Присвоение спортивных разрядов и званий. Участие

в чемпионате России по туризму .........................................440

VII. МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

....................................................444

1. Велотуристские соревнования.................................................446

Полоса препятствий .................................................................447

. Фигурное вождение..................................................................448

Раппи ..........................................................................................451

Ориентирование по карте.......................................................454

Триал..........................................................................................455

Марафон....,................................................................................456

Подготовка и проведение соревнований..............................456

2. Игры на велосипеде в походе и на велодроме..................460

Тренировочная трасса для всех желающих..................,......461

Игры на велосипеде.................................................................462

Игры с мячом на вепосипедах..............................................464

Ориентирование по описанию................................................465

3. Массовые походные мероприятия..........................................466

Велозаезд...................................................................................466

Кросс-поход...............................................................................467

Однодневное ралли дпя широкого круга

велосипедистов...................................................................467

Двухдневное раппн...................................................................472

Велотуриада выходного дня....................................................473

Многодневная туриада....,..................................................,.....474

Многодневное ралли ................................................................476

Марафон-эстафета....................................................................486

Многолетнее ралли...................................................................487

VIII, ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

1. Кружок, секция, клуб юных велотуристов...........................488

Педагогические принципы деятельности кружка юных

вепотуристов.......................................................................491

Организационно-методические принципы работы

кружка юных велотуристов.............................................. 497

Формирование клуба юных велотуристов ...........................500

2. Велопоходы в летнем оздоровительном лагере................503

IX. А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

1. Тандемы........................................................................................ 505

2. Между велосипедом и автомобилем.....................................509

3. Легко ли сделать веломобиль?............................................... 512

Вепомобиль-конструктор.......................................................... 512

Творения изобретателей-любителей..................................... 517

Как самому сделать веломобиль?........................................ 525

4. В поход на веломобиле............................................................ 530

Подготовка веломобиля к путешествию...............................530

Организация поездок на веломобилях ................................ 53У

Перспективы веломобильного туризма ................................ 533

5. Велоамфибии, колесные яхты, аэропеды............................533

X. СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ..................................................................... 539

Авторы книги по разделам .................................................... 539

Литература ................................................................................540

Правила проведения соревнований туристских

спортивных походов. Кодекс путешественника ............ 542

Перечень классифицированных велосипедных

туристских маршрутов (Россия и Украина) .................. 549

Методика категорирования велосипедных маршрутов ...... 554

Паспорт препятствий велосипедного маршрута

(перевапа, песчаного участка, участка бездорожья).. 561 Разрядные требования по туристскому многоборью

1997-2000 гг. ...................................................................... 562

Описание рекомендуемых технических этапов

и специальных заданий.................................................... 565

Описание фигур и порядка их прохождения

на дистанции фигурного вождения................................. 568

Описание препятствий дистанции триала............................ 569

Таблица рекомендуемых штрафных баллов

на велотуристских соревнованиях.................................. 570

Типовое положение о территориальном туристском

клубе (центре).................................................................... 572

Типовое положение о клубе туристов предприятия,

учреждения, учебного заведения ................................... 577

Адреса некоторых велотуристских клубов России............. 578

Некоторые велосипедные организации и клубы других

стран.................................................................................... 579

Зарубежные вепотуры............................................................. 582

Инструкция по организации и проведению туристских

походов (путешествий), экспедиций и экскурсий

с учащимися, воспитанниками и студентами

Российской Федерации.....................................................585

Примерный устав клуба юных велотуристов...................... 590

Примерный тематический план работы кружка юных

велотуристов в оздоровительном лагере...................... 594

Англо-русский словарь терминов и аббревиатур............... 594

Русско-английский велотуристский словарь ........................ 597

I

ПРЕДИСДОВИЕ

Известный велогонщик Жан Анкетиль говорил: «...Спокойный че-ловек - велотурист. Дпя него не существует соревнований: он путе-шествует. Но это не избавляет его от борьбы с ветром, холодом, дождем, солнцем, грозой. И не освобождает от необходимости сле-дить за своим питанием. На практике существуют различия между прогулкой на велосипеде в течение нескольких часов, однодневной или многодневной экскурсией и классической гонкой. Однако основ-ные принципы остаются неизменными».

