Примерный перечень вопросов государственного экзамена

Перечень вопросов к государственному экзамену

Общие вопросы

1. Понятие, цели и функции туризма. Система наук о туризме: проблемы становления научного направления. Формы и виды туризма.

2. Туристские ресурсы: понятие, классификация, свойства. Туристский потенциал территории, методы оценки. Туристские маршруты и их типы.

3. Рекреация, туризм, путешествие, отдых и досуг: определение и соотношение понятий. Рекреационный потенциал и качество территории. Принципы рекреационного проектирования.

4. Принципы и факторы туристского районирования. Туристский регион: понятие, признаки и цикл развития. Территориальные системы туризма.

5. Понятие, классификация, значение, факторы, функции и современные тенденции международного туризма.

6. Система показателей статистики туризма. Важнейшие методы статистики, используемые в туризме.

7. Мировая культура и искусство: основные понятия, функции искусства. Значение в туризме. Культурно-исторический туризм.

8. Широтно-зональные закономерности формирования природных туристских ресурсов мира и России.

9. Современное состояние российского внутреннего туризма: виды, законодательная база, структура управления и основные проблемы.

10. Туристский рынок: понятие, особенности и механизм функционирования. Дифференциация туристского рынка.

11. Туристские макрорегионы мира (по определению ВТО) и их специализация.

12. Международное регулирование туристкой деятельностью. Туристская политика. Всемирная туристская организация.

13. Лицензирование, стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме.

14. Понятие, виды, формы и значение страхования в туризме. Основные туристские риски. Страховые программы для туристов.

15. Место России в международном туризме.

16. Особенности туризма как объекта управления.Функции менеджмента.

17. Принципы и методы управления на предприятиях социально-культурной сферы и туризма.

18. Цели и задачи туристского предприятия. Классификация целей предприятия. Миссия организации. Система и «дерево» целей организации.

19. Понятие структуры управления. Виды организационных структур управления на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

20. Понятие и классификация управленческих решений. Процесс, методы и стили принятия решений. Управленческая решетка («Сетка менеджмента») и эффективность управленческих решений на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

21. Понятие, функции и концепция управления персоналом на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Кадровая служба: цель, задачи, функции. Подбор персонала. Основные кадровые документы.

22. Сущность, значение и формы делового общения. Правила делового этикета. Организация и проведение деловых совещаний на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Правила деловой переписки.

23. Понятие эффективности менеджмента туризма. Эффективность организационной структуры туризма. Эффективность управления персоналом. Экономическая и социальная эффективность менеджмента туризма.

24. Сервис и его особенности. Роль сервиса в удовлетворении потребностей человека. Потребности и услуги социально-культурной и туристской деятельности.

25. Услуга как продукт. Факторы формирования услуги. Уровень сервиса и качество услуг.

26. Сфера социально-культурного сервиса: основные направления и особенности на современном этапе.

27. Понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности. Тактика обслуживания на этапах совершения заказа. Основные правила обслуживания потребителей.

28. Туристские блага как материальная база туризма. Туристская рента как факторный доход. Формы туристской ренты и механизмы образования.

29. Сущность, экономическое содержание и экономическая эффективность социально-культурной сферы и туризма. Экономические показатели развития туризма. Механизм действия мультипликатора доходов от туризма.

30. Предпринимательство: понятие, виды, формы, условия формирования. Виды предпринимательской деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Личные качества предпринимателя.

31. Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности. Структура бизнес-плана.

32. Этапы развития предпринимательской деятельности в России. Роль предпринимательства на современном этапе развития социально-культурной сферы и туризма в Российской Федерации.

33. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: понятие, цели, функции и основные виды.

34. Основные исторические этапы развития маркетинга. Эволюция маркетинговых концепций.

35. Понятие среды маркетинга. Анализ внутренней среды туристского предприятия. Изучение внешней среды туристского предприятия. Матрица SWOT.

36. Определение цены и ее виды. Особенности и методы рыночного ценообразования. Основные ценовые стратегии. Ценовая политика.

37. Этапы и особенности формирования сбытовой стратегии. Каналы сбыта туристского продукта.

