Локальные препятствия (ЛП)

Категория

трудности

препятствия

Характеристика препятствия

Эквива-

лентный

пробег, км

н/к

(простей-шая)

1А (проотая)

1Б (средняя)

2А (спожная)

2Б (навесная)

н/к

н/к

(простей-ший)

1А (простой)

1Б (средний)

н/к

(легкопро-ходимое)

Переправы

Переправы через реки с небольшой скоростью тече-ния (не более 0,5 м/сек); глубина - 0,5-0,6 м; пере-ходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м.

Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (ок. 1,5 м/сек); глубина - до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек.

Переправа через реки шириной более 20 м; ско-рость течения выше средней (до 2 м/сек); глубина -более 0,8 м. Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует.

Ширина реки - 30 м, скорость течения около 3 м/сек, глубина - 0,8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, чаоть из которой страхует.

Ширина реки - 30 м, скорость течения - 3 м/сек и более, глубина - 1,2 м и более. Пвреправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа пер-вого участника - с применением ппавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страхов-кой.

Перевальные взлеты (за каждые 100 м пути)

Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими ска-лами, не требующими коллективной страховки.

Простые, осыпные, снежные и скальные склоны кру-тизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.

Каньоны (за каждые 100 м пути)

Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без отраховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м.

Движение без страховки, дпина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м. Движение вдоль каньона не менее 200 м; примене-ние страховки не менее чем на 25% длины участка.

Болота (за каждые 100 м пути)

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, необходима индивидуальная страховка.

1,5

Методика категорирования велосипедных маршрутов

Таблица 10.2 (продолжение)

Категория трудности препятствия   Характеристика препятствия   Эквива-лентный пробег, км  
1А (кочкар-   Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная    
никовое)   страховка.      
1Б (топи,   Индивидуальная и коллективная страховка, создание    
мари)   мостов из жердей, установка перил.      
    Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)      
н/к (мелкая,   Камни небопьшие, крутизна склона - 15-20°.    
пологая)          
1А   Камни «живые» размером до 1 м, крутизна склона    
(средняя,   - до 25°, индивидуальная страховка.      
пологая)          
    Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути)      
н/к (неглу-   Снежный покров глубиной 10-25 см. Лед, покрытый    
бокий по-   сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см.      
кров; фир-          
новый снег)          
1А (средний   Раскисший или неплотный снежный покров глубиной    
покров;   0,5-0,6 м и более. Лед с шероховатой поверхностью.      
фирновый          
лед)          
    Пески (за каждые 100 м пути)      
н/к   Отдельные гряды или пунки песков.   0,5  
(грядовые)          
1А   Сплошные участки ровных песков.   1,5  
(сплошные)          
    Растительный покров (за каждые 100 м пути)      
н/к (лес   Лес проходится по тропам или легко без них.   0,5  
легкопро-          
ходимый)          
1А (лес   Наличие густозаросших участков, подлеска.    
среднепро-          
ходимый)          
1Б (высо-   Скрытые в траве неровности склона, углубления,    
котравье)   камни, крутизна склона не менее 20°.      
2А (лес   Много участков завалов, бурепомов, гпубокий мша-    
труднопро-   ник и т. д.      
ходимый)          
2Б (стла-   Кедровый, березовый стланик, бамбук, гари.    
ник, гари)          

Таблица 10.3 Бапльная оценка препятствий по категориям трудности

Категория трудности            
Копичество баплов   1,1-1,5   1,6-2,5   2,6-3,9   4-5,9   6-8  

СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

для горных участков:

КТ = Кн

(3)

где КТ - количество баллов для определения категории спожности ПП;

Кпк - коэффициент дорожного покрытия (определяется по табл. 10.4)

Табпица 10.4

Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк) дпя различных типов дорог н троп

Асфапьт

Профилированная гравийная или грунтовая дорога

Каменистая, щебеночная ипи непрофилированная грунтовая дорога

Используемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа

Зимник, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, туристская

тропа

Труднопроходимое бездорожье, осложненное множеством мепких

локальных препятствий

0,8

1,4

2,5

КПР - коэффициент протяженности, рассчитывается по форму-ле (4):

1-пп

= 1 +

(4)

где ипп - дпина ПП в км.

КПЕР - коэффициент пересеченности местности (опредепяется по табл. 10.5).

