Пример оформления введения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К 15-летию создания сервисного и туристского профессионального образования на Сахалине, в Сахалинском государственном университете
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ
Направления подготовки бакалавров «Туризм» и «Сервис»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма» в качестве учебно-методического пособия для обучения студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 100400.62 Туризм, 100100.62 Сервис №09-17/80 от 02.07.2014 г.
Южно-Сахалинск
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и магистрантов, осваивающих основную образовательную программу по направлениям подготовки бакалавров 100400.62 Туризм, 100100.62 Сервис. Составители: Хахулина Л.В., Донская Н.Ю., Новикова О.Ю., Шаров С.С., Балицкая И.В., Якименко Р.В., Дзюма А.А.
Под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики сервисной деятельности и туризма Л.В. Хахулиной.
Авторский коллектив:
Хахулина Л.В., к.п.н., доцент – введение, глава I, II, III, приложения
Донская Н.Ю., к.п.н., доцент – глава I, приложения
Новикова О.Ю., к.п.н., доцент – глава I, II
Шаров С.С., к.п.н., доцент – глава III
Балицкая И.В., д.п.н., профессор – глава IV
Якименко Р.В., д.п.н., профессор – глава IV
Дзюма А.А., ст. преподаватель, аспирант – глава IV
|
-– кандидат филологических наук, доцент, руководитель научно-организационного отдела Филиала Дальневосточного Федерального университета в г. Южно-Сахалинске.
- Иванова Наталья Владимировна – начальник отдела туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….….….6
Глава I. Реферат…………………………………………………….........……... 8
1. Общие положения по написанию реферата……………………………..……8
2. Структурные элементы реферата ……………………………………….….....9
3. Стилистические (языковые) особенности реферата …………... ………….12
4. Требования к оформлению ………………………………..…………………14
5. Критерии оценки ………….……………………………………………….....15
Глава II. Курсовая работа……………………..…………………………........16
1. Курсовые работы: видовое разнообразие …………………………………..17
2. Общие положения по написанию курсовой работы………………………..19
3. Структурные элементы курсовой работы …………………………………..20
4. Требования к оформлению …………………..………………………............29
5. Рекомендации по написанию курсовой работы……….……………......…..30
6. Рекомендации по защите курсовых работ …..………………………..…….31
7. Критерии оценки ………………….………………………………………….31
Глава III. Дипломная работа (бакалаврская выпускная квалификационная работа)………………………………………………...…33
1. Общие положения по написанию дипломной работы ……………...….33
2. Структурные элементы дипломной работы……………...……..……….......41
3. Основные этапы выполнения дипломной работы ……………………..…...47
4. Общие требования к оформлению дипломной работы …………………....48
5. Документация, необходимая к защите дипломной работы ……..................49
6. Рекомендации по защите дипломных работ ………………………….….....49
7. Критерии оценки …………………….…………………….……………...….51
Глава IV. Магистерская диссертация………………………………...……53
1. Общие требования по написанию магистерской диссертации ………….53
2. Цели магистерской диссертации… ……………………………………........54
3. Организация работы над магистерской диссертацией ………………….....54
4. Требования к тематике магистерской диссертации …………..……………55
5. Задание по подготовке магистерской диссертации ………………….…….56
6. Общие требования к оформлению магистерской диссертации ………….56
7. Подготовка к защите. Защита магистерской диссертации …….…...……..61
Рекомендуемая литература…………….…………………..............................64
Приложения
1. Рекомендации по оформлению слайдов мультимедийной презентации (примерная структура) ………………………………..……………….…..…....65
2. Примерный перечень тем рефератов, курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций ………………………..……………………….….. 69
3. Образец оформления титульного листа реферата и курсовой работы . 76
4. Образец оформления титульного листа БВКР………………………… 77
5. Образец оформления титульного листа раздаточного (иллюстративного) материала……………………………………..……….….. 78
6. Образец оформления титульного листа магистерской диссертации……………………………………………….……………..…... 79
7. Образец оформления титульного листа автореферата магистерской диссертации……………………………………………...……..………………. 80
8. Правила оформления отдельных источников для раздела «Список используемых источников» …………………………………..…………….… 81
9. Образец оформления сносок ……………………………...…...……….. 85
10. Образец оформления рисунка.. ………………………………………….85
11. Образец оформления таблицы …………………………...……………...86
12. Образец оформления схемы ………………………………….……….…86
13. Образец заявления на утверждение темы БКВР…………………..……87
14. Образец заявления на утверждение темы магистерской диссертации..89
15. Образец задания по подготовке БВКР ……………...……………….….90
16. Образец задания по подготовке магистерской диссертации…………..92
17. Образец календарного плана по выполнению БВКР ………………..…94
18. Форма отзыва научного руководителя о выполнении студентом(кой) БВКР…………………………………………………………………..………….95
19. Показатели оценки магистерской диссертации для научного руководителя…………………………………………………..………...……...96
20. Форма рецензии о выполнении студентом(кой) БВКР…………………97
21. Показатели оценки магистерской диссертации для рецензента ..…..…98
22. Образец титульного листа для диска с БВКР……………………..….....99
Введение
Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов (НИРС), наряду с системой учебной и воспитательной работы, является одной из важных форм учебного процесса, направленная на совершенствование профессиональных компетенций обучающихся, анализ и решение профессиональных проблем, а также успешное применение научных знаний в практической деятельности.
