Специальная физическая подготовка
Период специальной подготовки начинается примерно в марте и включает в себя тренировки по отработке техники вождения вело-сипеда с грузом разного веса и без груза по пересеченной местно-сти, по дорогам с разным покрытием, песчаным и грунтовым доро-гам, в том числе труднопроезжим, в различных климатических усло-виях, при ветре разной силы и направления. Объем тренировок зависит от характера предстоящего похода, от его категории слож-ности.
Считается, что перед походами низших (I и II) категорий сложно-сти в тренировках надо наездить столько же километров, сколько их в самом походе; суммарная протяженность тренировочных выездов перед сложными походами (1У-У категорий) должна быть не менее двойной протяженности маршрута; соответственно, перед походами III категории сложности надо наездить примерно полуторный кило-метраж относительно основного маршрута. Понятно, больший сум-марный пробег на тренировках принесет только пользу.
Продолжительность тренировок зависит и от их интенсивности. Ориентировочно она должна быть такой: 100-140 км в неделю при подготовке к походам I и II категорий сложности, 140-200 км - к походам 1Н-1У категорий сложности. Время, когда следует приступить к специальным тренировкам, легко определить. Например, группа планирует совершить поход III категории сложности. Объем трениро-вочного километража специальной подготовки - не менее 1000 км, 140-160 км в неделю. Для того, чтобы группа к походу была готова, велотуристам необходимо приступить к интенсивным тренировкам на велосипеде не позднее чем за 6-7 недель до выхода на маршрут.
В туризме, в отличие от спорта, важна не скорость, а выносли-вость, то есть умение подолгу сидеть в седле, не утомляясь. Причем опытные велотуристы убедились, что умеренный темп - самый оп-тимальный для любых категорий сложности, и даже «пятерка» отли-чается от «единицы» не скоростью передвижения, а видами и коли-
227ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ_________
чеством естественных препятствий. Средняя скорость движения весьма экономит силы, в умеренном темпе эа день можно проехать 150 км и более и при этом не сильно устать.
В тренировочные поездки желательно отправляться в полном со-ставе группы. В процессе совместных тренировок вырабатывается равномерная скорость движения группы, умение сохранять опти-мальную дистанцию. Все вместе велотуристы сработаются при уст-ройстве бивака, лучше узнают друг друга - характеры, интересы, привычки.
Общая тенденция всех методик предпоходных тренировок, разра-ботанных в стране, - увеличение с каждой поездкой протяженности поездок, усложнение дорожных условий, утяжеление груза, обяза-тельное включение во второй половине тренировочного цикла похо-дов с ночлегами в палатках.
Каждая тренировка должна начинаться в умеренном темпе, и только через 30-40 минут езды, когда мышцы разогреются и орга-низм привыкнет к определенному ритму работы, можно развивать установленную среднюю скорость, причем на подъемах ее надо снижать, а на ровной дороге и особенно на спусках с гор и при езде по ветру повышать. Так же следует поступать и в самом путе-шествии.
Первые прогулки должны быть не более 20-25 км, затем их до-вести до половины пути одного походного дня. В последующие выез-ды можно постепенно увеличить дистанцию, доведя ее до нормы дневного перехода. Рекомендуется начинать движение со скоростью не более 15 км в час по асфальтовой и не более 10 км в час по грунтовой дороге, делая остановки по 10 мин. сначала через каж-дые 30-35 мин. движения. Затем постепенно удлинять участки езды и уменьшать перерывы на отдых. Во время тренировок туристы совершенствуют умение выбирать темп движения, технику передви-жения в различных условиях на спуске, подъеме, пересечении скло-на, осваивают способы преодоления различных препятствий, овра-гов, бродов и т.д.
Предлагаем примерную программу тренировочных поездок перед походом I категории сложности оздоровителыно-познавательной на-правленности.
Первую поездку лучше совершить по гладкой ровной дороге (ас-фальт) без груза, протяженность - 20 км. Скорость 10-12 км/час, в середине поездки - 15-минутная остановка.
Вторая поездка - 40-50 км по ровной дороге, скорость 12-14 км/час, ежечасно - остановки по 10-15 мин., примерно посередине-привал с перекусом, груз - несколько килограммов (еда, фляга с напитком, накидка от дождя, что-нибудь из одежды, запасная каме-ра).
Третья, четвертая и пятая поездки - однодневные походы про-тяженностью 50-80 км с привалом 1,5-2 часа, на котором кипятится чай на костре. В середине пути - участки щебеночно-песчаной или грунтовой дороги, на маршрутах - подъемы и спуски. Средняя ско-рость 15-18 км/час. Груз - 8-12 кг.