Предлагаемая читателю книга - как раз о принципах велотуриз-ма, будь то небольшие прогулки и экскурсии или сложные велоси-педные путешествия. В ней рассмотрены основные вопросы органи-зации и проведения велопоходов: как лучше их подготовить и как лучше подготовиться к ним самому.

В последней четверти XX века много пишут и говорят о велоси-педе. Словно подражая веку минувшему, нынешний век в те же годы удивил мир велосипедным бумом - по крайней мере, на стра-ницах газет и журналов это словосочетание в последние десятиле-тия можно было увидеть часто. И тем не менее доля организован-ных велотуристов в нашей стране слишком мала, если сравнивать с десятками миллионов обладателей двухколесных машин.

Причин тут много, но главная - не осознало еще наше общество мощного оздоровительного потенциала, заложенного в велосипеде, не знают многие, сколько радости и впечатлений может принести обычный недельный велопоход. А потому подавляющее большинство владельцев двухколесных экипажей не связывает с ними свой от-дых, потому у нас так мало выпускается снаряжения для велоту-ризма, почти нет в стране велодорожек и никак не утвердится ве-лотуризм по путевкам. Потому книги о велотуризме - большая ред-кость.

Впрочем, тут причина «соревнуется» со следствием: еще и по-тому мало любителей велопутешествий, что почти нет литературы, им посвященной и им помогающей. Настоящий труд, созданный кол-лективом велотуристов с немалым походным опытом, - стремление хоть отчасти закрыть одно из «белых пятен» в развитии массового велотуризма. Кроме этой книги мы предполагаем выпустить сборник велотуристских маршрутов.

Прямо скажем, нелегкое это дело - писать солидную книгу во время стремительных перемен. Что считать новым утверждающимся доминирующим явлением, а что - преходящим веянием моды? НаПРЕДИСЛОВИЕ

гпазах меняется стиль путешествий, экипировка велотуристов, осна-щение походных велосипедов.

На первый взгляд, девяностые годы с их хромающей экономикой отнюдь не благоприятствуют путешествиям россиян на велосипедах, но, с другой стороны, развитие велотуризма перестал тормозить дефицит вепосипедов с несколькими передачами, появилось много владельцев новых, неведомых нам ранее велосипедов с 21-24 пере-дачами. Ограничены по разным причинам возможности для путеше-ствий на велосипедах по обширному пространству, которое до не-давнего времени именовалось Советским Союзом, но - открылись границы внешние. Приказала долго жить единая централизованная система планового и самодеятельного велотуризма, субсидируемая профсоюзами, но - появилась возможность организовывать под эги-дой разных ведомств велосипедные объединения какого угодно на-правления, в том числе коммерческие. Зачах некогда популярный журнал «Турист», который постоянно писал о походах на велосипе-дах и о самих двухколесных экипажах, но - родился наконец вело-сипедный журнал «Вело-темпо».

Раньше шоссейно-гоночный, сугубо спортивный, стиль велопуте-шествий был уделом спортсменов (действующих и оставивших спор-тивную арену) и лишь небольшого количества велотуристов. Теперь он, не без влияния со стороны Запада, все больше утверждается и в нашей стране. Это прослеживается даже в терминологии: велоту-ристские законы и правила теперь пестрят такими словами как «спортивный поход», «соревнования», «чемпионат» и другими. Ста-новится очень модным новый стиль велоезды, зародившийся в США, - бездорожный быстрый, или, как его еще называют, агрес-сивный - на так называемых горных велосипедах с широкими ши-нами («маунтинбайках»), пришедший из велокроссов по пересечен-ной местности, из соревнований типа «триал», из спортивных вело-ралли. На этих велосипедах ездят, что называется, не разбирая дороги, первоначально - по горным тропам. В многодневном туриз-ме, по крайней мере в нашей стране, такой стиль пока не нашел широкого распространения, но поездки выходного дня - это ведь тоже велотуризм.

