Занятие 9. Развитие мировой системы туризма и гостеприимства в конце XX – начале XXI вв. Россия на международном туристическом рынке

Цель: Рассмотреть особенности развития мировой системы туризма и гостеприимства. Роли и места России в международном туризме.

Международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма.

В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании.

За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн. прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных регионах его рост был неодинаковым.

Стабильно развивается туризм в Северной и Южной Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку.

В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы, постепенно, создаются новые туристические продукты, закладываются новые перспективы развития туристского рынка в России.

Вопросы для обсуждения

1. Международный туризм на современном этапе. Международные туристские связи. Международная индустрия туризма.

2. Региональные особенности развития туризма: Северная и Южная Америка; Восточная Азии и Тихоокеанский регион; Европа; Африка.

3. Развитие туризма в СССР в 80-е годы XX века. Особенности развития туризма в 90-е г. XX века. Развитие выездного туризма, шоп-туры. Формирование новой географии российского туризма.

4. Создание новых туристических продуктов в России. Национальные культурно-исторические достопримечательности и литературно-мемориальные места России как вид турпродукта. Деятельность туристских фирм по продвижению российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках. Перспективы развития международного туристского рынка..

Литература

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржакова. – Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 192 с.

2. Воронкова, Л.П. История туризма: учеб. пособие / Л. П. Воронкова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 304 с.

3. Гостиничный и туристический бизнес: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. – Москва, 1998.

4. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е. Н. Ильина. – Москва: Финансы и статистика, 2000.

5. Сапрунова, В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Сапрунова. – Москва: Ось-89, 1997.

6. Соколова, М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Москва: Академия, 2008. – 352 с.

7. Уваров, В.Д. Международные туристские организации: справочник / В. Д. Уваров, К.Г.Борисов. – Москва: международные отношения, 1990.

8. Шаповал, Г.Ф. История туризма: учеб. пособие / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперсперктива, 1999. – 303 с.

Контрольные вопросы

1. Понятие «туризм». Основные этапы развития туризма.

2. Роль цивилизаций Древнего Востока в развитии путешествий.

3. Вклад Древней Греции и Древнего Рима в развитие путешествий и гостеприимства.

4. Особенности путешествий и гостеприимства в Средневековье.

5. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.

6. Особенности путешествий и гостеприимства в Новое время.

7. Путешествия и гостеприимство в России в XVI – XVIII вв.

8. Заслуга Петра I в развитии путешествий и гостеприимства в России.

9. Факторы, способствующие развитию путешествий в XV – XVIII веках.

10. Предпосылки развития организованного и предпринимательского туризма в XIX веке.

11. Развитие предпринимательского туризма в разных странах.

12. Роль научно-технического прогресса в развитии туризма.

13. Развитие туризма между первой и второй мировыми войнами.

14. Развитие туризма в мире после второй мировой войны.

15. Основные этапы развития туризма в России.

16. Роль горных клубов в развитии туризма в России.

17. Специализированные международные туристские неправительственные организации.

18. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи XVIII – начале XX веков.

19. Жанр литературных путешествий как источник по истории туризма.

20. Создание и деятельность российского общества туристов (РОТ).

21. Деятельность всемирной туристской организации (ВТО).

22. Развитие массового туризма в XX веке.

23. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.

24. Развитие туризма между первой и второй мировыми войнами.

25. Туристско-экскурсионная работа в России и СССР в 1917 – 1927 годах.

26. Развитие туризма в СССР в 1927 – 1941 годах.

27. Развитие туризма в Омской области 20 – 30-е годы XX века.

28. Развитие туризма в мире после второй мировой войны.

29. Особенности развития туризма в СССР в 50 – 60-е годы XX века.

30. Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме в 1963 году.

31. Развитие туризма в СССР в 70-е – 80-е годы XX века.

32. Всемирное Совещание по туризму и путешествиям в Акапулько в 1980 г.

33. Развитие туризма в СССР в 1985 – 1991 годах.

34. Развитие туризма в Омской области 50 – 80-е годы XX века.

35. Всемирная конференция по туризму и путешествиям в Маниле в 1980 году.

36. Роль ООН в развитии туризма.

37. Заслуга Русского географического общества в развитии туризма в России.

38. Развитие мировой системы туризма и гостеприимства в конце XX – начале XXI вв.

39. Особенности развития туризма в России на современном этапе.

40. Развитие туризма в Омской области на современном этапе.

Темы для рефератов

1. Зарождение элементов услуг для путешественников, гостеприимства и гостиничного дела в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Развитие паломничества от раннего к позднему средневековью.

3. Формирование знаний о мире в период средневековья.

4. Путешествие Ибн Баттуты (1304 – 1377 годы) и его книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

5. Роль крестовых походов в развитии западной и восточной цивилизаций.

6. Зарождение курортного дела в России. Деятельность Петра Первого по развитию курортов и открытию новых лечебных источников.

7. Роль предпринимательства и предпринимательской инициативы в развитии туризма.

8. Значение деятельности Т. Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма.

9. Развития экскурсионного дела в России. Деятельность Вениамина Генша.

10. Деятельность первых специализированных туристских обществ и объединений в России.

11. Комплексная реорганизация структуры управления туризмом в СССР в 1937 – 1940 годах.

12. Формирование индустрии туризма и гостеприимства в Омской области в советский период.

13. Роль социальных изменений в обществе в развитии туризма в XX веке.

14. Туризма как экономический и политический фактор развития в XX веке.

15. История возникновение массового конвейерного туризма.

16. Возможности использования культурного наследия России как специфического турпродукта.

17. История развития рекламы туристических услуг.

18. Исторические корни культурно-познавательного туризма в России.

19. Первая конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме в 1963 году.

20. Конференция по европейскому молодежному и студенческому туризму и обменам 1975 г.

21. Всемирная конференция по туризму в Маниле (1980). Манильская декларация по мировому туризму.

22. Всемирное совещание по туризму в Акапулько (1982).Основные принципы новых концепций развития международного туризма.

23. Межпарламентская конференция по вопросам международных туристских обменов в Гааге (Нидерланды).

24. Перспективы развития современного туристического рынка в России.

25. Развитие туризма в Омской области на современном этапе.

Наши рекомендации