Шестой поход - двухдневный, с ночлегом в палатках. Протяжен-ность 110-130 км. Условия этого похода должны быть максимально приближены к условиям многодневного похода. На маршруте - грун-
Физическая подготовка. Предпоходные тренировки
товые участки, преодоление естественных препятствий (труднопроез-жие места, крутые подъемы и спуски и т. д.). В начале и конце маршрута - «спокойные» асфальтовые участки. Скорость - 15-20 км/час. Каждый член группы в походе исполняет те же обязанности, что и в предстоящем многодневном походе. Все должны побывать в роли направляющего.
На остановках походов полезно делать гимнастические упражне-ния, на больших привалах - игра в волейбол, простенькие состяза-ния по плаванию. Все это нужно практиковать и в больших походах.
А вот ориентировочная программа тренировочных поездок перед походом III категории сложности, которую можно применить при под-готовке к походам спортивно-туристской направленности. Занятия проводятся три-четыре раза в неделю. Для тех, кто занят в будние дни, центр тяжести тренировок придется на субботу и воскресенье, но все равно нужно набрать необходимый километраж. Не следует отменять тренировочные поездки в дни с небольшими осадками. Километраж поездок указывается минимальный.
Первая поездка по ровному шоссе - 30 км. Средняя скорость 12-15 км/час. Отдых - 15 мин., причем первые пять минут велоту-ристы идут пешком и делают гимнастические упражнения. Руководи-тель или инструктор-тренер обращает внимание на иедостатки в посадке велотуристов, в установке седла и руля.
Вторая поездка по ровному шоссе - 50 км. Режим поездки тот же. Основное внимание надо обратить на групповую езду туристов, умение «сидеть на колесе».
Третья поездка по ровному шоссе - 60 км. Средняя скорость 12-15 км/час. Через каждые полтора часа велотуристы по 15 мин. отдыхают. Во время первого отдыха сначала велотуристы 5 мин. идут пешком.
Четвертая поездка - на 50-60 км по шоссе с пересеченным профилем (подъемы и спуски). Средняя скорость 12-15 км/час. В середине - остановка 15 мин. (из них 5 мин. гимнастики).
Пятая поездка - 50 км. В пути должны встречаться узкие тро-пинки, грунтовые дороги, песчаныё участки и т. д. Средняя скорость 10-12 км/час. Отдых через каждые 15 км пути по 10 мин.
Шестая поездка - 60 км по ровному шоссе. Средняя скорость 15-17 км/час, через каждые час-полтора - отдых.
Седьмая поездка - 70 км по ровному шоссе. Режим - как и в предыдущей поездке.
Восьмая поездка - 50-60 км по пересеченной местности с есте-ственными препятствиями. Средняя скорость 12-15 км/час. Через каждые полтора часа - остановки (на второй - гимнастика). Велоту-ристы отрабатывают технику преодоления препятствий (езда по пес-ку, через колеи дороги, в крутую гору, преодоление бродов и т. п.).
Девятая поездка - 60 км по шоссе по пересеченной местности. Средняя скорость 15-18 км/час. Отдых через каждые полтора часа езды по 15 мин.
Десятая поездка - 70 км по шоссе по сильно пересеченной ме-стности. Средняя скорость 12-15 км/час. Отдых через каждые полто-ра часа.
Одиннадцатая поездка - до 70 км по ровному шоссе. Средняя скорость 15-20 км/час. В пути две остановки.
229ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ_________
Двенадцатая поездка - 60-70 км по пересеченной местности с естественными препятствиями. Средняя скорость 15-18 км/час. Три остановки.
Тринадцатая поездка - 80-90 км по ровному шоссе. Средняя скорость 15-20 км/час. В пути две остановки по 15-20 мин.
Четырнадцатая поездка - двухдневный поход не менее 120 км, примерно половина маршрута - по ровному шоссе, половина - по пересеченной местности с естественными препятствиями (в том числе обязателен брод или переправа). Средняя скорость 12-15 км/час. Отдых через каждые 15 км по 15-20 мин.
Пятнадцатая поездка - контрольный двухдневный поход 120-140 км, из них 20 км по пересеченной местности. Ночевка в палатке или под открытым небом. Ужин готовится на костре.
Первые поездки цикла совершаются без груза, в однодневные походы велотуристы отправпяются с грузом до 10 кг, затем груз увеличивается, и в последних поездках его вес равен или даже превышает тот, что будет в основном походе.
Поездки можно совместить с беседами и практическими заня-тиями велотуристской подготовки.
