. с англ. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996.
9. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Москва: Академия, 2008. – 352 с.
10. Усыскин Г.Н. Очерки истории российского туризма / Г. Н. Усыскин. – Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. –224 с.
11. Шаповал Г.Ф. История туризма: учеб. пособие / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперсперктива, 1999. – 303 с.
12. Энгельгардт А. П. Русский Север. Путевые записки / А. П. Энгельгардт. –Москва: Объединенное Гуманитарное Издательство, 2009. – 256 с.
13. Юрченко А.Книга Марко Поло. Записки путешественника или имперская космография / А. Юрченко. – Москва: Евразия, 2007. – 864 с.
Занятие 3. Эпоха великих географических открытий. Новое время XV - XVIII вв.
Цель: Рассмотреть влияние эпохи Великих географических открытийи последующих путешествий на формирование общемировой цивилизации.
Великие географические открытия,период в истории человечества, продолжавшийся с XV - по XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Азию, Африку, Америку и Океанию в поисках новых торговых путей и источников товаров. Великие географические открытия начались с первопроходческих дальних морских путешествий португальских и испанских путешественников искавших альтернативные торговые пути в Индию. Несколько позднее французы и англичане, а затем и голландцы включились в гонку за открытие новых земель, исследуя новые маршруты, которые привели к открытию Австралии и Новой Зеландии. С 1580-х по 1670-е годы российские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь.
Великие географические открытия и последующие путешествия способствовали тому, что вся поверхность земного шара была нанесена на карты, а далёкие цивилизации смогли встретиться друг с другом.
При подготовке к занятию следует обратить внимание на значение эпохи Великих географических открытий на формирование общемировой цивилизации и основы, которые были заложены в эту эпоху для развития путешествий, туризма и гостеприимства.
Вопросы для обсуждения
1. Факторы научного и научно-технического развития европейской цивилизации, заложившие основу для великих географических открытий.
2. Великие географические открытия и их роль в развитии путешествий и формировании картины мира.
3. Новые морские и сухопутные маршруты между странами и континентами.
4. Российские землепроходцы в XVI – XVII веках. Покорение Сибири и Дальнего Востока.
5. Значение Великих географических открытий в формировании общемировой цивилизации.
Литература
1. 100 великих путешественников / автор-составитель И.А. Муромов. – Москва: Вече, 2001. – 656 с.
2. Воронкова Л.П. История туризма: учеб. пособие / Л. П. Воронкова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 304 с.
3. Долженко Г.П. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. – современность/ Г. П. Долженко, Ю.С. Путрик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 304 с. – (Серия Туризм и сервис).
4. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1988. – 192 с.
5. Кириллина С. А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI-XVIII столетий / С. А. Кириллина. – Москва: Ключ-С, 2010. – 564 с.
6. Лас Касас де Бартоломе. История Индий / Бартоломе де Лас Касас. – Москва: Наука 2007. – 472 с.
7. Мончак А. Паломничества. Путешествия. Туризм / А. Мончак. –2-е изд. – Варшава, 2001.
8. Никитин А. Хождение за три моря. С приложением описания путешествий других купцов и промышленных людей в Средние века / А. Никитин. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 504 с.
9. Новарезио Паоло Великие первопроходцы с древнейших времен до наших дней / П. Новарезио. – Москва: Издательская группа АСТ, 2004. – 312 с.
10. Религиозные традиции мира: сборник. В 2 т. / пер. с англ. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996.
11. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Москва: Академия, 2008. – 352 с.
12. Усыскин, Г.Н. Очерки истории российского туризма / Г. Н. Усыскин. – Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 224 с.
13. Шаповал Г.Ф. История туризма: учеб. пособие / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперсперктива, 1999. – 303 с.
14. Энгельгардт А. П. Русский Север. Путевые записки / А. П. Энгельгардт. –Москва: Объединенное Гуманитарное Издательство, 2009. – 256 с.
Анализ текста
Описание пребывания в Индии (от весны 1469 до начала 1472 (по другим данным – 1473)) из дневника Афанасия Никитина.
