Входящей в Федеральный компонент среднего (полного) общего образования

ГБОУ СПО «Ленинградский областной колледж культуры и искусства»

КОНСПЕКТ УРОКА

Дисциплина: Отечественная литература

Отделение – хореографическое курс – 2 группа – 24

Тема: Футуризм как художественное направление

Преподаватель:

Иванников Евгений Борисович

Перечень формируемых компетенций при изучении дисциплины ОД.02.03 «Лиература»,

входящей в Федеральный компонент среднего (полного) общего образования.

(Выписка из ФГОС СПО по специальности )

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

(Выписка из рабочей программы)

В результате изучения курса отечественной литературы студенты должны:

  • уметь анализировать творчество писателя;
  • уметь анализировать содержание отдельного литературного произведения;
  • уметь использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;
  • знать творчество выдающихся писателей и шедевры отечественной литературы;
  • знать понятия содержания, формы, жанра, творческого метода;

Тема: Футуризм как художественное направление

Требования программы: Знать определение понятия «футуризм», его особенности, основные литературные течения, а также уметь анализировать поэтические произведения футуристов.

Цели:

1. Обучающая:

Ознакомление с понятием «футуризм»: история создания, манифесты, основоположники; особенности футуризма как художественного направления в разных видах искусства, основные черты русского футуризма в литературе, сравнение футуризма европейского и российского, понимать значение «русского авангарда» в мировой культуре. (ОК.2, ОК.4)

2. Развивающая:

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, обеспечить условия для развития умений и навыков работы с информационными источниками, выделять главное и характерное, содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях, обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач, способствовать развитию абстрактного, логического и творческого мышления. (ОК. 8)

3. Воспитательная:

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе, обеспечить высокую творческую активность при выполнении, создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, формировать художественный вкус, способность работать в коллективе. (ОК 1., ПК 2.1)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Структура урока:

1. оргмомент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин);

2. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин);

3. постановка учебной задачи, выявление места и причины затруднения. (5 мин);

4. выход из затруднения в виде построения модели (7 мин);

5. реализация построенной модели (6 мин);

6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин);

7. самостоятельная работа (в игровой форме ) с самопроверкой по эталону (35 мин);

8. включение в систему знаний и повторение (5 мин);

9. определение со способами решения домашнего задания (2 мин)

10. рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Межпредметные связи: зарубежная литература, культура речи, русский язык, история мировой культуры, история отечественной культуры, история, история музыки, история культуры Санкт-Петербурга.

Внутрипредметные: характеристика литературного процесса начала XX века, модернистские течения в русской литературе XX века.

Литература:

1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 ; под ред. В. П. Журавлева. — 17-е изд. — М. : Просвещение, 2012.

2. Литература: Учебник для СПО./ Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.В. и др. – 6-е изд., стер. - М.: 2010

3. Литература: учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч. 1 / И. Н. Сухих. — 4-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2011.

4. Литература. 1 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч . Ч. 1 / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. - 1 1 -е изд. - М . : ООО «Русское слово - учебник», 2012 .

Ход урока:

Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность студентов Результат
1. Оргмомент и мотивация к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). Предлагает ответить на вопрос: что такое будущее?     Говорит о том, что «будущее» на самом деле совсем рядом. Если что-то недавно казалось из области научной фантастики и вымысла, то теперь многие вещи существуют в реальности. Например, смартфон, планшет, ноутбук и т.п.   Предлагает в конце занятия ответить на вопрос: как будет выглядеть будущее в ближайшие десятилетия? Рассуждают о том, что будущее – это часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Студенты задумываются о том, что «будущее» не так далеко, как кажется и что его творят не отдельные люди, а все здесь и сейчас. В процессе размышлений о том, как выглядеть будущее у студентов развивается креативное мышление.
Метод: проблемное изложение Приемы: беседа Форма обучения: фронтальная Уровень: 1 знакомство  
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания (актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.   Показывает на электронной доске две картины: Джакомо БаллА «Мчащийся автомобиль» 1912 года и Василия Кандинского «На точках» 1928 года. Преподаватель просит студентов сравнить обе картины и попробывать определить, на какой из них выражается идея движения. Ответ: картина Джакомо БаллА «выражает идею движения, потому что: 1) само произведение называется «Мчащийся автомобиль» 2) линии и сочетание цветов изображают движение объекта в пространстве 3) обтекаемая форма объекта напоминает дизайн современного автомобиля (преподаватель показывает рядом с картиной Балла фотографию автомобиля начала XX века) Студенты вступают в дискуссию. Мнению студентов разделяется несколько мнений: одни видят в картине Кандинского идею движения, другие склоняются к картине БаллА, а третьи вообще не видят никакого движения. Возникает ситуация, при которой нет однозначного ответа у студентов. Кроме того, состояние ожидания вынесения преподавателем правильного ответа стимулирует учебную мотивацию.
Метод: частично-поисковый, или эвристический Прием: дискуссия Уровень 3: применение умений, навыков в незнакомой ситуации. Задание: сравнить и обосновать ответ Средства обучения: электронная доска, ноутбук Форма обучения: фронтальная
3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения. Самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание. Фиксация затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.   Формулирует вопрос: почему некоторым художникам, таким как Джакомо БаллА, в начале XX необхомо было передать движение в произведениях искусства? Художники, писатели, поэты, музыканты стремились изменить этот мир, преобразовать его до незнаваемости, поэтому они называли себя «футуристами», что означает с латинского языка futurum — будущее. Поэтому неслучайно первые русские футуристы называли ещё себя «будетлянами». Например, Владимир Маяковский. Они видели мир будущего – в постоянной динамике и движении. Что побудило футуристов так взглянуть на мир? В 1885 году Карлом Бенцом был изобретён первый автомобиль с бензиновым двигателем, в этом же году Даймлером и Майбахом был изобретён мотоцикл, а в 1903 году братьями Райт был изобретён самолёт. (показывает фотографии). Основатель футуризма итальянец Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал во французской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года первый программный манифест футуризма, где было написано, что «великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской». (показывает гоночный автомобиль и статую Ники Самофрокийской)   Ответ: движение связано с изменениями.     Ответ: прогресивное развитие науки и техники.   Студенты запоминают ключевое слово, отражающее суть футуризма как художественного направления – «движение».
Метод: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный Приемы: постановка вопроса, беседа, лекция Уровень: 2 – репродуктивный Задания: практико-ориентированное Средства обучения: электронная доска, ноутбук Форма обучения: фронтальная
4. Выход из затруднения в виде построения модели (пошаговые вопросы, требующие ответа). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают будущие учебные действия: ставят цель (вопрос, требующий ответа); устанавливают тему урока (учитель корректирует тему); строят план достижения цели. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Таким образом, в стремлении избаваиться от статичности в традиционном искусстве футуристы определяют основные принципы футуристической эстетики: 1) отказ от традиций прошлого 2) стремление к новым формам через художественные эксперименты 3) скорость, агрессивность и эпатажность Итак, тема сегодняшнего занятия называется? Футуризм в России возник следом за итальянским футуризмом и проявил себя во многих видах искусства. Ярким пример синтеза футуристической поэзии, музыки, живописи и театра служит опера «Победа над Солнцем» 1913 года. Композитор – Михаил Матюшин, авторы либретто – Алексей Кручённых и Велимир Хлебников, художик-оформитель – Казимир Малевич, который впервые именно в постановке этой оперы продемонстрировал «Чёрный квадрат» вместо солнечного круга как символ победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы.     Ответ: Футуризм как художественное направление Студенты формулирует самостоятельно тему занятия.