Разумеется, мы привели общую схему тренировочных поездок, протяженность и характер их зависит от группы, от предстоящего маршрута. Например, тем, кто собирается в горы, рекомендуется выбирать для занятий дороги по пересеченной местности, изоби-лующие крутыми и затяжными подъемами. Во время тренировок велотуристы отрабатывают технику езды с гор, поворотов на скоро-сти, изучают способы торможения на спусках и т.д.
При подготовке к походам высоких категорий сложности велоту-ристы должны проезжать 160-200 км в неделю, но лучше больше 200. Однако и для опытных спортсменов первые две-три поездки не рекомендуется делать более 40 км.
Особое внимание уделяют развитию выносливости велотуристов, используя разные передачи. В частности, при сочетании малой пе-редней и большой задней звездочек велотурист, часто вращая шату-ны, совершает малоинтенсивную, но большую по объему работу. Увеличивая от тренировки к тренировке частоту вращения педалей и продолжительность педалирования, он наращивает свою функцио-нальную выносливость.
Для развития силовой выносливости практикуется езда на боль-ших передачах с повышенной скоростью, езда по песчаному грунту, с преодолением крутых подъемов, причем с солидным грузом. Про-должительность езды на больших передачах на первых порах должна составлять 4-5 минут и повторяться 5-6 раз с интервалами отдыха, во время которого велотурист едет на малой передаче. Постепенно продолжительность педалирования на больших передачах и скорость езды увеличиваются при том же количестве повторений. Затем про-должительность интервала интенсивного педалирования должна дос-тигать 8-10 минут, отдых между интервалами сократиться до 3-4 минут, а к концу тренировок - соответственно до 10-12 минут и 2-3 минут. Скорость во время интенсивного педалирования зависит от рельефа и других условий, но должна быть такой, чтобы на послед-них минутах велотурист с трудом ее сохранял.
Прохождение песчаных и грунтовых участков, крутых подъемов
___Физическая подготовка. Предпоходные тренировки
на тренировках необходимо и для выработки волевых качеств у велотуристов, так как в походах высоких категорий сложности все-гда велика возможность оказаться на участках с очень сложными условиями передвижения, а также на спучаи аварийных ситуаций, требующих неотложной помощи пострадавшим, транспортировки груп-пового имущества, быстрой смены места распопожения туристов и
т. п.
Для отработки слаженной езды в группе, умения ездить «на ко-лесе» существуют упражнения психотехнического характера.
Упражнение «воздушный контакт» выполняется в темпе быстрого шага или легкого бега в парах. Лучше всего для него подойдет из-вилистая дорога или тропа. Задача ведущего - имитировать велоси-педную езду на сложном участке дороги, пытаясь при помощи не-ожиданных движений, резких поворотов и внезапных остановок «сбросить» напарника со своего копеса. Задача ведомого - не от-ставать от ведущего, копировать его движения и при помощи мгно-венной реакции стараться «усидеть на колесе». Дистанция между участниками - вытянутая рука. Условие, при котором нарушение дистанции при внезапной остановке ведущего карается штрафным баллом, увеличивает интерес к игре. Через несколько минут напар-ники меняются ролями.
Упражнение «синхронная езда» выполняется, стоя на месте группой из 4-6 человек. Участники становятся друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Повороты, езда, стоя на педалях, и т. д. имитируются движением туловища. При этом лидер в отличие от предыдущего упражнения плавными движениями способствует син-хронному повторению своих движений другими участниками. Так ре-шаются две задачи: лидер учится водить группу, а ведомые - ездить за лидером.
Упражнение можно усложнить и сделать интереснее, эмоцио-нальнее, если ведущему начать разговор с участниками, задавать им вопросы, но те должны все равно своевременно реагировать на действия лидера и синхронно выполнять предложенные им повороты.
Испопьзуя приведенные рекомендации, легко составить план сво-их тренировок с учетом характера предстоящего похода. Общая схе-ма тренировок такая: разминка - основная работа (скорость до 40 км/час) - восстанавливающая езда (скорость 15 км/час).
Активно-туристский основной лериод продолжается ориентиро-вочно с мая по сентябрь. В основной период не следует прекращать тренировки по общей физической подготовке, иначе появляется риск снизить достигнутый уровень физического развития. Особенно это касается собирающихся в походы высоких категорий сложности.
В активно-туристский период велотуристы продолжают совершен-ствовать свое техническое мастерство, развивают выносливость с использованием повышенных нагрузок в околопредельном режиме и Уделяют внимание развитию силы при езде на велосипеде.
