Государственное регулирование развития туризма
Полезность туристского продукта с точки зрения самого туриста, экономики страны его постоянного проживания и принимающей страны, с точки зрения общества и природной среды различны.
Производство и потребление туристских услуг объективно порождает как положительные, так и отрицательные эффекты в социально-экономической системе.
Отрицательные эффекты связаны с упущенными экономическими возможностями (например, вследствие изъятия территорий, пригодных для иных целей), ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду и объекты инфраструктуры и т.д.
С целью минимизации негативных и увеличения положительных эффектов, порождаемых функционированием отрасли, государство регулирует течение рыночных процессов в туризме.
Регулирующие функции государства в сфере туризма включают:
1) Создание правовой базы. Принятие законов и нормативных актов, контроль над их соблюдением; защита законных прав и интересов всех участников рыночных отношений.
2) Демонополизация и стимулирование конкурентных отношений. Способствует расширению туристского рынка, влияет на динамику объемов реализации услуг, занятости и цен в отрасли.
3) Регулирование отдельных видов туристской деятельности. Поддержание экономической стабильности и стимулирование приоритетных видов туризма, рационального использования туристских ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды, проведения научных исследований в сфере туризма и т.д.
4) Социальная функция. Распределение или бесплатное предоставление государством туристских услуг категориям населения, не способным покупать их на рынке.
5) Анализ и планирование развития. Разработка программ, концепций и проектов, статистический анализ, межотраслевая и межрегиональная координация в туризме.
6) Кадровая функция
7) Обеспечение научных исследований.
8) Международное сотрудничество
9) Продвижение национальных туристских продуктов.
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических методов управления
Существующая трехуровневая система государственного регулирования в туризме представлена национальными, региональными и местными специальными государственными органами (рисунок 4).
Помимо общей регламентации, координации и контроля в сфере туризма, деятельность органов каждого уровня содержит меры государственной поддержки развития отрасли:
- льготы в налогообложении,
- упрощение погранично-таможенного режима,
- создание благоприятных условий для инвестиций в туризм,
- увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, подготовку туристских кадров,
- стимулирование научных изысканий в туризме,
- продвижение на внутреннем и зарубежных рынках.
Общественные организации в сфере туризма рассматривают аспекты, регулирование которых не входит в компетенцию государства: консультационные и исследовательские функции, организация продвижения, лоббирование интересов отрасли и т.д.
Наиболее влиятельные общественные организации в РФ:
- Российская Ассоциация туристических агенств (РАТА);
- Российская Ассоциация социального туризма (РАСТ) и др.
Правовая база туристского бизнеса в РФ представлена:
- Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О защите прав потребителей»;
- Федеральными и местными программами «Развитие туризма в РФ»;
- «Концепцией развития туризма в РФ»
- федеральными законами о лицензировании отдельных видов деятельности.
Субъекты государственного регулирования развития туризма