Описание Индии:
И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку. А князь ихъ - фота на голове, а другая на гузне; а бояре у них - фота на плеще, а другаа на гузне, княини ходят фота на плеще обогнута, а другаа на гузне. А слуги княжие и боярьскые - фота на гузне обогнута, да щит, да меч в руках, а иные с сулицами, а иные с ножи, а иные с саблями, а иные с луки и стрелами; а вси наги, да босы, да болкаты, а волосовъ не бреют. А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.
Об обычаях и укладе жизни индусов:
Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.
Салтан же выезжает на потеху с матерью да з женою, ино с ним человекъ на конех 10 тысящь, а пеших пятьдесят тысящь, а слонов выводят двесте, наряженых в доспесех золоченых, да пред ним трубников сто человекъ, да плясцов сто человекъ, да коней простых 300 в снастех золотых, да обезьян за ним сто, а все гаурокы.
Афанасий Никитин о природных условиях, о народе, его нравах, верованиях и обычаях, о народном управлении, войске и т.п.:
И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев. Зима же у них стала с Троицына дни. А зимовали есмя в Чюнеря, жили есмя два месяца. Ежедень и нощь 4 месяцы всюда вода да грязь. В те же дни у них орют да сеют пшеницу, да тутурган, да ногут, да все сьестное. Вино же у них чинят в великых орехех - кози гундустанская; а брагу чинят в татну. Кони же кормят нофутом, да варят кичирисъ с сахаром, да кормят кони, да с маслом, порану же дают имъ шешни. В Индийской же земли кони у них не родят, вь их земле родятся волы да буйволы, на тех же ездят и товар, иное возят, все делают.
А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин - русинъ. И он молвит: 'Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму'…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.
***
Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много. Ядят же в день двожды, а ночи не ядят, а вина не пиют, ни сыты. А з бесермены ни пиютъ, ни ядят. А ества же ихъ плоха. А один с одным ни пьет, ни есть, ни з женою. А едят брынец, да кичири с маслом, да травы розные ядят, а варят с маслом да с молоком, а едят все рукою правою, а левою не приимется ни за что. А ножа не дрьжат, а лжицы не знают. А на дорозе кто же варит себе кашу, а у всякого по горньцу. А от бесермен крыются, чтоб не посмотрил ни в горнець, ни въ еству. А толко посмотрит, ино тое ествы не едят. А едят, покрываются платомъ, чтобы никто не виделъ его.
***
А Шабатское пристанище Индейскаго моря велми велико…. Да родится в Шабате шолкъ, да сандалъ, да жемчюгъ, да все дешево.
***
А в Пегу же есть пристанище немало. Да все в нем дербыши живут индийскыи, да родятся в нем камение драгое, маникъ, да яхут, да кирпук; а продают же каменье деръбыши.
***
А земля людна велми, а сельскыя люди голы велми, а бояре силны добре и пышны велми. А все их носят на кровати своей на сребряных, да пред ними водят кони в снастех златых до 20: а на конех за ними 300 человекъ, а пеших пятьсот человекъ, да трубников 10 человекъ, да нагарниковъ 10 человекъ, да свирелников 10 человекъ.
***
В салтанове же дворе семеры ворота, а в воротех седит по сту сторожев да по сту писцов кафаров. Кто пойдет, ини записывают, а кто выйдет, ини записывают. А гарипов не пускают въ град. А дворъ же его чюден велми, все на вырезе да на золоте, и последний камень вырезан да златом описан велми чюдно. Да во дворе у него суды розные.
Афанасий Никитин о коммерческом интересе Руси и Индии:
Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю: все товаръ белой на бесерменьскую землю, перец да краска, то и дешево. Ино возят ачеи моремъ, ини пошлины не дают. А люди иные намъ провести пошлины не дадут. А пошлин много, а на море разбойников много.
И ту окаянный аз рабище Афанасие Бога вышняго, творца небу и земли, взмыслихся по вере, по христианской, и по крещении Христове и по говейных святых отец устроенных, и по заповедех апостольских, и устремихся умом поити на Русь.
Вопросы для анализа текста:
Каковы основные выводы Афанасия Никитина о народе Индии, его нравах, верованиях и обычаях?
В чём сходство и различие оценок коммерческого интереса Руси и Индии, с оценками европейцев интереса торговли с Индией?
На чём основаны выводы Афанасия Никитина об Индии? Дайте оценку этим выводам с точки зрения их вклада в развитие знаний о мире