Занятие 9. Развитие мировой системы туризма и гостеприимства в конце XX – начале XXI вв. Россия на международном туристическом рынке
Цель: Рассмотреть особенности развития мировой системы туризма и гостеприимства. Роли и места России в международном туризме.
Международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма.
В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании.
За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн. прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных регионах его рост был неодинаковым.
Стабильно развивается туризм в Северной и Южной Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку.
В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы, постепенно, создаются новые туристические продукты, закладываются новые перспективы развития туристского рынка в России.
Вопросы для обсуждения
1. Международный туризм на современном этапе. Международные туристские связи. Международная индустрия туризма.
2. Региональные особенности развития туризма: Северная и Южная Америка; Восточная Азии и Тихоокеанский регион; Европа; Африка.
3. Развитие туризма в СССР в 80-е годы XX века. Особенности развития туризма в 90-е г. XX века. Развитие выездного туризма, шоп-туры. Формирование новой географии российского туризма.
4. Создание новых туристических продуктов в России. Национальные культурно-исторические достопримечательности и литературно-мемориальные места России как вид турпродукта. Деятельность туристских фирм по продвижению российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках. Перспективы развития международного туристского рынка..
Литература
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржакова. – Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 192 с.
2. Воронкова, Л.П. История туризма: учеб. пособие / Л. П. Воронкова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 304 с.
3. Гостиничный и туристический бизнес: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. – Москва, 1998.
4. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е. Н. Ильина. – Москва: Финансы и статистика, 2000.
5. Сапрунова, В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Сапрунова. – Москва: Ось-89, 1997.
6. Соколова, М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Москва: Академия, 2008. – 352 с.
7. Уваров, В.Д. Международные туристские организации: справочник / В. Д. Уваров, К.Г.Борисов. – Москва: международные отношения, 1990.
8. Шаповал, Г.Ф. История туризма: учеб. пособие / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперсперктива, 1999. – 303 с.
Контрольные вопросы
1. Понятие «туризм». Основные этапы развития туризма.
2. Роль цивилизаций Древнего Востока в развитии путешествий.
3. Вклад Древней Греции и Древнего Рима в развитие путешествий и гостеприимства.
4. Особенности путешествий и гостеприимства в Средневековье.
5. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.
6. Особенности путешествий и гостеприимства в Новое время.
7. Путешествия и гостеприимство в России в XVI – XVIII вв.
8. Заслуга Петра I в развитии путешествий и гостеприимства в России.
9. Факторы, способствующие развитию путешествий в XV – XVIII веках.
10. Предпосылки развития организованного и предпринимательского туризма в XIX веке.
11. Развитие предпринимательского туризма в разных странах.
12. Роль научно-технического прогресса в развитии туризма.
13. Развитие туризма между первой и второй мировыми войнами.
14. Развитие туризма в мире после второй мировой войны.
15. Основные этапы развития туризма в России.
16. Роль горных клубов в развитии туризма в России.
17. Специализированные международные туристские неправительственные организации.
18. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи XVIII – начале XX веков.
19. Жанр литературных путешествий как источник по истории туризма.
20. Создание и деятельность российского общества туристов (РОТ).
21. Деятельность всемирной туристской организации (ВТО).
22. Развитие массового туризма в XX веке.
23. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.
24. Развитие туризма между первой и второй мировыми войнами.
25. Туристско-экскурсионная работа в России и СССР в 1917 – 1927 годах.
26. Развитие туризма в СССР в 1927 – 1941 годах.
27. Развитие туризма в Омской области 20 – 30-е годы XX века.
28. Развитие туризма в мире после второй мировой войны.
29. Особенности развития туризма в СССР в 50 – 60-е годы XX века.
30. Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме в 1963 году.
31. Развитие туризма в СССР в 70-е – 80-е годы XX века.
32. Всемирное Совещание по туризму и путешествиям в Акапулько в 1980 г.
33. Развитие туризма в СССР в 1985 – 1991 годах.
34. Развитие туризма в Омской области 50 – 80-е годы XX века.
35. Всемирная конференция по туризму и путешествиям в Маниле в 1980 году.
36. Роль ООН в развитии туризма.
37. Заслуга Русского географического общества в развитии туризма в России.
38. Развитие мировой системы туризма и гостеприимства в конце XX – начале XXI вв.
39. Особенности развития туризма в России на современном этапе.
40. Развитие туризма в Омской области на современном этапе.
Темы для рефератов
1. Зарождение элементов услуг для путешественников, гостеприимства и гостиничного дела в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Развитие паломничества от раннего к позднему средневековью.
3. Формирование знаний о мире в период средневековья.
4. Путешествие Ибн Баттуты (1304 – 1377 годы) и его книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».
5. Роль крестовых походов в развитии западной и восточной цивилизаций.
6. Зарождение курортного дела в России. Деятельность Петра Первого по развитию курортов и открытию новых лечебных источников.
7. Роль предпринимательства и предпринимательской инициативы в развитии туризма.
8. Значение деятельности Т. Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма.
9. Развития экскурсионного дела в России. Деятельность Вениамина Генша.
10. Деятельность первых специализированных туристских обществ и объединений в России.
11. Комплексная реорганизация структуры управления туризмом в СССР в 1937 – 1940 годах.
12. Формирование индустрии туризма и гостеприимства в Омской области в советский период.
13. Роль социальных изменений в обществе в развитии туризма в XX веке.
14. Туризма как экономический и политический фактор развития в XX веке.
15. История возникновение массового конвейерного туризма.
16. Возможности использования культурного наследия России как специфического турпродукта.
17. История развития рекламы туристических услуг.
18. Исторические корни культурно-познавательного туризма в России.
19. Первая конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме в 1963 году.
20. Конференция по европейскому молодежному и студенческому туризму и обменам 1975 г.
21. Всемирная конференция по туризму в Маниле (1980). Манильская декларация по мировому туризму.
22. Всемирное совещание по туризму в Акапулько (1982).Основные принципы новых концепций развития международного туризма.
23. Межпарламентская конференция по вопросам международных туристских обменов в Гааге (Нидерланды).
24. Перспективы развития современного туристического рынка в России.
25. Развитие туризма в Омской области на современном этапе.