Для силовой тренировки отдельные участки проходят при ровном и мощном педалировании до полной усталости мышц. После отдыха (режим спокойного педалирования) вновь следует участок мощного педалирования.
В активно-туристский период велотуристы в выходные дни обыч-
271ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ________
но проводят походы с ночлегом в палатках, совершают категорий-ные многодневные походы, участвуют в слетах и соревнованиях.
Переходный период приходится на октябрь-ноябрь, его грани-цами являются дни возвращения из многодневных походов и начала следующего тренировочного цикла. Некоторые велотуристы в этот период позволяют себе расслабиться, отказавшись от активных спортивно-туристских занятий. Однако резкое сбрасывание нагрузки для организма отнюдь не полезно, потому что он испытывает такое же напряжение, чтобы вернуть в спокойный ритм работающие на высоких «оборотах» органы.
Прежде всего до глубокой осени рекомендуем совершать вело-походы. Полезно их сочетать с бегом и играми в волейбол, баскет-бол, футбол. А с началом зимы советуем кататься на коньках, уча-ствовать в лыжных походах и наращивать интенсивность общей фи-зической подготовки.
ОпрЕДЕЛЕНИЕ рдбоТОСПОСОбнОСТИВЕЛОТурИСТА
Тот, кто всерьез занялся спортивным велотуризмом, должен по-стичь азы самоконтроля, чтобы определять уровень своей трениро-ванности, правильно дозировать нагрузки на тренировках и избегать сильного переутомления в походе. Самоконтроль начинается с веде-ния дневника, куда заносят данные физического состояния на раз-ных этапах тренировочного процесса и спортивно-туристского цикла вообще, субъективные ощущения.
Уровень спортивной формы определяется по значениям так на-зываемого весо-ростового коэффициента, характеристике пульса и показателя объемной силы легких. Опытный велотурист всегда знает свой «походный» вес. Весо-ростовой коэффициент определяется отношением веса (в килограммах) к росту (в сантиметрах) минус сто. У тренированных велотуристов весо-ростовой коэффициент, по многолетним наблюдениям, находится в пределах 0,9-1,1. Показатель объемной силы легких определяется отношением объема легких (в кубических сантиметрах) к весу. При нормальной тренированности этот показатель бывает 60 и выше.
Объемная сила легких должна определяться в начале и конце велотуристского сезона при прохождении медосмотров. При показа-теле ниже 60 см3/кг необходимо определить причину и наметить меры по ее устранению: включить в тренировки плавание и другие специальные упражнения для развития легких. Если же причина в лишнем весе, то следует немедленно принять меры к его приведе-нию в норму.
Один из наиболее доступных методов самоконтроля является частота пульса - периодического расширения кровеносных сосудов, которое у здорового человека происходит ритмично, синхронно с частотой сокращения сердца (ЧСС). Наиболее простое определение частоты и ритмичности пульса - путем ощупывания (пальпации) артерии. У взрослого здорового человека частота пульса (или ЧСС) в условиях покоя колеблется от 60 до 80 ударов в минуту с равны-ми интервалами между ударами.
____Физическая подготовка. Предпоходные тренировки
Частота пульса туриста при езде на велосипеде находится в пределах 80-100 ударов в минуту, а на сложных участках может доходить до 150 и даже до 180 ударов в минуту. Через полтора-два часа после тренировки и че'рез два-три часа после окончания днев-ного перехода пульс должен прййти в норму. Чем выше спортивная форма, тем короче восстановительный период.
Выполняемая на тренировках работа при невысокой интенсивно-сти (ЧСС ниже 130 ударов в минуту) не приводит к существенному развитию выносливости. Но после тренировки ЧСС не должна пре-вышать 20% относительно той, что была до нее, а утром следующе-го дня частота пульса должна быть на предтренировочном уровне или даже ниже его. В идеале в результате тренировок пульс в по-кое снижается. У лыжников, велоспортсменов и бегунов-стайеров он иногда падает до 40 и меньше ударов в минуту. Велотуристы вполне удовлетворяются снижением ЧСС до 60 ударов в минуту.
Удобнее всего пульс определять на лучевой артерии пальпатор-ным методом, накладывая два-три пальца на запястье другой руки. При недостаточном навыке пульс подсчитывается за 30 сек., после приобретения опыта лучше всего его определять два-три раза в десятисекундные отрезки времени, а среднюю величину увеличивать в шесть раз. После нагрузки пульс удобнее подсчитывать в области височной сонной артерии или в месте верхней части сердца. Изме-рение проводится в первые десять секунд после окончания работы.
