Дифференциация туристического рынка

Рыночные отношения требуют того, чтобы все виды предложений были сориентированы на конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и цели путешествия.

Вкусы у людей могут быть разнообразными. Это зависит от их материального положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет отдохнуть у воды, позагорать, кому-то хочется заняться на досуге спортом или изучением иностранных языков, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения.

Целью дифференциации туристского рынка является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно, важно иметь представление о национальных вкусах и привычках приезжающих туристов и учитывать это при обслуживании (скажем, при составлении меню и т. д.).

Современное туристское предложение весьма разнообразно. Встречаются редкие предложения, как, например, путешествие по кронам деревьев, рекламируемое одной из французских туристских фирм. Однако специфические виды обслуживания во многом зависят от возможностей того или иного региона, страны и т.д.

Доходы от экспорта туристических услуг в Беларуси за январь-февраль 2009 г. увеличились на 14,1%

Доходы от экспорта туристических услуг в Беларуси за январь-февраль увеличились на 14,1% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Об этом 10 апреля на пресс-конференции в Минске сообщил директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виктор Янковенко, передает корреспондент БЕЛТА.

По его словам, динамика роста различных показателей в сфере туризма отмечена в Беларуси в прошлом году, несмотря на то, что уже с октября 2008 года республика столкнулась с изменениями в экономической ситуации в мире, которые могли негативно повлиять на туризм. Однако доходы от экспорта туруслуг в прошлом году составили $109,8 млн., темп роста к уровню 2007 года при этом оказался 178,8%. Кроме того, в прошлом году вырос и объем туруслуг, оказываемых населению Беларуси, - на эти цели было потрачено Br330,3 млрд., темп роста в сопоставимых ценах составил 156,2% к уровню 2007 года.

Положительная тенденция роста основных показателей сохраняется и в текущем году. За два первых месяца 2009 года объем туруслуг, оказываемых белорусам, вырос более чем на 11%. А объем импорта снизился - темп роста составил чуть более 70% к уровню января-февраля 2008 года.

"Впервые за последние 6 лет сальдо между доходами от экспорта и импорта за январь-февраль стало положительным", - отметил Виктор Янковенко. Эта цифра говорит о том, что Беларусь не утратила своих позиций по приглашению иностранных гостей, а также стала более активно использовать в туризме собственную базу - это 312 мест размещения, из них 258 гостиниц, 26 гостиничных комплексов, а также дома охотника, кемпинги. Одновременно они могут разместить 24,5 тыс. человек. Однако Виктор Янковенко подчеркнул, что этих мест размещения недостаточно[6].

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

ВТО в своей классификации выделяет страны, вляющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

Международные туристические расходы определяются как расходы выезжающих посетителей в других странах, включая их платежи иностранным перевозчикам за международный транспорт, расходы постоянных жителей, путешествующих за границей в качестве однодневных посетителей. Расходы, относящиеся к внутреннему туризму, рассматриваются как прямой результат путешествий постоянных жителей какой-либо страны в ее пределах.

В соответствии с проектом Методик и расчета доходов от приема и обслуживания иностранных граждан и расходов граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, стоимость доходов от приема и обслуживания иностранных граждан на территории государства определяется как произведение расходов, приходящихся на одного въехавшего, на количество въехавших иностранных граждан. Расчет производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания. Нормативы расходов на одного человека определяются для каждого типа поездок в страновом разрезе.

Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание. По всем видам поездок устанавливаются дополнительные нормативы расходов на различного рода единовременные покупки. Стоимость расходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан. Расчеты производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания в страновом разрезе. Нормативы расходов на одного человека определяются для каждого типа поездок в страновом разрезе. Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание.