38. Маркетинговая продуктовая стратегия турпредприятия. Сущность оптимизации структуры предлагаемых продуктов. Внедрение нового туристского продукта на рынок.

39. Политика продвижения продукта и услуг социально-культурного сервиса и туризма. Инструменты продвижения: реклама, паблик-рилейшнз, стимулирование продаж, личные продажи.

40. Туристское районирование России: основные подходы. Туристские зоны: состав, районы, основные виды туризма, проблемы развития.

Отраслевые вопросы

1. Понятие и классификация средств размещения. Организационная структура гостиницы. Характеристика номерного фонда.

2. Современное состояние гостиничной индустрии в регионах России. Мировые гостиничные цепи на российском рынке. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в России.

3. Мировая гостиничная индустрия. Современное состояние и перспективы развития. Ведущие мировые гостиничные цепи.

4. Формы собственности и управления предприятиями социально-культурного сервиса и туризма.

5. Понятие и классификация предприятий общественного питания. Современные тенденции в развитии ресторанного бизнеса. Организация индустрии питания туристов. Основные виды питания туристов в международном туризме.

6. Анимация как вид культурно-досуговой деятельности. Анимация в туризме и гостеприимстве. Функции и типология туристской анимации.

7. Цели, задачи и основные этапы создания Web-сайтов. Типы структур сайтов, используемых в социально-культурном сервисе и туризме.

8. Транспортное обслуживание в социально-культурном сервисе и туризме. Организация перевозок туристов воздушным транспортом.

9. Транспортное обслуживание в социально-культурном сервисе и туризме. Организация перевозок туристов железнодорожным транспортом.

10. Транспортное обслуживание в социально-культурном сервисе и туризме. Организация перевозок туристов автомобильным транспортом.

11. Транспортное обслуживание в социально-культурном сервисе и туризме. Организация перевозок туристов водным транспортом.

12. Определение, цель, функции «PR». Уровни «PR»-деятельности. Значение «PR» в социально-культурном сервисе и туризме.

13. Фирменный стиль и корпоративная культура на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

14. Имидж предприятия социально-культурного сервиса и туризма: содержание, принципы и факторы формирования. Имиджмейкинг.

15. Взаимосвязь туристских формальностей и повышение безопасности путешествий. Туристские визы. Шенгенское соглашение.

16. Понятие, основные функции и классификация туроператоров. Технологии туроператорского бизнеса. Ведущие туроператоры России.

17. Особенности турагентского бизнеса. Функции и виды турагентов. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами.

18. Понятие и особенности туристского продукта: сущность, структура, характеристика элементов. Жизненный цикл турпродукта.

19. Туристские формальности: сущность, значение, виды. Порядок въезда-выезда туристов и ввоза-вывоза товаров в Россию.

20. Роль и особенности рекламы в социально-культурном сервисе и туризме. Основные рекламные средства.

21. Оценка воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. Эколого-туристские технологии в туриндустрии.

22. Краеведение: содержание, формы и методы. Особенности краеведческого изучения своей местности для целей туризма.

23. Актуальность, цель и задачи психологической диагностики в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Характеристика методов психодиагностики.

24. Психодиагностическое поле личности и методологические подходы к исследованию личности. Теоретические аспекты личности потребителя социокультурных и туристских услуг.

25. Основные факторы туристской мотивации. Психологические процессы, влияющие на технологии продаж. Основные этапы продажи и правила работы с клиентом.

26. Поведенческая диагностика вербальных и невербальных средств общения. Влияние особенностей невербального поведения людей различных стран на технологии продаж.

27. Информационные процессы и их особенности в социально-культурном сервисе и туризме. Потребители информационных продуктов и их типологии.

28. Классификация информационных технологий, применяемых в социально-культурном сервисе и туризме. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания.

29. Влияние информационных технологий на качественное изменение структуры услуг и туристского продукта. Перспективы распространения и реализации услуг социально-культурного сервиса и туризма.

30. Современная техника информационных коммуникаций. Локальные и глобальные сети. Принципы работы в глобальной сети. Телекоммуникационные услуги глобальных сетей.

31. Классификация технических средств с учетом видов сервисной и туристской деятельности. Устройства и их технические характеристики.