Методика оценки работоспособности. Простейшее определение спортивной формы можно произвести по пульсовому тесту 20 при-седаний за 30 сек. Частота сердечных сокращений измеряется пе-ред приседаниями и через три минуты после окончания приседаний. Оценка ведется по трехбалльной системе. При разности показателей до и после нагрузки не более 5 - хорошо, от 5 до 10 - удовлетво-рительно, более 10 - неудовлетворительно.
Проба Руфье оценивает работоспособность сердца по изменению частоты сердечных сокращений до и после 30 приседаний за одну минуту. У обследуемого подсчитывается пульс за 15 сек. (Р,) после пяти минут спокойного состояния, затем пульс подсчитывается за первые 15 сек. (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты по-сле окончания приседаний. Показатель сердечной деятельности (ПСД) определяется по формуле:
4 - (Р, + Р2 + Р3) - 200
ПСД =
При ПСД менее 5 - отлично, 5,1-10 - хорошо, 10,1-15 - удовле-творительно, более 15 - плохо.
Для определения физической работоспособности велотуристов применяется также велоэргометрический тест. Турист без разминки в течение пяти минут крутит велоэргометр с нагрузкой в 100 ватт (600 кгм) при частоте педалирования от 60 до 80 оборотов в мину-ТУ- В конце последней рабочей минуты определяют частоту сердеч-ных сокращений. После этого испытуемый отдыхает три минуты и еЩе раз работает на велоэргометре в течение пяти минут с нагруз-кой 150-200 ватт (до 1200 кгм). Повторная нагрузка должна увели-чивать ЧСС не более чем до 170 ударов в минуту. Физическую работоспособность определяют по следующей формуле:
255ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
= Л/, + (Л/2 -
170 - Г,
где Л/, - нагрузка первой работы, Л/2 - нагрузка второй работы, Г, -ЧСС поспе первой нагрузки, Г2 - ЧСС поспе второй нагрузки.
Перед походами I и II категорий спожности работоспособность должна быть не менее 1100 кгм/мин, или, если этот результат раз-делить на вес туриста, не менее 16,5 кгм/мин/кг. В походах высших категорий сложности уровень работоспособности должен быть не ниже 1450 кгм/мин., или около 21 кгм/мин/кг. Определение работо-способности относительно веса человека позволяет сравнивать фи-зическую подготовку велотуристов с разной массой тела.
Физическую работоспособность можно также определить на ме-отности, в частности, на велосипеде. В первый заезд велотурист на небольшой скорости проезжает каждые 100 метров дистанции 1300-1800 метров примерно за 15-20 секунд. Затем после трехминутного отдыха он проходит дистанцию с большей скоростью (100 метров за 10-16 секунд). Скорость поддерживается относительно постоянной на всей дистанции. В конце каждого заезда измеряют ЧСС. Уровень физической работоспособности определяют по предыдущей формуле. Вместо /V, подставляют скорость, которую развил велотурист при прохождении первой дистанции (расстояние, пройденное за 5 минут). Вместо Л/2 - скорость во время второго заезда. Физическая работо-способность будет выражаться в скорости. Для велотуристов, соби-рающихся в поход I и II категорий сложности, скорость должна быть в пределах 6-8 м/сек. Для велотуристов, готовящихся к походам IV и V категорий сложности, в пределах 11 м/сек.
Определить степень своей физической подготовленности можно по 12-минутному тесту, разработанному американцем К. Купером. Нужно выбрать равнинный участок дороги и постараться за 12 ми-нут проехать как можно больше (см. табл. 5.6).
Таблица 5.6
Степень подготовленности | Возраст, лет | |||
13 - 19 | 20 - 29 | 30 - 39 | 40 - 49 | |
Очень ппохо мужчины женщины | меньше 4,4 меньше 2,8 | меньше 4,0 меньше 2,4 | меньше 3,5 меньше 2,0 | меньше 3,2 меньше 1,6 |
Ппохо мужчины женщины | 4,4 - 6,0 2,8 - 4,4 | 4,0 - 5,5 2,4 - 4,0 | 3,5 - 5,0 2,0 - 3,5 | 3,2 - 4,8 1,6 - 3,2 |
Удовпетворитепьно мужчины женщины | 6,0 - 7,5 4,5 - 6,0 | 5,5 - 7,0 4,0 - 5,5 | 5,0 - 7,0 3,5 - 5,0 | 4,8 - 6,4 3,2 - 4,8 |
Хорошо мужчины женщины | 7,5 - 9,2 6,0 - 7,5 | 7,0 - 8,8 5,5 - 7,2 | 7,0 - 8,3 5,0 - 6,7 | 6,4 - 8,0 4,8 - 6,4 |
Отлично мужчины женщины | больше 9,2 больше 7,5 | больше 8,8 больше 7,2 | больше 8,3 больше 6,7 | больше 8,0 больше 6,4 |
Походное снаряжение
Оценку работоспособности при подготовке к походу желательно проводить раз в месяц.