По всем видам поездок устанавливаются дополнительные нормативы расходов на различного рода единовременные покупки, которые зависят от вида поездок и страны посещения. Данные о расходах на туризм на одного жителя существенно различаются по странам: от 1 дол. США в Индии до 1395 дол. США в Кувейте. Высокими значениями этого показателя отличаются страны с высоким уровнем жизни. По показателю расходов все государства можно условно разделить на три группы: I группа: расходы на туризм превышают 500 дол. США на одного жителя (Кувейт, Австрия, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Бельгия, Люксембург, Дания, Нидерланды, Израиль, Ирландия, Германия и др.); II группа: расходы на туризм составляют от 150 до 500 дол. США на одного жителя (Великобритания, Финляндия, Канада, Австралия, Италия, Франция, Япония, Чехия, США, Польша и др.); III группа: расходы на туризм составляют менее 150 дол. США на одного жителя (Корея, Испания, Венгрия, Украина, Аргентина, Россия, Румыния, Таиланд, Турция, Китай, Индия и др.). Международная практика использует различные формы сбора статистической информации.

Основной источник ее получения — статистическая отчетность по формам: ф. № 1 (турист) Отчет о приеме иностранных туристов в Республике Беларусь, направлении туристов за рубеж и поступлении средств за организацию туризма; ф. № 1 (отдых) Отчет санаторно-курортной организации и организации отдыха; ф. № 1 (средства размещения) Отчет о средствах размещения туристов и других лиц; ф. № 1 (услуги) Отчет об объеме платных услуг населению; ф. № 1 (шос. тр.) Отчет о наличии и использовании автомобильного транспорта; ф. № 4 (авиа) Отчет о доходах и расходах регулярных и нерегулярных авиаперевозчиков; ф. № 2 с Отчет о деятельности страховой организации; ф. № 8 нк Отчет о деятельности музея; Сведения о въезде иностранных граждан по целям поездок - данные Госкомпогранвойск. Дополнительным источником получения информации служат специальные статистические наблюдения по методике ВТО.

Важным источником информации является платежный баланс страны. Платежный баланс — это балансовый счет международных операций, стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей. Он во многом совпадает со счетом внешнеэкономической деятельности СНС. Их отличие в том, что в платежном балансе отражаются все экономические трансакции — и те, которые связаны с созданием и использованием национального дохода текущего периода, и те, которые сопровождаются передачей имущества (то есть связаны с ценностями, созданными в предшествующие периоды). В целом платежный баланс учитывает больше операций. Счет внешнеэкономической деятельности является его составной частью.

По данным платежного баланса можно проследить, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля, и получить сведения об уровнях производства, занятости и потребления в стране, о формах привлечения иностранных капиталов и инвестиций за границу, о сроках погашения внешней задолженности страны, случаях просрочки и реструктуризации. Основными источниками информации являются таможенная статистика, статистика внешнего долга, статистические обзоры и статистика операций с капиталом. Платежный баланс составляется по принципу двойной запись (двойного счета), то есть представляет собой двустороннюю запись всех экономических сделок.

Система двойной записи означает, что каждая международная сделка в платежном балансе отражается дважды: по кредиту одного счета и по дебету другого. Таким образом, к кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которыми должен последовать компенсирующий поток валюты в страну, поэтому кредит записывается со знаком плюс. К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности (они записываются со знаком минус). При учете внешнеэкономических трансакций в платежном балансе различают счет текущих операций и счет движения капитала. К счету текущих операций по международной классификации относят все экономические операции, в ходе которых внутри национальной экономики обмениваются товары, услуги и факторы производства.

Он является ключевым понятием, показывающим, с одной стороны, результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций не сбалансирован, правительству приходится девальвировать национальную валюту или привлекать дополнительные внешние кредиты. Счет текущих операций включает все экономические операции по международному туризму.

Наличие достоверной, полной, последовательной, объективной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленческих решений в сфере туризма. Система учета экспортно-импортных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его реальной картины, поэтому одна из первоочередных задач — создание системы учета в туризме. Для этого целесообразно воспользоваться рекомендациями ВТО по статистике туризма, а также опытом других государств.

Наши рекомендации