Таблица 10.5 Значение коэффициента пересеченности местности (КП№)

Плоская равнина

Слабопересеченная местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м

Среднепересеченная местность с уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м

Сильнопересеченная местность с уклонами дорог свыше 8% и перепадами высот до 200 м

0,8 1

1,2 1,4

Кнв - коэффициент набора высоты, равен:

до 200 м 200-500 м 501-800 м

1.0

1.1

1.2

801-1100 м 1,4

1101-1400 м 1,6

свыше 1400 м 2,0

Кв - коэффициент абсолютной высоты (определяется по табл. 10.6).

Методика категорирования велосипедных маршрутов

Табпица 10.6

Значение коэффициента абсолютной высоты (Кв) в зависимости от района похода

Высота, м   Кавказ   Сибирь   Запопярье   Прочие  
до 500          
501-1000     1,1   1,2    
1001-1500   1,1   1,2   1,4    
1501-2000   1,2   1,3   1,6   1,1  
2001 -2500   1,3   1,4   -   1,2  
2501-3000   1,4   1,6   -   1,3  
3001-3500   1,5   1,7   -   1,4  
3501 -4000   -   -   -   1,6  
4001-4500   -   ' -   -   1,8  
4501-5000   -   -   -    
свыше 5000   -   -   -   2,4  

ККР - коэффициент крутизны (уклон), равен:

до 4% 1,0 нп •"•""

4-6% 1,1

7-9% 1,3

10-12% 13-14% свыше 14%

1,5 1,8 2,0

При этом процент уклона определяется по следующей формуле:

(5)

—— • 100%, Пр

где НВ - набор высоты, м;

Пр - протяженность подъема при преодолении препятствия, м.

Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе мо-жет быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на другие параметры.

А=1,4 - высокая степень автономности, когда количество насе-ленных пунктов не превышает одного на 100 км маршрута.

А = 1,0 - средняя степень автономности, когда количество насе-ленных пунктов не превышает одного на 20 км маршрута.

А = 0,5 - неавтономные походы. Для случаев походов с механи-ческим транспортом сопровождения ипи попным отсутствием поле-вых ночлегов.

(При подсчете среднего количества населенных пунктов на мар-шруте первые и последние 100 км в расчет не берутся).

Сезонно-географический показатель (СГ) определяется по табл. 10.7.

559СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Таблица 10.7 Сезонно-географический показатель (СГ)

Район   Сезонность   Показатель СГ (баплы)  
1. Равнины и низкогорья          
Средняя часть России   март, ноябрь зима   6 12  
Север европейской части России   апрель, октябрь март, ноябрь зима   6 10 15  
Сибирь   апрель, октябрь март, ноябрь зима   10 15 20  
Пустыни государств Средней Азии и другие аналогичные им районы   лето    
2. Горы          
Среднегорье   март, апрель ноябрь; зима   6 12  
Высокогорье   май, октябрь март, апрель ноябрь; зима   6 10 20  
Горы Запопярья, Северной и Восточной Сибири   апрель, май октябрь; зима   10 20  

Табпица 10.8 Оценка категории спожности вепосипедного маршрута

Параметр маршрута   Категория спожности   маршрута      
1 II III   IV   V   VI'  
Продолжительность похода минимапьная, дни   6 8 10        
Протяженность маршрута минимапьная. км   400 500 650        
Максимапьное количество баллов, идущее в зачет, за протяженные препятствия:                  
1 к.т.       -   -  
2 к.т.   6 14 5       -  
3 к.т.   14 24        
4 к.т.   _        
5 к.т.   _       60 и более  
Категория сложности (КС) в баллах по формупе (6)   2-6 7-14 15-24   25-39 40-59   60 и более  

* - Приводятся ориентировочные параметры для вепопоходов VI категории сложности, которая, вероятно, будет введена в ЕВСКМ поспе апробации дан-ной методики и указанных параметров.

I

________Паспорт препятствий вепосипедного маршрута...

Определение категории сложности маршрута.

Суммарная оценка категории спожности маршрута (КС) в баллах производится по формупе (6):

КС = П х / х А + СГ, (6)

где П - сумма баллов по всем протяженным препятствиям (бал-пы опредепяются по табл. 10.3 или рассчитываются по параметрам препятствия);

/ - показатепь интенсивности, вычисленный по формупе (1);

А - показатель автономности;

СГ - сезонно-географический показатепь из табл. 10.7.

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для мар-шрутов !-\/ к. с. в табл. 10.8, по которой и определяется категория спожности маршрута.

Наши рекомендации