Медик (санинструктор) группы заносит сведения об участниках похода в таблицу, а именно: рост, вес, данные спирометрии, весо-ростовой коэффициент, показатель объемной силы легких, пульс в нормальном состоянии, после 20 приседаний и после трехминутного отдыха. В путешествии санинструктор контролирует изменение пуль-са утром в наиболее характерных местах (на скоростиых участках, на перевалах и т.д.), а также вечером, после окончания движения и перед сном. Все данные санинструктор заносит в дневник.
Если, например, утром у велосипедиста высокий пульс, то про-должать путешествие в прежнем режиме нельзя. Следует уменьшить вес багажа ослабевшего участника, обеспечить углеводную диету, изменить график движения в сторону уменьшения времени езды и увеличения отдыха.
ПОХОДНОЕ СНАрЯЖЕНИЕ
Все снаряжение велотуристов можно разделить на три большие части: групповое (или общественное) общетуристское; личное (или индивидуальное) общетуристское; слециалыное, относящееся только к велотуризму (групповое и личное).
Групповое общетуристское снаряжение состоит из палаток, тен-тов, вещей для приготовления пищи, медицинской аптечки. В личное общетуристское снаряжение входят спальные принадлежности, одеж-да, обувь, посуда, предметы личного туалета и др. Групповое специ-альное - ремонтный набор и инструменты, некоторые запасные части к велосипедам, тент для велосипедов. Личное специальное -велосипед с принадлежностями и оборудованием, велорюкзак, шлем и т.д.
Снаряжение велотуриста должно точно соответствовать району и времени года, в котором путешествие проводится. Туристы всегда стремятся к тому, чтобы снаряжение было как можно легче, ком-пактнее и в то же время прочнее и надежнее по своей конструк-Ции, удобным, приятных расцветок. Поэтому велотуристы предъяв-ляют высокие требования к материалам, из которого оно изготовле-но, добиваясь уменьшения веса снаряжения и наиболее рациональ-ного его использования.
Главное при подборе снаряжения к походу - найти золотую се-редину, когда в поход берется то, без чего нельзя обойтись, и в то же время нет ни одной лишней вещи.
ГрупПОВОЕ СНАрЯЖЕНИЕ
Предлагаем список группового общетуристского снаряжения из расчета на шесть-девять человек:
Палатка трехместная с принадлежностями
Тент групповой
Таганок или трос с тремя цепочками или набором
крючков Чехол для перевозки таганка или кострового набора
2-3 компл. 1 шт.
1 компп. 1 компл.
21*ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
Примус «Шмель» или газовое оборудование «Кемпинг-газ» Чехлы для перевозки примуса или газового оборудования Канистры или бутылки пластиковые с бензином (емк. 2 л.) Запасные балоны для «Кемпинг-газа» (если выбрано
газовое оборудование) Лампа для «Кемпинг-газа» Канистры или бутылки пластиковые для питьевой воды
Ведра туристские (каны) объемом 4-5, 5-6, 6-8 л. каждое (если еду предполагается готовить на костре)
Кастрюли по 5-6 л. и чайник 4-5 л. (если еду
предполагается готовить на примусах или газовых горелках)
Запасные части для примуса
Шланг резиновый, воронка для переливания бензина
Чехлы для перевозки посуды
2 шт. 2 шт. 2 шт.
по необх-ти 1 шт.
из расчета 2 л. на чел.
компп. из 3 ведер
компл.
из 2 кастрюпь
и 1 чайника
1 компл.
1 компл.
1-2 шт.
в зависимости от вида посуды 1 пара 1 шт. 1 шт.
2-3 коробки 1 шт. 1 шт. 1-2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Брезентовые рукавицы (для костра)
Топор туристский в чехле (для костра)
Двуручная пила или ножовка в чехле (для костра)
Спички в непромокаемой упаковке
Скатерть обеденная полиэтиленовая
Сковородка или противень
Половник
Безмен
Нож кухонный
Бутылка пластиковая для масла
Мешочки продуктовые или бутылки пластиковые для
сыпучих продуктов по необх-ти Растопка для костра и примуса (оргстекло, сухой спирт) по необх-ти Мыло хозяйственное 1 шт. Мочалка для мытья посуды 1 шт. Доска разделочная 1 шт. Фонари электрические с запасным комплектом батареек 2-6 шт. Карты, схемы на район путешествия, путеводители,
расписания поездов в папке или планшете 1-2 компл. Походные документы 1 компл. Веревка бытовая по необх-ти Веревка вспомогательная капроновая по необх-ти Карабин альпинистский по необх-ти Компас 2 шт. Альтиметр 1 шт. Бинокль 1 шт. Фотоаппараты, видеокамера, пленки, кассеты по необх-ти Волейбольный мяч по желанию группы Медицинская аптечка / компл. Ремонтный набор общего назначения 1 компл.
