Мдссовые походные мероприятия
Мы рассмотрим широкий спектр массовых мероприятий с сорев-новательным содержанием и без него, продолжительностью от не-скольких часов до нескольких месяцев, соответственно, с различной протяженностью дистанций или маршрутов, проходимых участниками.
велоздезд
Популярны во многих странах массовые велопарады, велозаез-ды, велошествия - называют по-разному. Проводят их по многим поводам, различной может быть дистанция - от нескольких кило-метров до нескольких сотен километров. Могут быть заезды с поли-тическими целями, природоохранными, пропагандистские либо по-священные праздникам, юбилеям, датам. Заезды устраивают с це-лью демонстрации оригинальной самодеятельной велотехники (осо-бенно популярны стали парады веломобилистов). Они могут быть организованы ради привлечения к оздоровительной велоезде и ве-лотуризму как можно большего числа людей, и тогда о них широко оповещают средства массовой ииформации. Шествия можно приуро-чить к открытию велосезона, юбилею клуба, круглой дате со дня проведения первого похода и т.д.
Заезд, протяженность маршрута которого превышает, скажем, 40 км, можно уже считать походом выходного дня.
О готовящемся заезде надо поставить в известность местное управление Государственной инспекции безопасности дорожного дви-жения (бывшей ГАИ). По согласованию с представителями ГИБДД велотуристов лучше построить в колонну по 2-3 человека - тогда она не так растянется. Вести колонну нужно в умеренном темпе, через 30-40 минут - остановки, после подъемов - замедление тем-па, чтобы колонна собралась. Во главе колонны уместно встать опытным велотуристам в единой форме с эмблемами, вымпелами или флажками на рулях велосипедов. Завершить шествие можно каким-нибудь праздником или мероприятием: общим чаем на боль-шой поляне, конкурсами, массовыми или показательными соревно-
Массовые походные мероприятия
ваниями.
Заезд может длиться и два дня (суббота, воскресенье), и не-сколько дней. Перед проведением многодневного заезда трассу нуж-но хорошо разведать, наметить места ночлегов, может быть, загото-вить дрова, если ночлег предполагается в палатках. В этом случае надо убедиться, что для всех есть место в палатке, имеются спаль-ные принадлежности. Поскольку такой заезд обычно сопровождает автотранспорт, целесообразно заблаговременно расставлять большие палатки, а для готовки пищи привлечь походные кухни. По вечерам можно устраивать показы туристских слайдов и фильмов, а у кост-ра - конкурсы художественной самодеятельности и песни.
Кросс-поход
В кроссе дистанцию проходят на время (как можно быстрее), проводится он обычно по кольцевому маркированному маршруту. Но кросс - детище спорта, для велотуризма скорость не актуальна. По-этому трасса кросса должна по протяженности и по характеру мар-шрута соответствовать велопоходу выходного дня, чтобы ее могли проходить в любом режиме: и по-спортивному на время, и сугубо по-туристски с привалом.
однодневное рдлли для широкого кругд велосипедистов
В предыдущем разделе мы рассказали о том, как организуются ралли на соревнованиях тренированных велотуристов с походным опытом. Теперь предложим вариант ралли в походном режиме для всех желающих.
Если предполагается, что в ралли будут участвовать семьи с детьми до 14 лет, трассу нужно проложить так, чтобы она не прохо-дила по дорогам с интенсивным автомобильным движением. Для ралли лучше всего выбирать песчано-гравийные, проселочные и полевые дороги, гладкие тропы, желательны и один-два труднопро-езжих участка (лесная заросшая дорога, песчаный участок, преодо-ление оврага или ручья и т.д.). Удобна кольцевая трасса со стартом и финишем в одном месте. Протяженность трассы ралли в зависи-мости от предполагаемого контингента участников может быть в среднем 40-100 км, вся трасса разбивается на два отрезка: до при-вала и после него. На привале организаторы ралли могут пригото-вить чай. Темп движения зависит тоже от степени тренированности велосипедистов, которые собираются участвовать в ралли. Может быть и медленный темп, и средний, и быстрый, и спортивный, соот-ветственно меняется и километраж (скажет, от 40 км за 5 часов до 160 км за 8 часов). Но могут быть приняты два или даже три темпа в одном ралли. Участники сами выбирают приемлемый для себя. В этом случае судейская коллегия разрабатывает на каждый темп отдельный график движения.
Поскольку наше ралли туристское, лучше составить команды по 2-6 человек, но можно разрешить участвовать в ралли в любом составе: в одиночку, вдвоем и т.д. Одно из важных условий участия в ралли - наличие часов, а также у велосипедов счетчиков, вело-меров или компьютеров (для измерения лройденного расстояния). В
467МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
команде должен быть хотя бы один такой прибор. В личных сорев-нованиях в ралли каждый сможет проверить свои возможности пра-вильно рассчитывать путевое время, тренировать свои способности определять скорость движения, что важно в многодневных походах.
А чем должны руководствоваться участники ралли при движении по трассе? Может быть несколько вариантов.
Первый вариант - движение по маркированной трассе. Органи-заторы ралли накануне соревнований на перекрестках вешают на деревья специальные знаки или флажки. Недостаток этого способа: если кто-нибудь из посторонних снимет в месте поворота знак, все соревнования могут пойти насмарку. Поэтому и в поездке по мар-кированной трассе следует снабжать участников схемой.
Второй вариант - движение по описанию с компасом. Как вы-глядит описание, можно посмотреть в разделе «Игры на велосипе-де».
Третий вариант - участникам ралли выдается маршрутная схе-ма, в качестве которой может служить копия с карты с необходи-мыми дорогами. На схеме выделяется нитка маршрута, направление движения, наносятся пункты КВ. Режим движения на участках ралли задается в виде расстояния (с точностью до одной десятой километ-ра) и нормы времени (до одной минуты) - все это тоже пишется на схеме.
Четвертый вариант - движение по легенде. В этом случае на стандартном листе писчей бумаги, разделенном на небольшие клет-ки, рисуют схемы-абрисы всех поворотных пунктов. Клеток столько же, сколько на трассе перекрестков, крутых по-воротов и вообще точек, способных вызвать со-мнение относительно направления дальнейшего движения (перекрестки дорог, которые нужно проезжать прямо, можно в легенду не включать, но в правилах ралли следует этот момент огово-рить). Все они пронумерованы, причем удобнее, если абрисы расположены колонками снизу вверх и слева направо. Чертят их в топографических условных знаках (рис. 7.2). Между точками ука-зываются расстояния с точностью до 0,05 км. Легенду выдают каждой команде.
На трассе, как правило, устанавливают пунк-ты контроля времени (КВ) и пункты внезапного контроля времени (ВКВ). Месторасположение пунктов КВ указывается на схеме, в легенде, описании, местоположение пунктов ВКВ участни-кам ралли не сообщается. При разработке трас-сы организаторы ралли тщательно измеряют рас-стояние между стартом, финишем и всеми пунк-тами КВ и ВКВ. Затем в зависимости от слож-ности участков устанавливают скорость движения на каждом из них.
Вторым путевым документом каждой команды (или участника) является контрольная карта, ко-
& | 1 1 | |
ч_ | - I1 п | |
~^ г | -ч П Л7 | |
.1 1 | ||
|| 1 /^КН | ||
(2\\ | ||
12 | \ | |
12 \~~~ | ||
1 1,3км | ||
^. | ||
/I | 1 ^, | |
"\ | ||
\ 0,7км | ||
<0\ | ||
Рис. | 7.2. Фрагмет | |
легвнды ралли |
Массовые походные мероприятия