Основными целями организации НИРС в вузе является повышение уровня подготовки специалистов с высшим образованием посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.
Выполнение и оформление разного рода научно-исследовательских работ – один из перспективных видов исследовательской деятельности студентов и магистрантов в системе высших учебных заведений, поскольку в творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста по сервису и туризму, способного самостоятельно ориентироваться в научной литературе по актуальным вопросам развития туризма и сервисной деятельности.
Создание студенческого исследования предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и соблюдать методологическую культуру будущего специалиста[1].
Методологическая культура – это культура мышления, специфическая для определенной профессиональной сферы. Она предполагает знание специалистом определенных методологических норм, или правил научного познания и умение их применять в процессе решения конкретных практических задач. Некоторые из этих норм содержатся в предлагаемых методических рекомендациях.
Необходимость формирования методологической культуры будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма продиктована временем, поскольку одними из важных составляющих его профессиональных компетенций являются навыки организации, планирования и совершенствования деятельности предприятий отрасли, проектирования программы организационных изменений, разработки и внедрения инновационных технологий на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Наличие данных компонентов методологической культуры у будущего специалиста позволяет судить о его готовности осуществлять профессиональную деятельность творчески, самостоятельно и уверенно.
Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке реферативных, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций.
Пособие содержит методические рекомендации по выполнению рефератов, курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров по направлениям 100400.62 Туризм, 100100.62 Сервис.
Глава I. РЕФЕРАТ
1. Общие положения по написанию реферата
Реферат (от лат. «referrer» – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение в письменном виде или форме публичного доклада сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников по общей тематике. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, а также собственные взгляды на нее.
Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала соответствовать требованиям научного стиля изложения и носить проблемно-тематический характер.
Тематика рефератов обычно определяется преподавателем и отражается в рабочей программе дисциплины, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Тема, в конечном итоге, должна быть актуальной, оригинальной, интересной по содержанию, а также укладываться в рамки изучаемых дисциплин основной образовательной программы.
Предваряет выбор темы реферата определение авторского интереса к проблеме, которую он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы:
1. Определение темы реферата.
2. Разработка плана (содержания) реферата.
3. Подбор и изучение основных источников по теме: научных, научно-практических, публицистических, статистических, нормативных.
4. Составление списка используемых источников.
5. Анализ и систематизация информации.
6. Написание реферата и его оформление.
2. Структурные элементы реферата
1. Титульный лист (см. приложение 3);
2. Содержание, в котором последовательно, с указанием страниц, перечисляются структурные элементы реферата.
Пример составления содержания (плана) реферата на тему «Виды туристских организаций»:
Содержание
Введение …………………………………………………………….………….. ..3
Глава 1. Характеристика международных туристских организаций: ВТО, ICAO, IATA…...…………………………………………………………………...4
Глава 2. Характеристика российских туристских организаций: РСТ (РАТА), НТК, «Турпомощь» ………………………………………………...……….…...9
Заключение…………………………………………………………………..….13
Список использованных источников…..………………………….………….14
3. Введение. Структура введения:
- Актуальность исследования, где формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость (т.е. ответить на вопрос – «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Какова степень важности исследования для решения данного вопроса?», «Что необходимо изучить из того, что ранее изучено не было?»).
- Цель(т.е. ответить на вопрос – «Какой результат исследования мы намерены получить? Каким мы видим результат исследования?»).
Формулировка цели обычно осуществляется при помощи глаголов: рассмотреть, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), обобщить и т.д.
Например:
Цель реферата – рассмотреть международные и российские туристские организации.
Цель реферата – сравнить SPA-курорты юго-восточной Азии.
Цель реферата – проанализировать особенности франчайзингового соглашения в организации управления сети предприятий общественного питания.
- Задачи реферата (т.е. ответить на вопрос – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»),например:
1. изучить научную, научно-практическую, нормативную литературу по проблеме исследования;
2. дать определение понятию «туристские организации»;
3. разработать план-схему характеристика туристской организации;;
4. охарактеризовать деятельность международных и российских туристских организаций;
5. сформулировать выводы исследования.
- Характеристика используемых источников представляет собой краткое описание наиболее значимых научных исследований, которые были использованы автором реферата (т.е. ответить на вопрос – «Кто, когда и в каких трудах занимался изучением данного вопроса?»).
Пример оформления введения
Основная часть реферата может быть представлена двумя главами.
4. Основная часть реферата может быть представленадвумя главами.Каждый раздел, обстоятельно и последовательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены рисунки, таблицы, графики и схемы.