32. Направления технического прогресса на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Модернизация технических средств и технологических процессов с учетом видов сервисной или туристской деятельности.

33. Технологии социально-культурного сервиса и туризма, применяемые на предприятиях с учетом видов сервисной или туристской деятельности. Моделирование процессов сервиса и туризма с учетом потребностей клиентов (потребителей).

34. Основные законы и подзаконные акты социально-культурной и туристской деятельности в России. Содержание Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (в посл. редакции).

35. Виды и содержание договоров на туристское и иное социально-культурное обслуживание клиентов (потребителей). Характеристика и правила оформления туристских документов.

36. Основные источники инновационных возможностей и их характеристика.

37. Организация инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Эффективность инновационного проекта. Развитие конкуренции в инновационной деятельности.

38. Суть цикла Н. Д. Кондратьева, его основные этапы. Инновационный цикл Й. Шумпетера.

39. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Управление инновационным процессом. Формы инновационного менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме.

40. Понятие, виды и основные этапы разработки экскурсий. Технологическая карта экскурсии. Карточка экскурсионного объекта. Портфель экскурсовода.

Практические и региональные вопросы

1. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала Республики Мордовия.

2. Туристские возможности финно-угорских стран: Венгрии, Финляндии, Эстонии.

3. Туристские возможности финно-угорских регионов России.

4. Место Ближневосточного туристского региона в международном туризме.

5. Место Африканского туристского региона в международном туризме.

6. Место Европейского туристского региона в международном туризме.

7. Место Азиатско-Тихоокеанского туристского региона в международном туризме.

8. Место Американского туристского региона в международном туризме.

9. Западная туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

10. Северо-Западная туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

11. Центральная туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

12. Южно-Русская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

13. Поволжская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

14. Уральская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

15. Приазовско-Черноморская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

16. Кавказская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

17. Обско-Алтайская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

18. Енисейская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

19. Байкальская туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

20. Дальневосточная туристская зона России: общая характеристика, основные районы и их специализация.

21. Туристская зона «Российский Север»: общая характеристика, основные районы и их специализация.

22. Спроектируйте организационную структуру собственной туристской фирмы. Обоснуйте свой выбор.

23. Сформулируйте программу Вашего профессионального развития по следующим критериям-требованиям: сильные стороны; возможности их улучшения.

24. Составьте модель общения по туристской тематике с воображаемым собеседником. Продумайте следующие действия: построение контакта и налаживание отношений доверия; привлечение внимания; аргументацию.

25. Предложите и обоснуйте проект создания ресторана национальной мордовской кухни в г. Саранске.

26. Проведите анализ гостиничного фонда г. Саранска и обоснуйте необходимость строительства новой гостиницы.

27. Разработайте программу этнического туристского маршрута по Республике Мордовия.

28. Разработайте программу религиозного туристского маршрута по Республике Мордовия.

29. Разработайте программу экологического туристского маршрута по Республике Мордовия.

30. Предложите возможные направления развития сельского туризма в Республике Мордовия.

31. Составьте анимационную программу для отдыхающих санатория, в которой сочетались бы различные виды анимации.

32. Разработайте PR-программу для предприятия социально-культурного сервиса и туризма г. Саранска (по выбору студента).

33. Проведите SWOT-анализ двух гостиниц (турагентств) г. Саранска.

34. Разработайте программу проведения выставки промышленного предприятия Республики Мордовия с целью развития делового туризма.

35. Составьте анкету для анализа качества предоставляемых гостиничных услуг.

36. Разработайте программу маркетинга для вновь открывающегося туристского агентства.

37. Предложите рекламную кампанию предприятия социально-культурного сервиса и туризма г. Саранска (по выбору студента).

38. Предложите вариант выставочного стенда Республики Мордовия на туристкой выставке-ярмарке.

39. Проведите отбор объектов для проведения экскурсии по одной из улиц г. Саранска.аргументируйте свой выбор.

40. Выберите одну из улиц г. Саранска и перечислите методические приемы показа и рассказа, которые вы будете использовать при проведении экскурсии.

Наши рекомендации