Деловой и корпоративный туризм
Если бы Вы упомянули термины деловой туризм и корпоративный туризм всего каких-то двадцать-тридцать лет назад, то собеседник не смог бы понять, о чем идет речь. Понятия делового и корпоративного туризма появились в связи с глобализацией мировой экономики. В развитых зарубежных стран это произошло в 70-80хх годах XXго века, а вот в России о деловом туризме заговорили только в начале 90х. Именно в это время российские компании смогли выйти на мировой уровень.
Туроператоры, осознавшие, что деловой туризм – это не просто одно из направлений индивидуального туризма, а отдельная ниша туристического бизнеса, сейчас, что называется, на коне. Современным руководителям не приходится беспокоиться об организации деловой поездки. Профессионалы делового туризма «под ключ» составляют программу зарубежного выезда, берут на себя все организационные вопросы, помогают при возникновении непредвиденных ситуаций.
Надо заметить, что сейчас семинары, выставки и деловые встречи далеко не всегда проходят в близких и понятных европейских странах. Латинская Америка и Африка уверенными темпами вливаются в мировую экономику и готовы предложить экономически развитым странам много интересного. Для руководителя деловой туризм в таких далеких странах может быть связан с дополнительными проблемами. Незнание местной культуры, языка, традиций и делового этикета могут поставить руководителя в неудобное положение. Для деловой встречи это в принципе неприемлемо. Люди, отправляющиеся за рубеж по вопросам бизнеса, не хотят чувствовать себя неуютно. Решения в этой сфере часто принимаются в зависимости от того, насколько уверенно выглядит руководитель, как он ставит себя и как отстаивает интересы своей компании. Смущенный и неуверенный представитель крупной фирмы не впечатлит потенциальных партнеров, поэтому в вопросах делового туризма нельзя забывать ни о каких мелочах.
Современные туристические компании смогут обеспечить комфортное пребывание в развивающихся странах и раскрыть их с лучшей стороны. С их помощью путешествие станет не только полезным для бизнеса, но и познавательным. Деловой туризм можно совместить с посещением различных достопримечательностей, экскурсионным или активным отдыхом. Для каждого туриста можно так составить свой график, чтобы нашлось время и для работы, и для отдыха.
Понятно, что руководители компаний, имеющих связи за рубежом, люди занятые, и тратить время на организацию делового туризма они не могут. Но! У каждого руководителя есть заместитель, секретарь и целый штат сотрудников. Самым простым вариантом было бы поручить организацию поездки им. Проблема в том, что изучение многочисленных предложений авиакомпаний, сравнение сотен гостиниц, выбор переводчика, аренда автомобилей и прочие важнейшие аспекты организации тура не будут способствовать эффективному выполнению основных служебных обязанностей. Совмещение прямых обязанностей с делом, в котором сотрудник ничего не понимает, приведет к тому, что успех не будет достигнут ни там, ни там. Кроме того, деловой туризм – это насколько важная часть бизнеса, что доверять ее организацию не профессионалу будет непростительной ошибкой. Страшно подумать, во что может вылиться невнимательность при бронировании билетов или выбор неудачно расположенной гостиницы. Именно поэтому все крупные компании уже давно и успешно сотрудничают с одной конкретной туристической компанией, которая берет на себя организацию всех зарубежных встреч, посещение выставок и семинаров, командировки сотрудников и прочие аспекты делового туризма.
Если говорить о бизнес поездках в целом, то деловой туризм это только лишь одна сторона медали. Сейчас, глядя на зарубежных партнеров, крупные российские компании осваивают корпоративный туризм. В то время как небольшие фирмы только-только начали включать в свой бюджет новогодние «корпоративы», акулы бизнеса могут себе позволить устраивать семинары, обучение и просто корпоративный отдых за рубежом.
Чем интересен корпоративный туризм для руководителя? Совместные выезды, в первую очередь, работают на сплочение коллектива. Одно дело, общение в рамках офиса и редких корпоративных вечеров, и совсем другое – совместный отдых. Для таких путешествий обычно составляется продуманная программа. В график обязательно включаются тренинги и семинары, которые разбавляются обширной экскурсионной программой.
Корпоративный туризм от индивидуального отличается продуманной организацией. Конечно, руководителю важно, чтобы сотрудники отдохнули и набрались сил для трудовых свершений, но этого мало. Если просто вывезти весь штат сотрудников, поселить их в гостиницу и дать полную свободу действий, то единственный раз, когда они будут вместе, это в аэропорту. Все разобьются на группы по интересам, и состав этих групп будет таким же, как и в офисе. Главная идея корпоративного туризма - разбить эти устоявшиеся группы и создать одну – сплоченный и работающий коллектив.
Для достижения этой цели недостаточно просто приехать в гостиницу и периодически выезжать на экскурсии. Каждый день отдыха должен быть продуман так, чтобы он работал на результат. Сейчас очень популярен сюжетный корпоративный туризм. Туристическая компания организует не просто поездку, а приключение в лучших традициях голливудских фильмов. Всех сотрудников объединяют в команду, которая должна искать ответы на хитроумные загадки, раскрывать коварные планы корпоративного врага и, в конце концов, добраться до несметных сокровищ. Такая программа может быть рассчитана на один день, а может увлечь сотрудников компании на весь двухнедельный отпуск. Надо заметить, что при правильной организации в работу включаются даже самые большие скептики, и взрослые люди на несколько дней забывают, что они занимают руководящие должности в крупных компаниях. С определенной минуты они становятся покорителями джунглей, опасными пиратами или искателями сокровищ.
Корпоративный туризм для рядовых сотрудников и для топ-менеджеров планируется по-разному. Менеджеров среднего звена, в первую очередь, необходимо обучить, раскрыть в них все имеющиеся способности, собрать работников отдела в единый эффективно работающий механизм. Корпоративный туризм, ориентированный на руководителей, преследует несколько иные цели. Человек, ежедневно принимающий важнейшие бизнес решения, от отдыха ждет расслабления. Психологи и тренеры при работе с такими клиентами стараются, в первую очередь, снять напряжение и избавить от стресса. Природа в такой работе главный помощник. Грамотный тренер использует природную красоту и гармонию, чтобы отключить топ-менеджера от бетонных джунглей и целиком окунуть в зеленые. И вот когда голова полностью освобождена от рабочей действительности, в нее приходят действительно стоящие идеи. Нередко именно во время такого отдыха решается судьба компании и полностью меняется стратегия развития отдела или всей организации в целом.