Метод: частично-поисковый Приемы: беседа, лекция Уровень: 2 – репродуктивный Задание: практико-ориентированное Средства обучения: электронная доска, ноутбук Форма обучения: фронтальная
5. Реализация построенной модели. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Посмотрите фрагмент оперы «Победа над Солнцем» в постановке 2013 года в театре Стаса Намина. Обратите внимание на музыку, слова, сценографию и костюмы. Ответьте на вопрос: почему авторы оперы использовали литературную, музыкальную и живописную алогичность, то есть отсутствие художественной логики? Для того, чтобы ответить на вопрос, необходимо учитывать вышеперечисленные принципы эстетики футуризма: 1) отказ от традиций прошлого 2) стремление к новым формам через художественные эксперименты 3) скорость, агрессивность и эпатажность. Непонятные тексты – это заумь или заумный язык, то есть такой литературный приём, когда употребляются новые слова с неопределенными значениями. Например, у Алексея Кручённых есть стихотворение 1912 года: Дыр бул щыл убеш щур скум вы со бу р л эз «Дыр бул щыл» - это «дырой будет уродное лицо счастливых олухов». Автор считал, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Данный литературный приём уже на звуковом уровне полностью выражал хроматизм и диссонанс в музыке Матюшина, а «живописная заумь» в виде карикатурных костюмов Малевича – не что иное, как предтеча супрематизма. Бенедикт Лившиц о декорациях к опере «Победа над Солнцем»: «Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены».   Ответ: в текстах используются какие-то непонятные слова, музыка «режет» слух, а костюмы персонажей – необычные и фантастические. Всё это как форма протеста против традиционного искусства через агрессивные и эпатажные эксперименты в слове, звуке и изображении. Студенты самостоятельно выявляют отличительные особенности футуризма, которые проявились во всех видах искусства.
Метод: частично-поисковый Приемы: беседа, лекция Уровень: 2 – репродуктивный Задание: практико-ориентированное Средства обучения: электронная доска, ноутбук Форма обучения: фронтальная
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Прочитайте стихи русских-поэтов футуристов: «Заклятие смехом» Велимира Хлебникова, «Увертюра» Игоря Северянина, «А вы могли бы?» Владимира Маяковского, «Полсумрак вздрагивал…» Вадима Шершеневича, «Та са мае…» Алексея Кручёных, «Звуки на а широки и просторны..» Давида Бурлюка и «Февраль. Достать чepнил и плaкaть…» Бориса Пастернака. Найдите в них языковые и художественные особенности. Ответ: различные неологизмы, эксперименты с формой, восклицательные предложения, необычное сочетание слов, ассонасное и диссонансное звучание, цветовая образность, призывность (агрессивность, публицистичность), эпатажность,темы урбанизации и иронии над «пещанством», восхваление техники и машинерии.   Студенты самостоятельно читают и анализируют произведения футуристов раличных литературных течений.
Метод: исследовательский Приемы: анализ, синтез, сравнение, формулирование вывода. Уровень: 3 - применение умений, навыков в незнакомой ситуации. Задание: практико-ориентированное Средства обучения: листы с текстами Форма обучения: самостоятельная работа.
7. Самостоятельная работа (в игровой форме) с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (например, с правилом). В завершение в группе организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Самооценка учащихся учебной деятельности. Организует проведение пресс-конференции. Рассаживает студентов, играющих роль поэтов-футуристов. Определяет регламент: 1. Презентация (не более 5 минут). Интерсные факты из творческой жизни поэтов. Нельзя называть к какому литературному течению относится поэт. 2. Вопросы из аудитории (не более 3 вопросов одному поэту) 3. На основе выступления студентов аудитория должна определить к каким литературным течениям относятся выступающие поэты. Обосновать свой ответ. Называет основные литературные течения русского футуризма и их признаки: Кубофутуризм: неологизмы, отрицание традиций, эпатаж. Эгофутуризм: музыкальность, словотворчество, урбанизм. Центрифуга: особенная интонационно-ритмическая и синтаксисическая структура, футуристические эксперименты с опором на традиции, языковой пуризм. «Мезонин поэзии»: эстетика итальянского футуризма, космополитизм, умеренный футуризм.   Презентация студентами творческой судьбы поэтов-футуристов в форме пресс-конференции, когда каждый студент представляет поэта от своего имени не более 5 минут при этом выступающие не должны называть к какому литературному течению они принадлежат. Остальные студенты задают каждому поэту не более 3 вопросов. В пресс-конференции учавствуют:
  1. Велимир Хлебников
