Государственное регулирование развития туризма

Полезность туристского продукта с точки зрения самого туриста, экономики страны его постоянного проживания и принимающей страны, с точки зрения общества и природной среды различны.

Производство и потребление туристских услуг объективно порождает как положительные, так и отрицательные эффекты в социально-экономической системе.

Отрицательные эффекты связаны с упущенными экономическими возможностями (например, вследствие изъятия территорий, пригодных для иных целей), ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду и объекты инфраструктуры и т.д.

С целью минимизации негативных и увеличения положительных эффектов, порождаемых функционированием отрасли, государство регулирует течение рыночных процессов в туризме.

Регулирующие функции государства в сфере туризма включают:

1) Создание правовой базы. Принятие законов и нормативных актов, контроль над их соблюдением; защита законных прав и интересов всех участников рыночных отношений.

2) Демонополизация и стимулирование конкурентных отношений. Способствует расширению туристского рынка, влияет на динамику объемов реализации услуг, занятости и цен в отрасли.

3) Регулирование отдельных видов туристской деятельности. Поддержание экономической стабильности и стимулирование приоритетных видов туризма, рационального использования туристских ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды, проведения научных исследований в сфере туризма и т.д.

4) Социальная функция. Распределение или бесплатное предоставление государством туристских услуг категориям населения, не способным покупать их на рынке.

5) Анализ и планирование развития. Разработка программ, концепций и проектов, статистический анализ, межотраслевая и межрегиональная координация в туризме.

6) Кадровая функция

7) Обеспечение научных исследований.

8) Международное сотрудничество

9) Продвижение национальных туристских продуктов.

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических методов управления

Существующая трехуровневая система государственного регулирования в туризме представлена национальными, региональными и местными специальными государственными органами (рисунок 4).

Помимо общей регламентации, координации и контроля в сфере туризма, деятельность органов каждого уровня содержит меры государственной поддержки развития отрасли:

- льготы в налогообложении,

- упрощение погранично-таможенного режима,

- создание благоприятных условий для инвестиций в туризм,

- увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, подготовку туристских кадров,

- стимулирование научных изысканий в туризме,

- продвижение на внутреннем и зарубежных рынках.

Общественные организации в сфере туризма рассматривают аспекты, регулирование которых не входит в компетенцию государства: консультационные и исследовательские функции, организация продвижения, лоббирование интересов отрасли и т.д.

Наиболее влиятельные общественные организации в РФ:

- Российская Ассоциация туристических агенств (РАТА);

- Российская Ассоциация социального туризма (РАСТ) и др.

Правовая база туристского бизнеса в РФ представлена:

- Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «О защите прав потребителей»;

- Федеральными и местными программами «Развитие туризма в РФ»;

- «Концепцией развития туризма в РФ»

- федеральными законами о лицензировании отдельных видов деятельности.

 
  Государственное регулирование развития туризма - student2.ru

Субъекты государственного регулирования развития туризма

               
    Государственное регулирование развития туризма - student2.ru
 
    Государственное регулирование развития туризма - student2.ru
    Государственное регулирование развития туризма - student2.ru
 
 
    Государственное регулирование развития туризма - student2.ru
 
    Государственное регулирование развития туризма - student2.ru
 
  Государственное регулирование развития туризма - student2.ru

Наши рекомендации