Групповое специальное снаряжение:
Трос или цепь с номерным замком 7 шт.
Походное снаряжение
Тент для велосипедов
Велосипедный общегрупповой ремонтный набор
Инструменты
1 шт. 1 компл. 1 компп.
Папатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость (минимальный вес), комфортность, водо-непроницаемость, простота и надежность установки. В советское время у нас долго применялась в основном «памирка» (или «сереб-рянка»), сделанная из прорезиненного перкаля в форме домика. Сейчас существует множество конструкций палаток. Помимо тради-ционной двускатной есть трех-, четырехскатные, шатровые, фургон-ные, «юрты», «полубочки» и т. д. В велосипедных походах у нас в основном применяются палатки классического типа «домиком» и каркасные. Большинство туристов предпочитает двух-трехместные палатки, но некоторые шьют палатку на всю группу. При этом бес-каркасные палатки у нас применяют в основном в лесных районах, где можно не брать стоек и таким образом сэкономить в весе. Ле-том некоторые используют палатку-шатер без пола, в которой тоже помещается вся группа. В теплое время можно вообще обойтись без палатки, используя тент и полиэтиленовую подстилку. В походе по пустынным районам в летний период нужна палатка из тонкой легкой ткани, причем с входом на молнии, чтобы она была непро-ницаемой для ядовитых жителей пустыни.
В безлесных районах, а таюке в зарубежных поездках каркасные палатки уверенно вытесняют традиционные («домиком»), так как они быстро устанавливаются и не требуют каких-либо навыков. Не оп-равдала себя и полиэтиленовая пленка в качестве тента, поскольку она требует бережного обращения, что в походе обеспечить не очень легко, в ветреную погоду легко рвется (и требует большого количества бельевых прищепок), а хотя бы одна дырочка сводит пользу от нее на нет, особенно при длительном дожде.
Каркасные палатки бывают четырех-, шестигранными, вмести-мость их тоже может быть разной (от двух до шести человек), вес колеблется от 2 до 6 кг, при этом предпочтительнее такая конструк-ция: сама палатка из легкого дышащего материала держится на каркасе, на нее накидывается и крепится сверху каркаса тент. Кар-кас палатки представляет собой 2-3 несущие дуги, имеющие форму полусферы и пересекающиеся в верхней точке палатки. Иногда ста-вится вспомогательная укороченная дуга, которая служит опорой для тамбура. Каркас изготавливается из легких сплавов (дюралюминий, титан) и из других материалов (делают каркасы фиберглассовые, углепластиковые, кевларовые и т. д.). Наиболее надежны металличе-ские каркасы. Чаще всего используют трубы 10x1 мм и 12x1 мм. В последнее время появился более легкий и в то же время прочный алюминиевый сплав Еаз(оп, из которого делают трубы 8,5x0,8 мм и 11x0,7 мм.
Для изготовления собственно палатки используется любой ка-пРон, пропускающий воздух. Лучше всего для верхней части внут-ренней палатки подходит легкий материал Му!оп ТаШа или хлопко-полиэстерная ткань, которая ограничивает образование конденсата. Для того, чтобы палатка хорошо сохраняла форму и не растягива-лась по швам, при натяжении в шов подкладывают армирующую
257ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ_______
стропу. Нижняя часть палатки изготавливается из прорезиненного капрона или из тканей типа Му1оп ТаИе1а Р\/С, Му1оп СМогс! 210. Вход палатки делается на молнии; хорошо, если она имеет два окошка для вентиляции с сеткой от насекомых.
В летнее время, когда есть уверенность, что не будет дождя, палатки можно расставлять без тента. Очень ценен в походе там-бур, в котором можно сложить вещи и снаряжение. Для изготовле-ния наружной палатки (тента) обычно используют водоотталкиваю-щий материал Му!оп Тап*е(а 190-Т и 210-Т с алюминизированным по-крытием 8!К/ег, Р11, МР или полиэстер серии МР-70, обладающий, в отличие от нейлонов, высокой стойкостью к воздействию ультрафио-летовых лучей, либо материал ОгатопЬазК роПз*ег/пу1оп. Тент может оканчиваться «юбкой», лежащей на земле; если ее придавить кам-нями, палатка становится еще более ветроустойчивой. Как показапа практика, использование материала с алюминизированным покрыти-ем в жаркий день сохраняет внутри прохладу, особенно если вывер-нуть тент алюминизированным покрытием наружу.