  2. Игорь Северянин
  3. Борис Пастернак
  4. Владимир Маяковский
  5. Алексей Кручёных
  6. Давид Бурлюк
  7. Вадим Шершеневич
  В конце презентации студенты должны определить какие из поэтов относятся к литературным течениям и обосновать свои ответы.    
  1. Велимир Хлебников (кубофутуризм)
  2. Игорь Северянин
(эгофутуризм)
  1. Борис Пастернак
(«центрифуга»)
  1. Владимир Маяковский
(кубофутуризм)
  1. Алексей Кручёных
(кубофутуризм)
  1. Давид Бурлюк
(кубофутуризм)
  1. Вадим Шершеневич
(«мезонин поэзии»)
Метод: исследовательский, частично-поисковый Приемы: анализ, синтез, сравнение, формулирование вывода, игра Уровень: 2 – репродуктивный, 3 - применение умений, навыков в незнакомой ситуации. Задания: практико-ориентированные Средства обучения: листы с текстами, электронная доска, ноутбук Форма обучения: самостоятельная работа.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания (репродуктивные, конструктивные и т.д.), в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Самооценка учащихся учебной деятельности. Футуризм ярко проявил себя не только в живописи, в литературе и в театре. Футуристы экспериментировали и в кино. Например, в 1914 году Марсель Фабр сделал короткометражный фильм «Амур» («Любовь в движении, или Пешеходная Любовь»), который является единственным футуристским фильмом, сыгранный полностью ногами актеров. Футуристы ярко проявили себя и в архитектуре. Например, проекты городов будущего Антонио Сант'Элиа. Кроме того, существует и футуристическая хореография. Например, современная постановка Лоры Петерсон. Что вы, как хореографы, думаете об этой постановке? Итак, изначальная цель футуристов – изобразить движение в искусстве. Однако для этого им необходимо было создать новую эстетику. Какие основные художественные принципы пропогандировали футуристы?     Ответ: рассуждение о сценографии в стиле футуризма, «роботизированная пластика», диссонасное музыкальное оформление. Ответ: 1) отказ от традиций прошлого 2) стремление к новым формам через художественные эксперименты 3) скорость, агрессивность и эпатажность. У студентов складывается система знаниий на основе ассоциативной цепочки: футуризм – движение – отказ от радиций – эксперименты с формой – агрессивность и эпатаж.
Метод: частично-поисковый Приемы: лекция, беседа, дискуссия Уровень: 2 – репродуктивный Задание: практико-ориентированное Средства обучения: электронная доска, ноутбук, колонки Форма обучения: фронтальная, парная
9. Определение со способами решения домашнего задания. Учащиеся в группе, либо в паре определяют домашнее задание (репродуктивное, конструктивное, исследовательское, творческое), уточняют совместно с учителем способы решения заданий.   Дифференцированое задание: Простой уровень: Проанализировать любое стихотворение русского футуриста (определить тему, идею, изобразительно-художественные средства, стихотворный размер, образную характеристику); Средний уровень: Сравнить стихотворения двух русских поэтов-футуристов, принадлежащих к разным литературным течениям (сходства и различия в языке и поэтике); Сложный размер: Написать эссе на тему «Русский и итальянский футуризм: разные взгляды на будущее». Часть студентов с низкой успеваемостью берут задания с простым уровнем, другая часть студентов с нормальной успеваемость берут задания со средним уровнем, и, наконец, третья часть студентов с высокой успеваемостью берут задания со сложным уровнем. Различные по сложности задания позволяют студентам выбрать то, что они способны сделать.
Метод: репродуктивный. Прием: объяснение
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Подчеркнем Первый манифест русских футуристов назывался «Пощёчина общественному вкусу» 1912 года, который был написан Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым. Вот основные цитаты из этого манифеста: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности»; «Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования». Все эти слова полностью подтверждают те эстетические принципы футуризма, которые мы сегодня с вами рассмотрели. Так футуристы представляли себе будущее искусство. В своём желании его как можно больше приблизить, они фактически изменили облик искусства XX века. В начале занятия я предложил подумать над тем, как будет выглядеть будущее в ближайшие десятилетия. Попробуйте в форме манифеста выразить основные тезисы. На листочкахоцените качество проведения занятия от 0 до 3. Что больше всего понравилось: визуальная часть, тема, задания или «пресс-конференция». Составляют тезисы манифеста будущего искусства. Определяют качество занятия. Студенты развивают своё творческое мышление, способность к точному и ясному формулированию своих мыслей, делают самоанализ своей практической и учебной деятельности.
Метод: репродуктивный. Прием: обобщение, беседа, опрос. Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков. Задание: практико-ориентированное Средства обучения: электронная доска, ноутбук, листы для самоанализа Форма обучения: фронтальная
           

Наши рекомендации