Писать книгу с позиции только традиционного неспешного оздо-ровительного велотуризма уже нельзя, приверженцы спортивных стилей езды (и на гоночных велосипедах, и на «маунтинбайках») скажут, что книга устарела. Но если принять за основу спортивные стили, появляется риск выхолостить наш отечественный романтиче-ский, с признаками авантюрного, копорит походов по проселкам, таежным лесовозным дорогам, тропам, коих в России еще великое множество. Нет, мы должны сохранить нашу национальную специфи-ку вепотуризма. Как и во всем, здесь тоже наиболее уместна золо-тая середина, которой при написании книги мы и старались придер-живаться.

Да, обе наши столицы - Москва и С.-Петербург - в чем-то опе-режают Россию, но наша книга - не только для жителей столиц. Мы не должны забывать об огромной территории на восток от них, где на руках много отечественных велосипедов, особенно в небольших городах (да и велопромышленность у нас отнюдь не перестала су-ществовать), где продолжают еще ездить в серо-зеленых штормовках

ПРЕДИСЛОВИЕ

и новомодные велорюкзаки не везде можно купить, многим по-прежнему приходится их шить самим. Одним словом, мы сейчас одной ногой находимся в нашем доморощенном велотуризме, а дру-гой - в иноземном, западном.

Мы старались в книге в первую очередь рассказать о том, о чем пока еще нельзя прочитать в литературе и периодической печа-ти. Максимум внимания уделили «целинным» темам, например, ор-ганизации зарубежных велотуров, массовых мероприятий, школьно-му, веломобильному туризму, видеосъемке, применению новой тех-ники в велотуризме и другим, И, наоборот, те вопросы, которые освещены в других книгах и пособиях, мы затрагиваем вскользь или не касаемся их вовсе.

Авторы книги - из наиболее опытных велотуристов России и других стран, мастера спорта, инструкторы по велотуризму, руково-дители велопоходов с большим опытом. Кроме авторов, указанных в справочном разделе книги, мы хотим также поблагодарить бывалых путешественников, сообщивших ряд полезных сведений, улучшивших содержание книги. При написании отдельных разделов использованы также материалы журналов «Вело-темпо», «Катера и яхты», «Моде-лист-конструктор», «Наука и жизнь», «Турист», «Физкультура и спорт» и других.

Как видит читатель, круг авторов широк, однако на самом деле он еще шире. Нашими соавторами с полиым правом нужно назвать и товарищей по велопутешествиям из многих городов страны, кото-рые не только делили с нами радости и тяготы походной жизни, но также делились своим опытом, находками и изобретениями, помо-гающими организовать путешествия более интересно, рационально и эффективно. Эта помощь выражается в самых неожиданных формах, ну хотя бы даже в том, что благодаря широкой велотуристской об-щественности России и стран ближнего зарубежья мы защищены лучше всяких «копирайтов» от пиратства в книгоиздании.

Мы выражаем благодарность российскому представительству фирмы ТгеШпд Рох ООО «К, и Т. Холдинг», Пензенскому велозаво-ду имени Фрунзе, фирме «Спортекс» АОЗТ «Гранд Три» и другим московским представительствам велофирм, а также фирмам-изгото-вителям туристского снаряжения, которые оказали помощь в изда-нии книги.

Организационную помощь в подготовке книги к изданию редак-тору-составителю А. А. Булгакову оказали вице-президент Русского клуба велопутешествий Д. П. Боголюбов, А. Р. Каминский, президент Русского клуба велопутешествий И. П. Налимов, президент Москов-ского клуба велотуристов С.Н.Селиванов, В. Н.Трошин.

Такая объемистая и многотемная книга о велотуризме - первый опыт в нашей стране. Тем не менее мы не исключаем, что в усло-виях стремительных перемен что-то новое, важное мы не успели отразить или сделали это не лучшим образом. И вообще мы созна-ем, что книга не лишена недостатков. Приглашаем всех велотури-стов стать нашими общественными рецензентами, присылать свои замечания об ошибках, неточностях и упущениях, а опытных велоту-ристов к тому же просим присылать свои материалы и тексты тех или иных разделов (это уже с выплатой гонораров) для последующе-го издания книги, которое мы предполагаем выпустить в 1999 году.

Из истории велосипеда и велотуризма

ЧЕДОВЕК НА ВЕДОСИПЕДЕ

Наши рекомендации