Сейчас все палатки обрабатываются специальными противогриб-ковыми пропитками.
До недавнего времени групповой тент делали из полиэтилено-вой ппенки, а чтобы он не рвался, от углов в направлении их бис-сектрис пришивали по куску тесьмы длиной не менее 30 см. Теперь для изготовления группового тента часто используют те же мате-риалы, что и для изготовления тентов палаток. Обычно групповой тент растягивают в стороне от палаток. Но ради уменьшения веса одни туристы не берут тенты для каждой палатки, а растягивают один большой тент, под которым умещаются две расставленные друг против друга палатки, и остается пространство между ними (там-бур), где группа в ненастье готовит пищу, ужинает, ремонтирует велосипеды и вообще проводит свободное время. Другие, наоборот, не берут групповой тент, а используют тамбуры самих палаток, по-ставпенные рядом и скрепленные между собой.
В России и бпижнем зарубежье велотуристы пищу готовят в ос-новном на костре. Из кострового оборудования наиболее распро-странены трос и таганки. В первом случае в комплект входят трос толщиной 2,5-3 мм с петлями на концах, к которым привязаны ве-ревочные растяжки, и тонкие цепочки с двумя карабинами на каж-дой, либо система крюков. Использование тросов вынуждает искать для костра два дерева, отстоящие друг от друга на расстоянии 8-10 м. Поэтому все больше туристов предпочитают применять таганки. Они выполняются обычно из металлических трубок (хорошо себя зареко-мендовал титановый сплав), представляют собой четырехугольную рамку, длина которой равна суммарной ширине трех ведер (канов), составленных вместе, а ширина - 15-16 см. По углам к рамке при-крепляются четыре ножки. На концы ножек напаиваются или навин-чиваются шайбы. Высота ножек должна позволять развести под таганком огонь и подкладывать затем дрова. Таганок дает возмож-ность расположиться вдали от больших деревьев, но если нужно согреться в холодную погоду или обсушиться, приходится разводить еще один костер.
Походное снаряжение
Однако велотуристские маршруты часто проходят по местам, где разжигать костры не рекомендуется или запрещено, особенно при переходе лесопарковых зон и заповедников, в засушливый пожаро-опасный период, а также в европейских странах. Поэтому часто приходится ориентироваться на примусы и другие нагревательные приборы.
Из примусов в России наиболее употребляемы «Шмель», «Ту-рист» и «Огонек». «Шмель» и «Огонек» имеют вертикальную, а «Ту-рист» горизонтальную компоновку. Примус «Шмель» имеет несколько модификаций. Примусы «Турист» и «Огонек» не пользуются у вело-туристов популярностью из-за их малой мощности. Так, «Турист» обеспечивает горение в течение 25-30 минут, а «Шмель», отличаясь высокой надежностью в работе, обеспечивает беспрерывное горение в течение 1,5-2 часов. Также не используется велотуристами «Шмель-3», имеющий две горелки. В походы чаще берут «Шмель», «Шмель-2», а особенно «Шмель-4» с наибольшим из этих трех мо-дификаций объемом бачка (0,95 л), обеспечивающим непрерывное горение в течение 4-6 часов, надежно работающий при любых тем-пературах до +40°С.
Для примусов лучше использовать бензин с октановым числом 92, на бензине с низшим октановым числом, на смесях бензина и солярки и на керосине примусы сильно коптят и быстро выходят из строя. Разогреваются они сухим спиртом. Средний расход бензина на группу 6-9 человек летом 0,6-0,7 л, в холодную погоду - до 1 литра в день. Наиболее распространенные неисправности примуса -поломка иглы и выход из строя насоса (в корпусе примуса отсутст-вует давление). При отсутствии запасной иглы можно использовать конец тонкой швейной иглы или булавки либо нитку тормозного тро-сика. Пришедший в негодность насос примуса может заменить вело-сипедный. Необходимо снять шайбы и кольцо со штока насоса и освободить гайку поршня. Затем расточить копьцо круглым напиль-ником под вентиль велосипедной камеры. Вентиль вставить в гайку и закрепить контргайкой, как на ободе колеса.
После того, как в продаже повсюду появились пластиковые бу-тылки с разнообразной водой, многие велотуристы стали их исполь-зовать для перевозки бензина.