Письмо пятьдесят второе
4.11.42. Милый, дорогой Шурок, милые, дорогие дети, дорогая мама! Поздравляю Вас с великим праздником 25-летия Октября! Четверть века существует советская власть, и будет существовать дальше, несмотря ни на какие козни врагов. В предыдущем письме я забыл сообщить, что, в связи с происшедшими у меня изменениями, произошла задержка выдачи денежного содержания. За октябрь мы ещё расчёта не получили. Днями должны рассчитать. И я немедленно переведу Вам всю свою наличность. В последние дни я получил много писем, в том числе от Васи, от Сани, от обеих племянниц. Получил известие, что зять Миша живой, но не получил пока его адреса. Очень хорошее письмо получил от Сани. Она получила твоё письмо и настолько им обрадована, что добрую половину письма посвятила этому факту. Трудности жизни у ней исключительные. Громадные хлопоты доставляет им беспомощное положение матери. Полгода лежит она без движения. И жизнь угаснуть не может. Племянница Аня учится в педучилище, Таня работает в детском саде. Племянник Миша ходит на Всеобуч, собирается воевать.
5.11.42. Я здоров, но занят. Потому кончаю.
Всех целую.
Ваш папочка.
Письмо пятьдесят третье.
18.11.42. Дорогой Шурок, только что получил твою открытку из Куйбышева. Как нескладно складываются у Вас дела. И так жить Вам очень тяжело, а тут еще приходится жить на два дома. Удивляюсь я тому упорству, с которым задерживают в городе совершенно неквалифицированного, почти неработоспособного старика. Неужели и в самом деле нет никакого выхода из этого тупика? Что можно ещё Вам посоветовать? Нет ли возможности подействовать на кого следует через органы власти, через врачей и т. д. С переездом мамы в город вряд ли им будет легче, оба они свалятся ведь. А как будете жить Вы одни, я вовсе не представляю. Нелечку поздравляю тысячу раз. Отличница в школе - это всё равно, что стойкий боец на войне. За Галочку рад. Хороший аппетит на арбузы надо ей перенести на всю пищу и тогда она будет выглядеть опять молодцом. За Вовочку тоже рад. Не отнимайте у него молотка. Пусть заколачивает он гвозди. Кончится война - табуретки и прочие вещи, наживем новые. А радость труда, деятельности, пусть пока бесполезной, у ребенка не следует отнимать. Ведь так мало у них сейчас радости. Я здоров, живу по-прежнему.
Целую. Ваш папочка.
В посылке не нуждаюсь, но можно послать те же носки, оставшиеся от меня. Новые приобретать не надо. Продуктов не надо никаких.
Фото очень жду. Гика.
Письмо пятьдесят четвёртое.
8.12.42. Привет, целую! Письма от Вас опять что-то задержались. И я последнюю декаду был очень занят и не направлял Вам внеочередных. Живу по-прежнему, хотя немножечко и передвинулся в другое место. Досталась хорошая, но холодная землянка. Немножко мерзну. Жду и никак не дождусь ваших карточек. Дополнительную денежную поддержку получите вскоре после этой открытки за всё время сразу. Это хуже, но я не мог сделать иначе.
Будьте здоровы.
Крепко целую.
Ваш папочка.
Отпустили ли папу?
Письмо пятьдесят пятое.
22.12.42. Привет, целую и поздравляю с Новым годом. Вчера у меня был весьма приятный день. В знаменательный день рождения Иосифа Виссарионовича Сталина я утвержден членом ВКП(б). Вчера же я, наконец, перевел Вам 1000 рублей поддержки. Думал, что эти приятные события увенчаются получением от Вас долгожданного письма или открытки, но это последнее желание не сбылось. После твоей открытки из Куйбышева я от Вас ничего не получил. А получил письмо от Лизы Абель, и от Г. Лошкарёва. Очевидно твоё, Шура, письмо заблудилось. Или же ты предельно занята, не можешь выкроить времени даже на открытку.
Крепко целую. Ваш папочка.
Письмо пятьдесят шестое.
30.12.42. Ещё раз с Новым годом! Милая, хорошая моя семья! Трудно описать радость, которую принесло мне Ваше письмо. Я его долго ждал, сильно беспокоился за Вас, и письмо Ваше явилось прямо наградой. Эта радость совпала с другой, в тот день мне был вручен партийный билет, превративший меня в полноправного, документально оформленного, коммуниста. Посмотреть на Вас, побыть с Вами, порадоваться на своих славных детишек, на их такую хорошую маму мне, конечно, очень хочется, но, к сожалению, я не могу Вам этого сейчас обещать. Живу я от Вас слишком далеко и видов на отпуск, на командировку у меня нет.
Твои надежды, Шурок, на скорую встречу тоже очень заманчивы, но я их гарантировать не могу. Сведенья с фронтов очень хорошие, но посмотри, какие силы, какую технику врага приходится разбивать. Сил у врага ещё много, и одним махом их не разобьёшь. Правда, немец пошёл уж не тот. На днях мне удалось видеть немецкого лётчика, выбросившегося в нашем районе на парашюте с подбитого самолёта. Вид исключительно жалкий: по-летнему одет, дрожит, трусит за свою шкуру, в бумажнике наши червонцы. В последнее время участились случаи перехода и сдачи в плен немецких солдат в нашем участке. Очевидно, и наша очередь активных действий на своём участке тоже скоро придёт. Прошу принять и передать самую тёплую благодарность Василию Никитичу и Саше Портнову за внимание, оказываемое ими на протяжении всего времени. Благодарственное письмо я им отправил в тот же день. За посылку большое спасибо, хотя я её ещё не получил. Получу ли я её, вообще не знаю. Мне известно, что в виду трудностей подвоза к нам, большое скопление посылок имеется под Мурманском. Я оптимистичный человек, связь никогда не подводила меня, и я вне подозрений к её работникам. Если она не попала под какую-нибудь бомбёжку, то я её получу. Только очень прошу посылок мне больше не направлять. Я в них не нуждаюсь. Ты мне шлёшь чёрные варежки. У меня есть двое рукавиц, в том числе одни меховые. В тёплых вещах Вы больше нуждаетесь, нежели я. Банка мёда вероятно там дороже моего денежного аттестата за месяц. А ведь я сахарное довольствие здесь получаю. Нормально. Носовые платки, конечно, пригодятся, они ведь нужны. Я с большим удовольствием Вам от себя направил бы посылочку гостинцев с фронта, но отсюда посылок, к сожалению, не принимают, и я поделать ничего не могу. Гражданского населения здесь нет, чтобы воспользоваться услугами его. Денег 1000 рублей Вам наконец перевёл, только эта помощь оказывается теперь малодействительной. Самый сердечный привет Леониду Ивановичу, и пожелания быстрей и лучше поправиться. У меня здоровьишко в последнее время тоже ухудшилось, но думаю, что пройдёт, я налажусь. Регулярно получаю новости от Васи и племянниц. Давно не получал от Сани. Получил письмо от Георгия Георгиевича Дудина. Он в Кинеле. Работает в Жилдорстрое по мобилизации, где Л. О, Глазков. Привет маме, спасибо ей за житьё с Вами. Привет Фёдоровне, тёте Тане и всей их семье. Нелечке напишу отдельное письмо.
Привет папе. Всех крепко целую.
Ваш папочка.
Жду фото. Жду посылку.